Швейцарские исследователи: «Украина может считаться вторым крупным провалом внешней политики Евросоюза после Югославии»
Политика и геополитика

    В мае 2015 года Институт глобальных исследований Женевского университета опубликовал подробный доклад (формат PDF) о положении дел с коррупцией на Украине. 180-страничный документ готовился с сентября 2013 по январь 2014 года по материалам предыдущих лет и в ряде отношений устарел из-за резко изменившейся после государственного переворота политической ситуации. Тем не менее авторы исследования проделали огромную работу по выявлению причин превращения Украины в тотально коррумпированное государство, каким она ныне является, и по истории развития в украинском обществе коррупционных связей.

    Авторы не скрывают своих сомнений насчёт того, насколько картина, воссозданная в их докладе, может служить ориентиром в оценке нынешнего положения вещей: «Мы долго размышляли об актуальности продолжения этого отчёта, — пишут авторы доклада, — и, учитывая хаотическую ситуацию в стране, большие суммы денег, технической и людской помощи, которыми помогают западные страны Украине, нынешний уровень коррупции, насилие и административный хаос, мы пришли к выводу, что данный отчёт может донести некоторую информацию, которая может быть полезна политикам разных стран с точки зрения планирования дальнейшей судебной и антикриминальной политики и администрирования».

    Сопоставляя ситуацию с коррупцией в стране до и после государственного переворота, швейцарские исследователи делают выводы, способные шокировать обывателей, привыкших к западной пропаганде: «Публичная коррупция и конфликт интересов остаются значительной проблемой для Украины, как тогда, так и сейчас. Любому участнику сотрудничества с Украиной придётся взаимодействовать с группами, которые связаны с олигархическими структурами. Если раньше мы наблюдали тенденцию к усилению вертикали власти, продвигаемую бывшим президентом Януковичем, то после падения прежнего режима публичная коррупция вышла из-под контроля».

    Исследователи из Женевы высоко оценивают меры, которые принимал «тиран» и «коррупционер» Янукович в борьбе со взяточничеством. Авторы доклада отмечают, что ряд принятых при Януковиче законодательных актов существенно осложнил жизнь украинским коррупционерам, в том числе высокопоставленным. Главной претензией к бывшему украинскому президенту является однобокость применения антикоррупционных мер, которые использовались в первую очередь против политических оппонентов Януковича. При этом в тексте отчёта не прослеживается обычное для западных СМИ осуждение привлечения к уголовной ответственности бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко, а коррупционное досье Юлии Тимошенко вынесено отдельной главой в Приложения к документу.

    Разница же в коррупции государственных чиновников при Януковиче и коррупции при Порошенко, по мнению исследователей, заключается в том, что раньше казна разворовывалась с использованием тендеров, торгов, налоговых поступлений и валютной выручки, а теперь «ситуация изменилась только в том, что деньги, которые сейчас попадают в эту категорию, берутся не из украинского производства, а всё больше и больше из иностранной помощи: раньше эти деньги поступали из России, сейчас они приходят из ЕС, США и таких международных организаций, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, ЕБРР или по каналам многосторонней финансовой помощи». Коррупционная база резко увеличилась за счёт новых направлений, «таких как рейдерство и корпоративные мошенничества, являющиеся для Украины относительно новыми. Развал государственных институтов с мая-июня 2014 г. увеличил и сделал более разнообразным незаконный оборот не только криминализированных товаров (наркотики, оружие, торговля людьми. – А.Д.), но и базовых потребительских товаров».

    * * *


    Наиболее значимым фактором украинской коррупции авторы документа считают олигархические группы, влияние и, соответственно, масштабы коррупционной деятельности которых определяются их близостью к действующей власти: «Союз между олигархами и государством прочно укоренился на самом высоком правительственном уровне, а на местном уровне судья, полиция, местные правительственные чиновники и политические деятели объединялись в коррумпированные сети для взаимного обогащения за государственный счёт». Причём многие из этих групп швейцарские эксперты связывают с советскими и постсоветскими организованными преступными группировками. Например, они подробно рассматривают связи Дмитрия Фирташа с криминальным авторитетом Семёном Могилевичем и с криминальным окружением бывшего украинского премьера Павла Лазаренко.

    Однако государственный переворот и последовавшие за ним события внесли изменения в коррупционные связи украинских олигархов: «Гражданская война на востоке и события на юге страны привели к обострению напряжённости между олигархами; некоторые из них, рассматривая войну как возможность приумножать активы, перераспределить карты, забирают всё больше и больше власти и контроля над производственными мощностями: сталь, уголь, газ, электричество, коммуникации, железные дороги и др.». По словам неназванного сотрудника НАТО, работающего на Украине, сегодня украинское правительство подпирает пятёрку олигархов, которые «приобретают активы по дешёвке».

    В докладе приводятся примеры некоторых коррупционных перспектив, открывшихся перед олигархами и промышленниками в результате военных действий. Например, в связи с обеспечением выросших в 2,5 раза потребностей армии в бензине. После принятия упрощённой процедуры торгов для армии стало возможным заключать договоры без публичного тендера. В результате компания одного из олигархов продала керосин украинской армии по цене в 1,5 раза выше довоенной. В мае 2014 года компания, принадлежащая тому же олигарху, торговала военной техникой для армии с огромной маржой «и даже получила разрешение Кабинета министров Украины на импорт военной каски по цене на 16% выше конкурентов».

    Приводится заявление помощника министра обороны Украины Юрия Бирюкова 5-му каналу со ссылкой на министра обороны о том, что сейчас на Украине разворовывается от 20% до 25% военных расходов. По подсчётам Бирюкова, «у украинских военных украдены примерно 450 миллионов долларов». Авторы исследования приводят также такой факт, что «на одном из оборонных заводов из каждых потраченных 100 долларов 81 доллар был украден».

    * * *


    Основную ставку в борьбе с коррупцией нынешняя украинская власть сделала на специально созданные антикоррупционные общественные органы. Однако, даже не зная о том, что сегодня сама борьба с коррупцией на Украине немедленно превращается в новую коррупционную кормушку, швейцарцы в принципе раскритиковали подход, при котором вместо одного органа создано два дублирующих друг друга — Антикоррупционный комитет и Антикоррупционное бюро. Ещё большей критике подверглась программа люстрации, введенная украинским законом, поскольку «люстрация сама по себе не прекращает коррупцию, а просто применяет внесудебные нормы политического процесса, что в свою очередь усиливает зависимость правосудия от политической власти».

    Ссылаясь на решение Венецианской комиссии, авторы документа отмечают недостатки закона «О люстрации». В частности, Венецианская комиссия требовала пересмотра критериев люстрации, создания возможности отложить административные решения о люстрации, а также публикации информации о том, кто подлежит люстрации, только после выдачи окончательного решения суда. В докладе отмечается также, что расплывчатость украинского законодательства о люстрации «может подготовить почву для незаконных массовых произвольных политических репрессий».

    Швейцарские исследователи предупреждают: «Люстрационная программа может оказаться катастрофой для Украины, особенно в правоохранительных органах». То же относится и к судебной власти: «Введение люстрации внутри судебных структур – это большая политическая ошибка». Обосновывается это следующим образом: люстрация, «отстраняя большую часть незаменимых профессионалов… просто заменяет старых чиновников новыми, которые придерживаются тех же правил, и все знают, что одни и те же причины будут вызывать те же самые следствия».

    Люстрация украинских судебных работников, считают швейцарские исследователи, не только не даст ожидаемого эффекта, но и, вполне вероятно, ухудшит существующее положение: «Увольнение старого сотрудника не создаёт гарантий того, что другой, пришедший на его место, не станет ещё более коррумпированным, если он хочет выжить экономически и социально в новой Украине. Это подорвёт легитимность судебной власти и сделает её ещё хуже, чем раньше».

    * * *


    Выводы экспертов Института глобальных исследований Женевского университета относительно роли Евросоюза в происходящем на Украине и последствий европейской вовлечённости в украинские дела для ЕС поистине убийственны. Швейцарские исследователи заявляют, что «Украина может считаться вторым крупным провалом внешней политики Евросоюза после Югославии».

    Цитируем доклад Института глобальных исследований: «Положительное влияние политики интеграции с ЕС весьма сомнительно: хотя она уже отработана в некоторых странах, она была катастрофической в таких странах, как Румыния и Болгария. Хотя ЕС всегда играл стабилизирующую роль во всех этих странах, в напряжённой экономической ситуации в нестабильных странах во многих случаях он может сильно дестабилизировать социальную и политическую структуру. Мы должны также заметить, что Украина может считаться вторым крупным провалом внешней политики ЕС после Югославии, потому что Союз был не в состоянии помешать войне». Дело в том, что «демократия не может быть навязана извне», и попытки навязать её способны «привести целые географические зоны с огромным населением к катастрофе войны, ненависти и жестокости, разрушая тонкую оболочку цивилизации, строившуюся человечеством веками».

    Не исключено, что «Украина может стать Немезидой Европы», возмездием за нарушение общественных и моральных норм. И это касается не только страхов перед резким ростом конкуренции на европейском рынке труда из-за возможного наплыва украинских гастарбайтеров. «Как это случилось с интеграцией восточноевропейских стран (в том числе Польши), массовая миграция в сторону Западной Европы создала огромные проблемы не только в плане экспорта преступности, но и в плане «политического механизма» и недобросовестной конкуренции на рынках труда».

    В случае с Украиной опасение европейцев гораздо серьёзнее, чем в случае с Болгарией или Румынией. Они боятся, что Киев, опираясь на грузинский опыт борьбы с организованной преступностью, вынудит украинские ОПГ переместить свои базы в «ядро Евросоюза», попросту колонизовав наиболее благополучные европейские страны. «Данная ситуация является более опасной для Европы, чем для украинцев. Конечно, украинское население страдает от лишений, насилия, коррупции и произвола, царящего в сельской местности, пригородах и т. д. Это вынуждает многих украинцев покидать свою страну, и некоторые из них приносят в своём багаже в ЕС ухищрения и ноу-хау в области преступной деятельности. Поток новых уголовников, который хлынет на организованные незаконные рынки, заставит существующие в ЕС преступные группы перераспределить долю пирога. Если это приведёт к увеличению потенциала организованных преступных групп в ЕС (украинцы могут привнести много нового: оружие, кадры, коррупционные схемы, навыки в области экономической преступности), там снова начнут происходить уже забытые трагедии и убийства, которыми сопровождаются локальные войны мафии».

    Любопытен и вывод швейцарских экспертов, касающийся роли европейской пропаганды в отношении событий на Украине: «Военные действия усугубляют информационную и пропагандистскую войну. Официальные СМИ, Интернет и частные средства массовой информации не только на Украине, но и в ЕС, с одной стороны, в России — с другой, фиксируют внимание на борьбе… В то же время информационная война… поставила под сомнение легитимность самих институтов ЕС в данном вопросе, их независимость, их качество, их возможность доносить своим клиентам достоверную информацию с интеллектуальными комментариями и анализом».

    * * *


    Немало внимания уделяют эксперты Института глобальных исследований рекомендациям в отношении того, как быть с Украиной дальше, поскольку происходящее в этой стране всё больше напоминает бывшую Югославию. Соответственно, и возможные последствия политики Евросоюза в отношении Украины мало отличаются от югославских: «ЕС не должен повторить ошибки, допущенные на Балканах… У нас уже более 15 лет опыта анализа результатов той катастрофической политики: расширение коррупции, неизменно высокий уровень безработицы, экологические катастрофы и создание мафиозного государства или закрытых экстремистских сообществ, бурно развивающаяся незаконная торговля людьми, почти неразвивающаяся инфраструктура и страдания образованной части населения».

    Выводы швейцарских исследователей, касающиеся будущего Украины и в том числе существующего там политического режима, шокируют: «Нынешние институты вообще не эффективны… Мы видели, как в начале марта 2015 года, после подписания Минских соглашений демонстративный отвод тяжёлых вооружений от линии прекращения огня почти сразу зажёг в Киеве другой огонь: полемика, споры, драки и т. д. Налицо все признаки соскальзывания Украины в будущем к более авторитарному государству, которое, чтобы избежать полного хаоса, должно будет контролировать правящие ныне в стране силы, включая организованные преступные группировки. Это приведёт или к тоталитаризму советского типа, или к крайнему национализму. В настоящее время кажется, что не без помощи некоторых стран-членов Европейского cоюза второй вариант более вероятен, чем первый».

    Соскальзывание Украины к государству неонацистского образца, разумеется, обставляется всевозможными демократическими процедурами, но эти декорации ничего не меняют: «Шаги украинского государства к легитимности на основе выборов не более успешны, чем лечение запущенного рака медицинским пластырем», — констатируют швейцарские исследователи. И эти шаги в условиях гражданской войны «делают перспективу возможных исходов для Украины ещё более сложной, неопределённой и тёмной».

    Категоричен вывод авторов доклада в отношении перспектив унитарной Украины: «Похоже, что в среднесрочной перспективе Украина никогда не будет способна стать централизованным государством. Государственные институты должны оставить больше пространства для регионов и создать настоящую федерацию, как в Германии, США или Швейцарии». Однако даже федеративная Украина не рассматривается авторами доклада как вариант решения всех проблем: «Мы не видим приемлемого будущего для Украины, — пишут они. — Даже если страна разделится, проблемы останутся те же: как создать жизнеспособную основу благополучия населения».

    Впрочем, вопросы будущего Украины, раздираемой гражданской войной и вскормившей нацизм, решаются отнюдь не на Украине. Швейцарские исследователи не скрывают этого: «Как нам напомнили в феврале 2015, — говорят они, — будущее Украины мало зависит от украинцев».
    По материалам: fondsk.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 07 июня 2015, 08:49
    • corvet

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021