В наше больное время героями правят разбогатевшие лакеи
Общество

    Аристотель, который одним из первых занялся фундаментальным осмыслением политических процессов, называл политику высшим из искусств, а человека считал «политическим животным». Тех, кто обретается вне сферы государства, Аристотель рассматривал либо как нравственно недоразвитых существ, либо как сверхлюдей.

    Слово «политика» происходит от греческого «полис», что равнозначно современному термину «государство», и отличается от него сугубо территориальными масштабами. Полис, то есть государство, тот же Аристотель считал общественно-моральным приоритетом, стоящим выше частностей, например, семейных отношений и индивидуальной свободы. Государство воспринималось им, как целое, а составляющие его элементы, в том числе индивидуумы, как части целого. Целое превыше части своей бытийной целостностью, следовательно, государство превыше частных интересов. Существование индивидуумов исключительно в познавательных границах собственной индивидуальности Аристотель определял термином «аполитея» (аполитичность, отсутствие политического), которому придавал резко негативное значение.

    Политика есть столкновение индивидуума с внеиндивидуальными явлениями, которые требуют реакции и эффективного осознания их сути. Запертый в индивидуальности человек не способен на своевременную реакцию, и руководствуется инерционным мышлением. Их Аристотель называл «зверями», то есть не людьми. Подобно животным, такие индивидуумы не выходят за пределы собственного микрокосма, ограничиваясь небольшим числом абстрактностей.

    Сверхлюди, не нуждающиеся в политике, – это гении, пророки, аскеты, созерцающие чистые идеи, не опускаясь до их эмпирического проявления. Масштабность их мышления превышает масштабы политической эмпирии, поскольку их аполитея несёт в себе духовный заряд макрокосма.

    Таким образом, аполитея, если очертить её контуры, имеет двухполюсную конструкцию, где на одном полюсе – абсолютное меньшинство (отшельники, герои, гениальные личности), а на другом – те, кто ограничивается индивидуальным микрокосмом.

    В обществе премодерна (доиндустриальной эпохи) политика носила тотальный характер, являясь частью системы сакральной картины мироустройства. Сила традиции, родовая память, верность обрядовому осмыслению душевной жизни человек Традиции наделял сакральным (священным) принципом, в том числе, и довлеющую над ним политическую власть. Почитание среди диких племён жрецов и вождей как богов или их посланцев, соотносимо с возвеличиванием в традиционном европейском обществе королей и военачальников. Прозвища известных исторических личностей той эпохи отождествляли их носителя с высшими силами или нечеловеческой крепостью (Владимир Красное Солнышко, Тимур, в переводе с тюркского — «железо», и т.д.).

    Власть имела вертикальное измерение, где высший полюс занимало то, что объяснялось божественной природой. Властные полномочия были прерогативой избранных. Их воля была тотальна, как проявление политической эмпирии. Политическим измерением обладает даже семья, где присутствует властная вертикаль. В традиционном обществе, основанном на патриархате, это было особенно заметно. Центральной фигурой традиционного общества является носитель героического сознания. Так, древние мифы, их эзотерические сюжеты насыщены воинственным духом, который был обратным проявлением божественной воли.

    Традиционалистской политике были присущи ярко выраженная мужественность, что отражалось на социальной стратификации общества, где наверху социальной пирамиды находились правители (жрецы, вожди), затем – воины, и на нижних ступенях – носители недостаточной мужественности (инвалиды, убогие, дети) и феминоидности (женщины).

    Не менее значимое осмысление сферы политики принадлежит Платону. Согласно ему, общество делится на касты, управленческими функциями высшего порядка среди которых обладает жречество (в индусской мифологии – брахманы). Жрецы созерцают идеи, проникая в глубину онтологических процессов в их эмпирическом проявлении. Воины (в индусской мифологии – кшатрии) суть исполнители жреческих указаний и носители мужественного начала, необходимого для зарождения государства и его укрепления. К ремесленникам, купечеству и крестьянству (в индусской мифологии – вайшьи, шудры) необходимо причислялись те, кто достиг порога умеренности, но не обладали достаточным уровнем волевого начала и мудрости.

    Класс жрецов, по Платону, полагалось пополнять за счёт наиболее мудрых и развитых воинов, но не ранее, чем воину исполнится пятьдесят лет. Таким образом, представители крестьянства, торговой и ремесленной прослойки к управлению государством не допускались, как неспособные.

    Принадлежность к касте рассматривалась, как состояние души. Гармония в обществе была возможна лишь при гармоничном сосуществовании каст. Это, в свою очередь, означало, что каждый член общества должен был занимать предназначенную ему природой социальную нишу, не претендуя на то, что он не в состоянии осуществить. Наиболее краткое выражение этого принципа принадлежит Фридриху Ницше «Братья мои! Люди неравны!».

    Эпохе премодерна было присуще идеократическое понимание политики, где идее и её носителям уделялось больше внимания, чем в более поздние эпохи. Древние формы государственности в своих теоретических разработках были более философскими, чем в наше время. Экономоцентричное и индивидуалистское восприятие Политического были сведены к минимуму.

    Этому способствовало и сакральное отношение к географическому пространству.

    В рамках сакральной географии Вселенная получала политически насыщенное описание. Между конкретной климатической зоной и населяющим её народом, по мнению древних, существовала сакральная связь, определявшая политические механизмы, которыми этот народ руководствовался.

    Иными словами, понятие политического воспринималось как обратная сторона географии. Северным народам приписывали варварство и необузданность. Южным народам – остроумие и тягу к знаниям более чем к войне.

    Сакрально понятое географическое пространство и свойственное ей влияние воздействовали и на теологическое восприятие мироустройства. Боги «варварских» и «изнеженных» народов каждый несли на себе отпечаток их психики.

    В традиционном обществе внешний мир воспринимался как наполненное священными смыслами пространство. К внешнему миру относилось и понятие политического. Как сам мир не разделяли на искусственное и органически присущее, на природное и общественное, на коллективистское и индивидуальное, так же не отделяли от этого мира и политику. Политика была одной из граней проявления Божьего Промысла.

    Наше время больно демократией. Её Аристотель считал одним из худших стилей правления, коему свойственно усечённое понятие сакрального, низведение сферы политики до примитивного экономоцентризма, где зачастую героями правят разбогатевшие лакеи.

    «Демократия – это право вшей поедать львов», — говорил Ж. Клемансо. Но политики, твердя о демократии, считают себя умнее Аристотеля и Клемансо вместе взятых.
    Источник: segodnia.ru

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017