Школьная реформа: «долгий путь без цели»
Власть и общество


    Недавно попался на глаза проект под названием «Новая школа». Обычное бюрократическое сочинение безызвестного чиновника, где всё правильно, но ничего конкретного и обязывающего. Чего и не может быть, потому что ЦЕЛИ реформ задаются высшим политическим руководством, Государем. Образование, как отдельного человека, так и общества в целом, -это средство. А цель — формирование человека определённого типа, способного решать определённые задачи. А какие? Какие у нас задачи? Вот тут-то и становится до прозрачности понятно, что задач никаких и нет.

    Для создания или преобразования чего-либо (реформа – это и есть преобразование) необходим ОБРАЗ РЕЗУЛЬТАТА. Цель должна быть поставлена в ясной и верифицируемой форме. Это значит, что вы должны с лёгкостью определить, достигли вы результата или нет.

    Положим, вы решили улучшить свою жизнь и начать работать для этого над собой. Если вы сформулируете цель так: «Я хочу стать культурным человеком, овладеть современными навыками, укрепить своё здоровье и зарабатывать больше денег», — вы гарантированно ничего не достигнете. Если же вы сформулируете хотя бы одну (только одну!), но ясную цель, то весьма вероятно, что вы сможете её достичь и тем самым усовершенствуете себя и свою жизнь. Например: «Через год я буду зарабатывать столько-то в месяц». «Чего мне не хватает? Мне надо получить водительские права, научиться уверенно управлять транспортным средством и приобрести навыки учёта.» Или: «Научиться без труда вести переговоры по-английски». Цели могут быть разные, но их надоформулировать так, чтобы в любой момент было ясно, достиг ты этого или не достиг.
    Второй важнейший принцип формулирования целей – их не должно быть много. Лучше если цель будет одна. Взбираться надо на одну вершину. Достигнешь одной цели — ставь вторую.
    Слабый человек приходит в ужас: а как же разносторонность? Комплексный подход? А вдруг мы достигнем этого, а всё остальное останется в пренебрежении? Да, останется! Но одного-то достигнешь. А будешь пытаться охватить всё — не достигнешь ничего.

    Это элементарные ЗАКОНЫ УСПЕХА, они годятся и для карьеры отдельного человека, и для реформ государства.

    ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОБРАЗОВАНИЮ законы успеха выглядят так. Почему советская школа, созданная на очень скудные деньги, где преподавали нищие учителя, тем не менее, была одной из лучших в мире? Известно, что наши школьники, попадая в западные школы, на порядок отличались от тамошних школьников.

    Ответ прост. Тов. Сталин грамотно сформулировал задачу. Грамотно с точки зрения науки успеха. Советская школа готовила вовсе не какую-то там аморфную личность, потребную для перехода от аграрного общества к индустриальному (так сказано в «Проекте»). Вовсе нет. Она (и вся система образования) готовила рабочих и инженеров военно-промышленного комплекса, а также некоторое количество колхозников и агрономов. Те и другие осваивали государственную идеологию. И ничего сверх этого.
    Начиная любые реформы, надо понимать, как будет выглядеть воспитанник школы (средней или высшей — не важно) НА ВЫХОДЕ из нее. В советской школе это был квалифицированный рабочий или инженер (агроном), глубоко убеждённый в догматах государственной идеологии (своего рода светской религии). Таков был госзаказ школе.

    Школа взяла под козырёк и выполнила задание. Под этот госзаказ была создана единая, трудовая, политехническая школа. Это не просто слоган — каждое слово тут имеет свое значение. Единая. Это значит, что все изучают одно и тоже: по одной программе, в одни сроки. Это было своеобразно-величественное здание: в определенный день все восьмые классы страны изучают причины французской революции или второй закон Ньютона. Плюс-минус неделя. Лучшие учёные страны, а не безызвестные проходимцы составляли стабильные учебники, которые не менялись годами. Единство школы обеспечивало то, что называлось тогда «идейно-политическим единством советского народа». Определённый уровень единомыслия необходим любому народу. В традиционных обществах его обеспечивает религия, сегодня — реклама и прочие господствующие пошлости. Так что пусть уж лучше люди будут придерживаться единых взглядов на причины падения Древнего Рима или научный подвиг Джордано Бруно, чем на прокладки с крылышками или перипетии судьбы «кумиров».

    Трудовая. Школьников готовили к производительному труду — на заводе или в колхозе. Сама подготовка была не всегда удачной, но идеология была заточена на это.

    Сегодня труд из школы изгнан. Дети воспитываются исходя из молчаливого предположения, что работать будут другие. Не они. Китайцы, вероятно, или таджики. А они готовятся максимум к карьере офисных сидельцев. Уроков труда нет, на участке не работают, разве что пол подметают. Классы производственного обучения, где были хоть какие-то станки, ликвидированы.
    Главное достижение, которому обучаются школьники, — презентации какой-то схоластической ерунды, надёрганной из Интернета, с использованием проектора. За это детям дают грамоты и включают их в «портфолио».

    В результате такой подготовки и возникают унылые офисные сидельцы. Речь даже не столько о приобретаемых навыках, сколько о формировании общей жизненной ориентации.

    Политехническая Школа (вся – и средняя, и высшая) имела крен в техническую сторону. Нас, помнится, учили любить ракеты, экскаваторы, плотины ГЭС и достижения передовой советской науки. Именно по этой причине она, наука, таковой и была. Гуманитариев выпускалось очень мало, потому что много и не требовалось; в основном, они обслуживали цели коммунистического воспитания трудящихся.

    Средства были точно наведены на цель. Как баллистическая ракета.
    Школа имела три ступени: начальная составляла 4 года, плюс еще 4 года неполная средняя. После 8-го класса самые умные учились ещё 2 года и нацеливались на получение высшего образования. Остальные растекались по техникумам, ПТУ, уходили на производство. Эти люди становились рабочими и техниками. В 1950-е годы было много школ-восьмилеток. Тогда верно понимали, что получить истинное образование высшего типа могут только самые умные и способные, а остальным это просто не требуется. В 1950-е годы особых конкурсов в вузы не было: количество абитуриентов более-менее совпадало с количеством выпускников десятилетки. Это уже в более позднее время, в 1970-е, государство дало слабину и наоткрывало массу десятилеток, где якобы получали образование без смысла и без цели те, кто ни к какому образованию не был способен, да и не стремился.

    В классической советской школе (1950-е годы) те, кто шёл в 9-й класс, были будущими инженерами-агрономами, учителями и теми, кто составлял исчезающе малый процент гуманитариев.

    Каков результат? С малыми средствами, дважды подняв страну из развалин (после гражданской и двух мировых войн), СССР достиг военного паритета с США и стал современной индустриально-аграрной страной, способной к самостоятельной жизни и развитию. Пусть промышленность была не первого разряда, сельское хозяйство технологически отставало лет на 20-25, — но ведь это было! Все это можно было развивать, усовершенствовать. Умственный, научный потенциал был. И всё это поставляла система образования.

    Теперь промышленность развалилась, поля заросли берёзками, а вместо инженеров готовят нечто эколого-лингвистическое. По-видимому, таков невыраженный запрос истинных хозяев жизни…

    Прежде, чем громоздить любые реформы, надо понять, чего мы хотим достичь в итоге. Школа – не цель, школа — средство. Цель неясна. Да и есть ли она? Пока не видно.

    Источник: domestic-lynx.livejournal.com


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • +1
    • 10 февраля 2010, 17:14
    • iunior

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021