Центр судостроения УССР: умирают заводы, читать чертежи могут лишь 80-летние специалисты
Власть и общество

    Город Николаев на Украине – центр Николаевской области – основан в 1789 году князем Григорием Потёмкиным и уже в 19 веке стал центром кораблестроения. А во времена Советского Союза Николаев был не только одним из центров судостроения, в городе работали Николаевский глинозёмный завод (был одним из самых крупных предприятий города), авиаремонтный завод, предприятия электронной промышленности. В Николаев ехали со всего Союза – нужны были рабочие руки, город рос.

    Всё изменилось с момента обретения Украиной независимости в 1991 году. Предприятия стали закрываться, промышленность – умирать, люди, оставшиеся без работы, уезжать в поисках лучшей доли.

    Сегодня Николаев по-прежнему является административным центром большой области на юге Украины. Только вот жизнь в нём больше не кипит.

    «Сегодня Николаев – это умирающий город мелких лотков. По улицам ходят постаревшие люди – те самые, которые приехали в него по зову Родины. Сегодня они получают нищенские пенсии. Растёт население только у кладбищ. Вымирают целые кварталы. Некоторые ещё живы, но уже деградировали. Старики охают, люди возраста 25-40 выстраиваются в очередь за дешёвым самогоном. Маленьких не видно. Деградация и депопуляция.

    Спуск на воду китобойной флотилии «Советская Россия» на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве 1960 году

    Молодежь стремительно уезжает. Кто в Киев и Одессу, кто в Россию, кто в Польшу. Кто на заработки, кто в поисках лучшей жизни», – написал украинский журналист Сергей Лямец, навестивший свой родной город.

    В Николаевской области по состоянию на 1 апреля 2018 года задолженность по заработной плате составляет более 100 млн гривен (около $4 млн).

    Самый крупный должник – Николаевский судоремонтный завод, имущество и землю которого уже выставили на продажу, назначив смешную цену в 52,3 млн грн ($2 млн) за землю, помещения, набережную, железнодорожные пути и автодороги. Всё это уйдёт с молотка уже 21 мая.

    «Пилить судостроительные заводы начали ещё при Кинахе. Премьер, выходец из Николаева, мог дать судостроению второе дыхание? Не стал.

    После Ющенко отрасль полетела в ад. Ни заказов, ни льгот, ни государственной политики. После многочисленных переуступок Черноморский завод попал в руки Новинского. Но сделать олигарх уже ничего с ним не смог. Когда завод получил заказ на изготовление корвета, специалистов пришлось искать по домам престарелых. 80-летние деды оказались единственными, кто смог прочесть сложнейшие чертежи. Притом что в городе Николаеве есть целый судостроительный институт, который уже много лет специализируется на выпуске переводчиков и менеджеров со знанием ПК», – продолжает свой рассказ Лямец.

    Печальная судьба постигла и Николаевский морской порт (один из многих портов Николаева), территорию которого сдали в аренду на 49 лет. Но, поскольку это государственное предприятие, чтобы соблюсти видимость закона, в собственности государства оставили 1 (!) метр причала.

    Ещё один судостроительный завод – «Океан» – продали голландцам, которые искренне хотели работать, но через пару лет сбежали с Украины, настолько дикими для них были условия ведения бизнеса. С тех пор никому не нужный «Океан» медленно умирает. Третий завод – Черноморский судостроительный – пилят на металлолом.

    Когда-то давно завод «Заря» славился своими газотурбинными двигателями. Сегодня стратегический объект готовят к приватизации – банкротят, чтобы сбить цену.

    Возле завода «Океан» расположен бывший военный порт, который сегодня готовят к концессии. И если для приватизации старательно сбивают цену, то для концессии, наоборот, увеличивают. Один из «хозяев» города поставил управляющим своего человека, который будет зарабатывать, отдавать часть денег государству, а часть откладывать и когда накопит нужную сумму, приватизирует порт за государственные деньги.

    Что касается Николаевского глинозёмного завода – крупнейшего в Европе, – ещё в 2000 году его купил «Русал» («Русский алюминий»). Русский холдинг был обязан по условиям приватизации построить завод по выплавке алюминия в Харьковской области. Обязательства не были выполнены. Поговаривают, что НГЗ купили только для того, чтобы убрать конкурента. А в 2017 году его перепродали швейцарской компании Glencore. Что будет с заводом дальше, неизвестно.

    Николаевский авиаремонтный завод, процветающий при Союзе, также тихо умирает. В 2016 году с заводом заключили контракты на ремонт трёх Су-24 и одного Ил-76МД. Сегодня завод вместо самолётов изготавливает авиационные стремянки, ёмкости для зерна и несколько хлебных фургонов.

    «От всего города веет унылой плесневеющей безнадёгой. Если Припять – это постапокалипсис, то Николаев – это предапокалипсис. Хотите порцию отчаяния и неверия? Садитесь в пародию на «Интерсити» до Херсона и успейте выпрыгнуть во время трёхминутной остановки. Вы не ошиблись – это областной центр и в прошлом почти город-миллионник. Смелее.

    Из пригородов можете съездить в Южно-Украинск. Там атомная электростанция стоит. Её «пилят» по-своему, как николаевскую «Зарю», – это ещё одна история успеха», – отмечает журналист.

    «Но я уверен, что Николаев все еще можно оживить. Было бы желание. Глобализация – не приговор. Важно выбрать модель и воплотить ее. Но кто будет заниматься реанимацией? Савченко? Порошенко? Фирташ? Совершенно точно возрождение произойдет не в ближайшие год-два. Людям, которые хотели бы вдохнуть жизнь в дряхлеющее тело промышленного центра, сделать это не позволит сама система. Смерти Николаева терпеливо ждут гиены и грифы из разных партий и сословий. Они не позволят романтичному и глупому Айболиту вколоть больному городу витамины и антибиотики.

    А там посмотрим. Может быть, для возрождения придется умереть. После чего на месте старого Николаева вырастет нечто новое», – заключает Сегей Лямец.

    Жаль, что для возрождения Николаеву, рождённому Российской империей и ставшему одним из судостроительных центров Союза, «придётся умереть» только потому, что украинская независимость оказалась неспособной потянуть Николаев (да и многие другие города и области). Не по Сеньке шапка.
    Источник: fondsk.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 26 апреля 2018, 08:24
    • tor

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018