Столкновение общественного и семейного
Общество

    Изъятие детей из семьи – не такое уж редкое явление в наши дни. Распространённая в Европе практика становится частой и в России, являя собой обострение противоречий между декларируемыми в обществе ценностями и реальным положением дел. Роль семьи признаётся сегодня ведущей в воспитании детей. При этом многие семьи не справляются с этой задачей или справляются плохо. И государство считает возможным забирать из таких семей детей и помещать их в детские дома или передавать в другие семьи. Проблема возникает тогда, когда родители не согласны, полагая, что выполняют родительские обязанности в меру возможностей и имеют право воспитывать своих детей по своему усмотрению. Родители не согласны в большинстве случаев изъятия детей, и это раскрывает несовпадение представлений семьи и органов опеки о том, что для детей хорошо, а что плохо.

    Не секрет, что детей в основном изымают из так называемых неблагополучных семей, где ребёнку не обеспечиваются или недостаточно обеспечиваются элементарные условия жизни. Причины этого могут быт разные, но одна из них лежит на поверхности: минимальный размер оплаты труда в России составляет 7800 рублей, и по признанию вице-премьера О. Голодец, зарплату на уровне МРОТ получают около 5 млн. работающих в России. При этом чертой бедности считается доход в 9956 рублей на душу населения. Плюс 4 млн. безработных (максимальный размер пособия по безработице составляет 4900 рублей, минимальный – 850 рублей). Явление, которое Голодец назвала «уникальным» — работающие бедные, никак не способствует улучшению условий жизни семей с детьми. Изъять в таком случае ребёнка государству конечно легче, чем обеспечить занятость и достойную оплату труда.

    Однако известно, что материальное благополучие семьи не гарантирует безопасность для жизни и здоровья детей, а также адекватное общественным установкам воспитание. Сообщения о случаях самоубийств среди детей или жестокости и агрессии со стороны детей и других их антиобщественных поступках часто сопровождаются информацией о том, что эти дети росли в благополучных семьях.

    В любом случае происходит столкновение общественного и семейного, не приносящее пользу ни тому, ни другому, вызывающее бурные дискуссии, призванные найти пути регулирования общественно-семейных отношений: вносятся бесконечные поправки в семейное законодательство, Церковь спешит осудить и зовёт каяться в храмы.

    Взаимодействия семьи и общества в воспитании детей нет, в конечном счёте общество всё больше требует и контролирует, а семьи вынуждены своими силами подстраиваются, какие-то делают это более успешно, какие-то — менее.

    И в этих условиях существует ещё одно явление – стремление некоторых родителей если не изъять из общества своих детей, то в значительной мере ограничить влияние этого общества. И такое могут позволить себе как раз благополучные семьи, к которым претензий со стороны общества нет, но есть обратные претензии у родителей.

    Чаще всего такие родители не доверяют детским образовательным учреждениям – детским садам и школам. И если дошкольное воспитание и образование в семье всегда считалось нормой, то лишение ребёнка школьного опыта было исключительным случаем. Сегодня это не исключение, а предоставленная законом возможность, которой некоторые родители охотно пользуются. Не у всех получается организовать семейное обучение, т.к. дело это нелёгкое, но желание такое есть, и многих родителей останавливает лишь опасение, что они не справятся.

    Что же не устраивает родителей в системе школьного образования? Прежде всего, это учебные нагрузки, которые так и остаются лишь нагрузками, т.е. тем грузом, который детям приходится тащить, зачастую вместе с родителями, без большой пользы для интеллектуального развития. Многие родители жалуются, что школа только задаёт и контролирует. Детям приходится и осваивать, и закреплять учебный материал самостоятельно, и при этом они должны непременно 6-8 уроков отсидеть в школе. Пропущенная контрольная грозит «неудами», снижением баллов и места в рейтинге класса или школы, что психологически давит на школьников.

    Школьная обстановка также беспокоит родителей. Взаимоотношения между детьми, которые иногда бывают весьма жёсткими, это одна сторона. Другая сторона – взаимоотношения с учителями. Если кто не знает, сегодня учителю совсем не обязательно быть старшим наставником, воспитателем и учителем с большой буквы. Сегодня учитель это главным образом преподаватель своего предмета. И если у него не заладились отношения с аудиторией, то, пусть возраст этой аудитории 11-13 лет, виновата, как правило, аудитория. Тогда расстроенный преподаватель обращается к штатному психологу, который начинает воспитывать в аудитории уважение к преподавателю – «человеку с высшим образованием, который приходит в школу работать, а ему мешают».

    Семья – вот среда, которая воспитывает: так убеждают родителей, а школа даёт знания. Но и школа воспитывает, и иногда школьное воспитание приводит родителей, мягко говоря, в недоумение. Так, недавно в одной из московских школ старшеклассники на школьном конкурсе художественной самодеятельности выступили с музыкальным номером… «танец элитных проституток». Это информация не из Интернета – автор этих строк лично видела запись этого номера, которая была сделана человеком, присутствовавшем на том концерте. Идея номера принадлежала классному руководителю, которая является большой поклонницей сериала «Жизнь и приключения Мишки Япончика» — оттуда сцена танцующих под «Тум-балалайку» проституток и наблюдающих за ними бандитов перекочевала на школьную сцену. Класс занял в конкурсе первое место и, как отметили участники, всем понравилось. Не понравилось некоторым родителям. Скандала не было, но недоумение осталось. Впрочем, для коллективного представления старшеклассникам сегодня трудно предложить что-то интересное – «хор половецких девушек» из оперы «Князь Игорь» им вряд ли подойдёт, «Яростный стройотряд» или «Гимн демократической молодёжи» — тем более. Современная попса не лучше, а то и хуже «Тум-балалайки». Ну а тема разврата и бандитизма из актуальных сегодня. Другое дело – зачем художественными средствами и силами детей моделировать это. Вероятно, с какими-то воспитательными целями или просто чтобы дети получили удовольствие от творчества. Надо сказать, наибольшее удовольствие получили от участия в номере мальчики, изображавшие бандитов. Во всяком случае, изображали они удовольствие, требуемое по сюжету, хорошо.

    Наверное, найдётся немало родителей, которые были бы не в восторге от такого воспитательного мероприятия. Детское художественное творчество это хорошо, но если такое, то лучше не надо никакого вовсе. И подобное также является мотивом для взрослых «изымать» своих детей из образовательных учреждений и переводить их на исключительно семейное воспитание и обучение.

    Семья или школа – решает государство или родители, исходя из своих представлений, которые зачастую противоречат друг другу. А дети хотят быть в семье и посещать школу, потому что им нужно и внимание родителей, и общество сверстников, да и посторонних взрослых людей тоже. И дети в этом смысле представляют собой ту единственную социальную группу, которая самыми своими естественными желаниями противостоит отчуждению семьи от общества и более всего страдает от этого отчуждения. И если дети – наше будущее, то каждое новое поколение детей пока ещё может служить нам ориентиром для социального развития.

    Татьяна Васильева
    Источник: comstol.info

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 21 марта 2017, 10:53
    • iunior

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017