Мировой капитализм: неравенство в цифрах
Власть и общество

Не выходя за рамки буржуазного реформизма, Дж. Конн с грустью вспоминает о былых временах, когда в западном мире действовала социально-экономическая модель «государства всеобщего благосостояния». Ему стоило бы задуматься над тем, что реализация такой концепции внутренней политики не была дана американскому народу свыше, а была завоёвана кровью и потом… в т.ч. российским пролетариатом, сумевшем предложить альтернативу капиталистическому развитию всему миру и заставив тем самым правительства империалистических стран пойти на существенную гуманизацию внутренней политики. С распадом СССР и исчезновением такой альтернативы, западный правящий класс стал последовательно сбрасывать с себя социальную нагрузку, возвращаясь к традиционным для капитализма принципам жёсткой эксплуатации труда капиталом.
Перевод статьи «Неравенство в цифрах»:
Американцы не любят неравенство. Нам нравится думать о себе как о стране среднего класса, где верх социальной лестницы не является недосягаемым, а участь оказаться в рядах низшего класса не представляется зловещим призраком, обращающим людей в ужас. Нам приятно считать, что это есть отличительная черта нашего общества, или, по крайней мере, так когда-то было.
Журналист CNN Джон Блейк, выросший в г. Балтимор, вспоминает об этом так: «Чернокожие имели хорошие рабочие профессии. Дети играли в бейсбол, баскетбол и другие популярные игры на общественных полях и площадках. У нас была работа в летние каникулы и производственная практика». Сегодня, отмечает он, «фабрики и игровые площадки закрыты железными воротами или заросли бурьяном».
Такие перемены охватили Америку далеко за пределами Балтимора. И они описывают реалии неравенства, разрушившего прочный средний класс. Большинство из нас слышали, что несколько богатейших семей концентрируют в своих руках больше собственности, чем 90% остального населения. И это глобальный тренд: по данным Oxham int., 62 человека имеют собственности больше, чем половина населения планеты. Последние данные статистики показывают, что доходы беднейшего населения продолжают снижаться даже после некоторого восстановления экономики. Средние доходы также не демонстрируют тенденции к росту, несмотря на стабильное повышение занятости в течение двух последних лет. Планы «вновь вытянуть американцев на высокий жизненный уровень» провалились. Сегодня речь идёт о 12 млн работников общественного питания, получающих в среднем 9.2 долл. в час, или о 64 млн рабочих, имеющих зарплату менее 15 долл. в час.
Многие из нас, вероятно, слышали о то, что в Европе сегодня разница в доходах между топ-менеджментом и простыми рабочими составляет 16 к 1. Этот показатель близок к тому, что мы когда-то имели в нашей стране, где сегодня эта разница достигает 200 раз и более. К примеру, в компании Chipotle Mexican Grill (сеть ресторанов в США, Великобритании, Канаде, Германии и Франции, специализирующаяся на мексиканской кухне) годовая зарплата генерального директора превышает среднюю зарплату рабочих в 1522 раза.

Ничего удивительного, что средний класс в этой стране чувствует себя обеспокоено. Пропасть между небольшой группой богатеев и большинством представителей неимущего класса растёт. Экономист Пол Кругман называет это «отчаянием бытия». Смертность в рядах американских трудящиеся, принадлежащих к среднему классу, росла ежегодно на полпроцентных пункта в период с 1999 по 2013 гг. Это дополнительные полмиллиона жизней, «потерянных от суицида, алкоголизма и наркомании».
Безусловно, так быть не должно. И как мы отмечали выше, американцы не любят неравенство, но что им остаётся делать в такой ситуации? Государственная политика, проводимая Конгрессом и законодательными органами штатов, умышленно искажает правила игры, помогая меньшинству за счёт интересов большинства.
Международные торговые соглашения с 1990-х вывели из страны хорошо оплачиваемые рабочие места в отраслях с сильными профсоюзами, а перспективы Транс-Тихоокеанского партнерства сулят нам то же самое. По оценке Университет им. Тафтса, реализация данного проекта приведёт к дополнительной потере рабочих мест и углублению неравенства. Предсказать поведение Конгресса в предвыборный год невозможно, но Американская торговая палата активно лоббирует продвижение данного соглашения.
Чтобы поднять уровень зарплат, необходимо смягчить профсоюзное законодательство. Однако Верховный суд, напротив, демонстрирует готовность ужесточить правила создания профсоюзов государственных служащих, а для всех существующих профсоюзов осложнить участие в политическом процессе.
Конгресс мог бы наложить ограничения на выплаты менеджменту и модернизировать налоговое законодательство, заставив сверхбогатых платить справедливый уровень налогов. Однако богачи задействуют большие команды юристов, специализирующихся на налоговом праве, чтобы лоббировать сохранение дыр в законодательстве.

Таким образом, в последние несколько десятилетий стабильный, динамично развивающийся средний класс исчез с американского горизонта. Нет его на повестке дня и в мире. Папа римский Франциск призвал нас восстановить средний класс в своём послании об изменении климата, происходящим под воздействием техногенных факторов. Он заявил, что забота о бедных и забота о планете — звенья одной цепи. Конечно, мы можем сделать и то, и другое одновременно. Пантифик сказал, «Мы должны».
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.