Захар Прилепин про Макаревича, шабаш и тоталитаризм
Власть и общество

Либеральная интеллигенция, всю жизнь положившая на борьбу с Советской властью и наследием сталинизма, неизбежно воспроизводит ту же модель поведения. Собственно, если посчитать сколько орденов наполучали лучшие люди страны в последние 25 лет — тут никакие красно-коричневые патриоты с ними не сравнятся.
Усталость Андрея Макаревича понятна — его выбрали в качестве мишени и кидают в эту мишень дротики, хотя он ничего не сделал, кроме того, что поделился своей позицией. Свободный человек — говорит, что хочет.
Если сегодня Путин поднимет трубку и скажет с грузинским акцентом: «Оставьте этого небожителя в покое» (фраза Сталина по поводу Пастернака) — это будет какая-то несусветная пошлятина. Но если Макаревича не оставят в покое — тоже стыдоба.
Давайте не будем воспроизводить диссидентство там, где его нет.
Однако что касается содержания самого письма, то тут в голову неизбежно приходят мысли о том, что времена несколько, что ли, поизмельчали.
Вот Леонид Максимович Леонов, по которому в 1940 году ехал чудовищный критический каток прессы, так как его первая в истории русской литературы пьеса о репрессиях (!!!) «Метель» была признана решением ЦК (!!!) «идейно порочной», а её даже успели поставить в несколько театрах.
(Прогрессивные люди наверняка не знают таких удивительных фактов, они ведь уверены, что впервые о репрессиях было сказано если не в журнале «Огонёк» в 1987 году, то как минимум, в романе «Дети Арбата». Нет, повторяю, тема была поднята в 1940 году. «Хитроумным», как написала критик Наталья Иванова, Леоновым. Ну да, вот такой вот ушлый он был. Ему бы у шестидесятников поучиться смелости необычайной).
В 1940 году разнос на уровне ЦК вполне ещё мог грозить внезапным ночным исчезновением, а не только «шабашом вокруг моего имени».
Леонов — бывший, между прочим, белогвардеец, — решил написать Сталину. И написал примерно так: «Театры понадеялись на моё литературное имя, прошу взыскать с меня одного». О как. Хоть в бронзе выбивай.
… потом началась Отечественная война, Леонов за пьесу «Нашествие» (там, кстати, главный герой возвращается в дом из… лагерей, чтоб идти на войну за свою Советскую страну) — получил Сталинскую премию.
После чего написал ещё одно письмо Сталину: «Премию перевожу на нужды фронта». На эти деньги сделали танк. Ещё один танк подарил фронту писатель Алексей Николаевич Толстой.
Вот это были деятели искусства. Вот это была переписка.
Рабы с тоталитарным сознанием, что с них взять.
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.