Пока образование держится на ЕГЭ во главе с «эффективными менеджерами», Гарвард может жить спокойно
Власть и общество

    Позиция оказавшихся во второй-третьей сотне мирового рейтинга вузов двух российских университетов — МГУ и СПбГУ — красноречиво свидетельствует о проблемах в высшем образовании страны. Пока система держится на ЕГЭ и связях, а во главе вузов стоят «эффективные менеджеры», Гарвард может жить спокойно.

    Напомним, в опубликованный на днях рейтинг ТОР-800 ведущих университетов мира по версии британского агентства QS World University Ranking вошли всего 18 российских вузов, из них только два — МГУ и СПбГУ — попали в первые четыре сотни. Московский госуниверситет оказался на 140-м месте, петербургский — на 240-м. Впервые участвующий в рейтинге Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) занял позицию в кластере 441-460. Весьма престижный в профессиональной среде рейтинг QS составляется на основе репутации вуза, цитируемости и значимости публикаций, деловой успешности выпускников, а также числа иностранных преподавателей и учащихся.

    Однако российские эксперты и представители отрасли малоутешительным результатам, похоже, не удивились. Они считают, что рейтинг — это не более чем внешний критерий оценки, но при этом он дает увесистый пинок и указывает, над чем необходимо работать. Некоторые, правда, опечалены — но не столько судьбой родного вуза, сколько системой российского высшего образования в целом.

    «Этот рейтинг не есть показатель абсолютной достоверности, — считает ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета „ЛЭТИ“ им. В.И. Ульянова (Ленина) (СпбГЭТУ) Владимир Кутузов. — Подобных рейтингов не один и не два. Наше правительство и Минобразования порекомендовало российским вузам поучаствовать в QS рейтинге, чтобы самим оценить конкурентоспособность. Это как термометр, который показывает температуру, но не обозначает диагноз и не назначает лечение».

    По мнению ректора ЛЭТИ, созданием рейтингов озаботились европейские университеты, когда в свое время оказались в ситуации, аналогичной нынешней российской. «Европа поняла, что теряет свои образовательные центры. Тогда и были придуманы рейтинги. Они — своеобразный инструмент влияния и на систему высшего образования, и на общество. Если мы хотим интегрироваться в мировой процесс, то мы должны участвовать в этом», — считает Кутузов.

    Ректор одного из когда-то самых успешных ленинградских технических вузов переживает, что в последние годы наши университеты не занимались продвижением себя. «Сейчас полный провал. Нам, я считаю, необходимо в первую очередь восстановить количество иностранных студентов. Раньше мы „пачками“ готовили специалистов для Кубы, стран Азии, арабских стран. И наши выпускники до сих пор нас благодарят. За 90-е годы количество иностранных студентов упало на порядок, мы потеряли позиции в том числе и в имидже. Следовательно, потеряли и свое влияние. Необходимо все это восстанавливать».

    Еще менее оптимистичен коллега Кутузова — ректор Санкт-Петербургского университета авиационного приборостроения, председатель Совета по координации приема в вузы Петербурга Анатолий Оводенко. Он, пожалуй, как никто другой знаком с нынешней картиной высшего образования: куда и как поступают молодые люди, как они учатся, и чем потом занимаются.

    Анатолий Оводенко отмечает, что давно уже ничего не боится. В том числе — говорить о том, что Россия никогда не будет на первых местах мировых рейтингов высшего образования, если не изменит систему оценки качества.

    «Передо мной сейчас лежат наши рейтинги вузов. Исходя из них, получается, что в России для попадания в топ-100 или топ-200 надо набрать лучшие результаты ЕГЭ или поизучать, как и куда устроились выпускники. Подобного нет ни в одной стране мира, — подчеркивает Оводенко. — О каких рейтингах мы можем говорить, если бюджет РАН во много раз ниже бюджета Гарварда? Вот и есть определенная позиция вуза. И не надо играть с нашими рейтингами. Хотите поднять вуз — соберите денег. В первых рядах должны фигурировать объемы средств института. В международных рейтингах все опирается на количество привлеченных средств, иностранных ученых и статей со „звездочками“ Но откуда им всем взяться при элементарной нехватке средств?».

    По мнению ректора СПбГУАП, государство должно выделить несколько вузов и качественно их спонсировать. Подобную помощь альма-матер должны также оказывать успешные богатые выпускники по так называемым программам эндаумент-фондов — благотворительности, направленной на финансирование организаций, работающих в сфере образования, медицины, культуры и науки. В России примеры этому есть, но они крайне немногочисленны — вузы, которым помогают бывшие выпускники или просто неравнодушные люди, можно пересчитать по пальцам. Государство же, по мнению специалиста, оказывает поддержку вузам чересчур избирательно.

    «Например, СПбГУ получает миллиарды бюджетных денег, причем половину не осваивает. Если бы так сделал любой другой российский университет, его бы уже предали анафеме. В Петербурге филиал Высшей школы экономики получил средств больше, чем объединенный с ФИНЭКом ИНЖЭКОН. Но тех, кто нужен для державы, для города, эти вузы не выпускают. Одни экономисты и юристы, с которыми мы пытаемся бороться. И вот по этим критериям псевдонаучности определяется рейтинг? Поэтому нельзя говорить ни о каком соответствии наших вузов мировых рейтингам», — считает Оводенко.

    Он также переживает по поводу невостребованности выпускников большинства российских вузов. По его словам, кругом — одни сплошные «запесоцкие». (То есть — гуманитарии. Имеется в виду петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, во главе которого стоит Александр Запесоцкий).

    «В России сейчас отсутствует среднее инженерное звено в возрасте от 30 до 50 лет, оно практически потеряно. И даже если мы сейчас начнем быстро заполнять инженерные вакансии молодыми кадрами, проблему это не решит – самый продуктивный возраст инженера от 30 до 45 лет. Это специалист, которого уже чему-то научили, и от которого можно что-то новое получить. И это самое продуктивное звено инженеров в России выбито в ходе перестройки и последующей приватизации промышленности и вузов, — считает Оводенко. — Науки у нас не будет до тех пор, пока вузами будут руководить не ученые, а так называемые молодые экономисты. Сейчас ведь как считается: достаточно найти молодого тридцатилетнего туркмена, которому все равно, чем командовать — макаронной фабрикой, мусоросборочным заводом или крупным физическим предприятием, — и будет успех. Пока такая тенденция будет существовать, достижений не будет. Идея реформы РАН, когда нам говорят: пусть молодой менеджер занимается собственностью института, а академики – только наукой, порочна в принципе. Везде должны быть профессионалы».

    Депутат петербургского парламента Владимир Дмитриев тоже считает, что наше высшее образование уже давно — с советских времен — неконкурентоспособно, причем не только в мире, но и внутри страны: «С одной стороны, у нас не развивается промышленность. Говорят — из-за того, что нет специалистов. С другой стороны, сами вузы не дают этих специалистов. Почему? Потому что профессорско-преподавательский состав опустили „ниже плинтуса“. Кроме того, нет финансирования. Сейчас, вроде, этим начали заниматься, но нужны годы, чтобы поднять то, что было потеряно в 90-е».

    Идея ректора Оводенко насчет избирательного финансирования отдельно взятых вузов вызывает у экспертов неоднозначную реакцию. «Дело хорошее — прикормить один-два института. А остальным-то что делать? — размышляет Дмитриев. — Так они через пару наборов и умрут. Спонсорское финансирование — тоже не наш вариант. Кончатся деньги у какого-нибудь миллионера, и что потом вузу делать? За каждым студентом, а затем молодым специалистом, должен стоять заказчик, который, возможно, и будет оплачивать его обучение с тем, чтобы потом получить „готовый продукт“. Плюс смешанная система финансирования вузов. Это должно быть заботой государства, а не богатых дядей, на чью долю может приходиться не более 15-20% финансирования института».

    Ректор ЛЭТИ Владимир Кутузов тоже соглашается с тем, что приоритетное финансирование допустимо, но сначала внутри системы нужно навести порядок. «Безвластие и демократия 90-х фактически сделали из образования псевдообразование. Появились излишне агрессивные вузы, метущие все под себя. Другие же, наоборот, еле теплятся. Главное: необходимо учитывать интересы отраслей и готовить специалистов под них», — подчеркивает Кутузов.

    Ученые считают, что в 1990-е годы вузы были крайне необходимы как социальная «подушка безопасности». Ошалевшие от дурноватой свободы мальчики и девочки шли не на улицы, а все-таки учиться — куда-нибудь и как-нибудь.

    В тот период институты и университеты со своей социальной функцией справились. Но теперь настали другие времена.
    Источник: rosbalt.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 13 сентября 2013, 08:22
    • tor

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018