Ворожейкин Арсений Васильевич
Люди и судьбы

    Военный летчик – дважды Герой Советского Союза. Один из выдающихся советских лётчиков периода Великой Отечественной войны, Арсений Ворожейкин обладал своей собственной, неповторимой манерой боя. Мастер пилотажа, он не боялся резких маневров, от которых темнело в глазах, и часто использовал различные уловки для введения противника в заблуждение. Отличная стрельба с короткой дистанции дополняла его характеристику.
    Его исключительные способности воздушного снайпера, позволявшие посылать в мишень-“конус” снарядов вдесятеро больше, чем требовалось для отличной оценки, были заложены в детстве: в их основе была бедность, в какой он рос, когда простенькое ружьишко в мальчишечьих руках становилось не забавой, а кормильцем.

    Арсений Ворожейкин родился в деревне Прокофьево Городецкого уезда Нижегородской губернии 28 октября 1912 года. Рано остался без отца, погибшего на гражданской, познал сиротскую долю, голод и нужду. В 1931 году, 18-летним пареньком, он был призван в Красную Армию. Три года служил в кавалерийской части. После демобилизации из армии был послан на учёбу в комвуз, а оттуда по спецнабору — в Харьковское военное лётное училище. В те дни он и полюбил небо.

    В 1937 г. он окончил Харьковскую училище, а 22 июня 1939 г., ровно за 2 года до начала войны, в гигантском воздушном бою с японцами на реке Халхин-Гол обрел свое боевое крещение. Там, в Монголии, ему довелось участвовать в 30 воздушных боях на И-16, сбить 6 самолётов лично и 13 в группе. За проявленное мужество и мастерство был награжден орденом Красного Знамени. Там же он был тяжело ранен, но, досрочно выбравшись из госпиталя и “потеряв” справку о списании с летной работы, браво рапортовал о возвращении в часть. Позднее, в должности комиссара эскадрильи, участвовал в советско-финляндской войне. Правда, участвовать в воздушных боях пилотам его эскадрильи практически не пришлось — занимались штурмовкой вражеских войск, ведением разведки, сопровождением бомбардировщиков.

    Начало Великой Отечественной войны Ворожейкин встретил на посту командира эскадрильи истребительного авиаполка, размещённого под Ереваном. Однако в этой должности он продержался недолго. В конце июня 1941 года истребители И-153 эскадрильи Ворожейкина, поднятые по тревоге, перехватили девятку наших бомбардировщиков ДБ-3. Тёмный камуфляж двухмоторных самолётов запутал всё дело, а груз бомб не позволил тяжёлым машинам произвести посадку по требованию Ворожейкина. Предупредительные очереди, выпущенные ведущим «Чайки», один из лётчиков истребителей принял за атаку и изрешетил замыкающий ДБ-3, убив хвостового стрелка. Эпизод, в конце концов, был замят командованием, но командиров бомбардировочной и истребительной эскадрилий, участвовавших в конфликте, отправили, на всякий случай, на учёбу в Военно — Воздушную Академию, которую Ворожейкин успешно закончил летом 1942 года. В итоге, в действующую армию Ворожейкин попал только в Сентябре 1942 года, назначенный с понижением, якобы из — за отсутствия фронтового опыта, старшим политруком 728-го истребительного авиаполка. К тому времени он был уже опытным бойцом, имеющим более 100 боевых вылетов, орден и академическое образование.

    С осени 1942 по весну 1943 Ворожейкин летал на И-16. В первом же вылете на сопровождение штурмовиков на «ишачке» Ворожейкина не убралось шасси. Несмотря на это, пилот продолжил полёт, а когда разгорелся воздушный бой, сумел в одиночку продержаться в поединке с 6 Ме-109, пока не подоспела помощь. А свою первую победу он одержал уже летая на Як-7Б, на которые перевооружили полк перед накануне Курской битвы. Прекрасный воздушный боец, Ворожейкин в полной мере проявил свои боевые качества в сражениях над Курской дугой, куда был переброшен 728-й ИАП. С первых дней боев он стал практически основным ведущим сводных групп вскоре поредевшего истребительного полка. На земле и в воздухе шли ожесточённые бои. Лётчикам — истребителям приходилось взлетать по 4 — 5 раз в день, сражаясь с врагом от ранней утренней зари до поздних вечерних сумерек. Эскадрильи истребителей прикрывали действия бомбардировщиков, штурмовиков, очищали от вражеских самолётов фронтовое небо.

    В июле капитан Ворожейкин назначен командиром 3-й эскадрильи 728-го иап. Возглавив эскадрилью, майор Ворожейкин зарекомендовал себя не только искусным пилотажником, но и снайпером. В первом же вылете в должности комэска он сбил Ме-109 с черным носом и цветным рисунком на фюзеляже. Через несколько дней, четверкой атаковав большую группу Хе-111, они сбили 4 тяжелых бомбардировщика, из них два — Ворожейкин. В одном из октябрьских боев он вновь сбил 2 Ю-87 в одной атаке: бомбардировщик, подбитый атакой снизу, с горки, шарахнулся в сторону и врезался в соседа.

    Доставалось и ему самому: 14 июля, во второй половине дня, он был подбит — всего 2 пули немецкого стрелка вывели из строя мотор «Яка» и заклинили сдвижную часть фонаря кабины. Чтобы избавиться от горячего пара, проникшего к лётчику, пришлось разбить остекление фонаря выстрелами из пистолета.

    Некоторое время он летал с собакой по кличке Варвар, натренированной погибшим в бою летчиком его эскадрильи Д. Чернышевым лаять при появлении чужих самолетов в задней полусфере.


    С августа 1943 года полк Ворожейкина принял участие в контрнаступлении советских войск на Белгородско — Харьковском направлении. Прикрывая с воздуха танковые колонны, Ворожейкин сбил в одном бою 3 пикировщика Ю-87 и тут же выдержал поединок с разукрашенным черноносым «Мессером». Намеренно «клюнув» на приманку в виде одиночного Ме-109, Ворожейкин позволил немецкому асу зайти в хвост своему самолёту и придал «Яку» скольжение на крыло, чтобы помешать противнику целиться. А когда вражеский лётчик отвернул для повторного захода, выполнил крутой разворот и сразу открыл огонь. Попавший в прицел «мессершмитт» взорвался. Осенью1943 года 728-го иап действовал на Киевском направлении. Ставший настоящим воздушным асом, Ворожейкин часто сбивал по несколько самолётов за вылет. Так, в одном из вылетов на прикрытие своих войск он сбил сразу 2 истребителя Ме-109 и 1 бомбардировщик Ю-88. В этот день Ворожейкин одержал свою 22 победу.

    3 ноября 1943 года Ворожейкин снова схватился в воздухе с немецким асом. В течение 2 — 3 минут боя никто не мог одержать верх, а когда советский пилот попытался нажать на гашетку оружия, враг увернулся и бросил свой FW-190 в отвесное пикирование, надеясь таким образом стряхнуть с хвоста более лёгкий «Як». На предельно возможной скорости оба самолета шли почти до самой земли. Схватив ручку управления обеими руками и уперевшись ногами в педали, Ворожейкин все же смог вывести более легкий «Як» из пикирования, а немецкий истребитель врезался в землю. Як Ворожейкина при выходе из пикирования был настолько деформирован перегрузками, что еле дотянул до аэродрома – его пришлось списать его на слом.

    В начале 1944 г. полк перевооружили на Як-9, и Ворожейкин первым обновил этот истребитель, сбив ФВ-190. А 4 февраля 1944 года командир эскадрильи 728-го истребительного авиаполка капитан А. В. Ворожейкин был награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 2043). В марте в одном из вечерних вылетов вчетвером они атаковали трех разведчиков. С первой атаки Ворожейкин сбил “каракатицу” — Хш-123, но и сам был подбит, сел на просеку на занятой врагами территории. Спасла выручка друзей: сумев приземлить на поляну У-2, они вывезли своего комэска.

    В апреле 1944 года Ворожейкин облётывая новую машину Як-9Т с мощной мотор-пушкой НС-37. Для успешных боевых действий пилотам этого истребителя нужно было быть снайперами — из-за малого боекомплекта и сильного раскачивания самолета при выстреле летчик должен был поражать врага с первого-второго выстрелов. Но для великолепного воздушного стрелка Ворожейкина эта машина пришлась как нельзя кстати: на Як-9Т за один вылет он сбил три Ю-52 и один Ю-88! Если считать по количеству моторов, уничтоженных в этом бою, то это был, по-видимому, самый “урожайный” вылет в истории советских ВВС: на 4 сбитых самолетах было 11 моторов.

    В июле 1944 года Ворожейкину присваивают очередное воинское звание майора и назначают командиром 32-го авиационного полка, в той же 256-й истребительной авиадивизии. 19 Августа 1944 года А. В. Ворожейкину было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. К этому моменту на его личном счету числилось 46 побед. В ноябре 1944 года Арсений Ворожейкин был назначен старшим инструктором — лётчиком управления боевой подготовки фронтовой авиации. Вылетая на фронт для инспектирования частей, он продолжал подниматься в небо и участвовать в воздушных схватках с противником. Свой последний бой провёл на новом самолёте Як-3 за несколько дней до конца войны над Берлином, когда атаковал 4-моторный реактивный «Арадо» Ар-234. Немецкий самолёт, поражённый пушечной очередью, окутался дымом и скрылся в облаках. Его дальнейшая судьба неизвестна, поэтому эта победа не была официально записана на его личный счёт.

    Всего за свою боевую деятельность Арсений Ворожейкин совершил более 300 боевых вылетов, провёл 90 воздушных боёв, сбил 52 самолёта противника лично и 13 в группе с товарищами. Но заслуги Ворожейкина не ограничиваются лишь его многочисленными личными подвигами. Они состоят и в том, что он воспитал целую плеяду отважных и метких воздушных бойцов. Своих воспитанников он учил действовать инициативно, смело, подходить к врагу вплотную и бить его наверняка.


    После войны Арсений Васильевич командовал авиаполком, дивизией, был заместителем командующего ПВО Черноморского флота. В 1952 г. окончил Военную академию Генштаба. Все это время продолжал летать, осваивая новые типы самолетов: Ла-15, Як-15, Як-17, МиГ-15, МиГ-17. Летал вплоть до демобилизации, вышел в отставку в1957 году в чине генерал-майора. Жил в Москве, занимался литературной деятельностью. Автор книг: “Истребители”, “Над Курской дугой”, “Рассвет над Киевом”, “Солдаты неба”, “Последние атаки”, “Небо истребителя” и др. Умер в 1997 году, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

    Источник: gorod.tomsk.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 29 апреля 2010, 08:23
    • serega

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020