Евстигнеев Кирилл Алексеевич
Люди и судьбы

    Военный летчик — дважды Герой Советского Союза. Даже среди лучших воздушных бойцов далеко не каждый может быть назван «лётчиком от Бога», кого природа и выучка наделили почти сверхъестественной властью над летательным аппаратом. Пилотаж Евстигнеева был именно от Бога, виртуозным и неповторимым. Наблюдая за лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что тяжёлый недуг давно уже терзает его. Будь медицина столь же строга к лётчикам в войну, как и в мирное время, только первая пятерка асов недосчиталась бы двоих — Речкалова и Евстигнеева. Первого отлучили бы из — за дальтонизма, второго — по причине язвенной болезни.

    Кирилл Евстигнеев родился 17 Февраля 1917 года в селе Хохлы Тобольской губернии (ныне деревня Хохлы Шумихинского района Курганской области) в бедной крестьянской семье. Нужда была частым гостем в лесной деревушке, но отец делал все, чтобы выучить детей, в особенности младших. В 1934 году, окончив 7-й класс, Кирилл уехал в Челябинск — работал токарем, затем мастером на Челябинском тракторном заводе, учился в ФЗУ. В Челябинском аэроклубе его разглядел молодой инструктор Н. Кобзев, не только заронивший летную искру в душу 15-летнего токаря, но и в трудную минуту настоявший, чтобы тот закончил аэроклуб. В 1938 году призван в Красную Армию. Начальник дальневосточной рембазы, где служил красноармеец Евстигнеев, направил в 1941 году Кирилла в Бирмскую военную школу летчиков, находившуюся тогда в Амурской области. За высокое мастерство пилота был оставлен в этой школе инструктором пилотажной техники, там и служил до 1942 года. Лишь осенью 1942 года Евстигнееву удалось вырваться в Москву, где на сборном пункте ВВС его отобрал командир 240-го иап майор И. Солдатенко в числе десятка худых и обносившихся по военному времени парней. Наученный опытом тяжелых боев, Солдатенко старался брать летчиков, прошедших инструкторскую школу. Среди новобранцев были сержанты Евстигнеев и Кожедуб.


    На фронт Кирилл Евстигнеев попал как раз накануне Курской битвы — в марте 1943-го. Из первого вылета пришлось вернуться. даже не набрав высоту — не убралась стойка шасси и с земли приказали немедленно сажать самолет. Зато в первом же бою Евстигнеев показал все, на что способен. 28 марта 1943 года Евстигнеев взлетел под бомбежкой, поперек взлетной полосы и сразу же атаковала один из бомбивших аэродром Ю-88 и двумя очередями зажег его. Тут же, попав под атаку сопровождавших немецкие бомбардировщики Ме-109, сумел вывернуться, и, закрутив их на виражах, в упор расстрелял зазевавшегося немецкого истребителя. Все невзгоды, неразбериха и неустроенность — ничто. Воздушный бой — это его стихия. Недаром, вновь переживая воздушные сражения в мемуарах, Кирилл Алексеевич вспоминает пушкинские строки — “Есть упоение в бою…”.


    В большом бою 8 июля Евстигнеев одержал свою первую тройную победу, результат достаточно редкий — в Советских ВВС за войну около 150 случаев. В середине июля его, одержавшего уже 10 побед, назначают командиром 2-й эскадрильи. Он выбирает себе ведомым “рыжего” — В. Мудрецова. 5 августа Евстигнеев был сбит и ранен то ли огнем с земли, то ли дружественным огнем (вокруг не было ни одного немецкого самолета). Ранение было весьма неприятным, пришлось делать срочную операцию, чтоб спасти левую стопу. Но уже на девятый день после операции он убежал из госпиталя. Пройдя по лесным дорогам на костылях около 35 километров, вышел на аэродром соседнего полка. Это был второй и последний раз, когда Евстигнеева сбили — больше не был он сбит ни разу и не потерял никого из своих ведомых.

    Особенно ярко проявились высокие боевые качества Евстигнеева в воздушных сражениях над Днепром. Лишь за один месяц боев, в 9-ти воздушных боях он одержал 12 побед. Иногда отсюда, с аэродрома Большая Даниловка, поднималась в воздух особенно грозная четверка: Евстигнеев — Мудрецов, Кожедуб — Мухин. После ранения Евстигнеев летал на Ла-5ФН, бортовой номер 95, на котором сбил 36 самолетов противника. По имеющимся данным, это наибольшее число побед, одержанных на одной машине. Даже после того, как в самолете взорвался баллон с кислородом, опалив Евстигнееву лицо и разворотив бот, он настоял на ремонте своего «боевого коня». К ноябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Евстигнеев совершил 144 боевых вылета, сбил лично 23 и в группе 3 самолета противника.


    Зимой 1944 года отважный лётчик принимает участие в боях по уничтожению окруженной группировки врага в районе Корсунь — Шевченковского, а весной — на Черновицком и Уманско — Ясском направлениях. Изо дня в день идут тяжёлые, напряжённые бои и буквально в каждом бою он сбивает по 2, а то и по 3 самолёта. В начале апреля над Кишинёвским аэродромом, на малой высоте им был сбит 4-моторный FW-200 «Кондор», но эта победа не была официально записана на его боевой счёт — Евстигнеев посчитал нескромным повышать свое количество сбитых за счет этого «раритета». В 27 боевых вылетах под Яссами и в 13 воздушных боях старший лейтенант Евстигнеев сбил 7 вражеских самолётов. И здесь опять проявилась евстигнеевская скромность. Он так долго отказывался от представления на звание Героя Советского Союза, что когда 2 августа 1944 года ему было присвоено это звание («Золотая Звезда» № 2284), на его боевом счету уже было 49 (!) личных побед.


    Евстигнеева назначают командиром эскадрильи, и он с честью оправдывает это доверие. В каждом бою он показывал себя смелым, решительным, не знающим страха воздушным бойцом. Эскадрилья под командованием Евстигнеева громила врага в небе над Белгородом, Харьковом, Полтавой, Кременчугом, Кировоградом, Кривым Рогом, Будапештом. Если не было боевых вылетов, то самозабвенно, днями напролёт он готов был летать с молодыми, делился с ними отработанными приёмами, разбирал и оценивал новые предложения, иногда сходился в учебном бою с другим комэском своего полка — Иваном Кожедубом (почти всю войну, до февраля 1945 года, по числу личных побед Евстигнеев опережал своего товарища и друга Кожедуба). Евстигнеев одним из первых в совершенстве освоил новое радиотехническое оборудование, поступавшее на фронт, и умело использовал его. Вылетая по команде станции наведения, он шел в тот район, где появлялись вражеские самолеты, встречал их и, умело руководя по радио действиями своих подчиненных, добивался успеха. Так, только за 3 дня (в конце лета 1944 г) его эскадрилья с помощью станции наведения сбила 20 самолетов противника. Однажды его с напарником точно вывели на группу из 12 Fw-190. Внезапно атаковав ее, Евстигнеев уничтожил сразу 3 самолета.

    Осенью 1944 года Евстигнееву был передан Ла-5ФН с бортовым номером 14, наверное, самый прославленный истребитель в стране. Построенный на средства колхозника-пчеловода В. Конева и переданный, по его просьбе, “лучшему летчику фронта”, он был боевой машиной И. Кожедуба, а после перевода последнего в другой полк, несколько боевых вылетов сделал на ней Герой Советского Союза П. Брызгалов. На этой машине Евстигнеев одержал 5 побед. Последнюю из них — 17 февраля 1945 года, сбив в лобовой атаке ФВ-190. Удивительна самоотверженность этого аса, в преддверии победы, в лоб атаковавшего шестипушечный “фоккер"! В этой атаке его машину поразили три бронебойных снаряда: один прошил крыло и оперение, а два других, пройдя в сантиметре от ног, вывели из строя правую стойку шасси. Мастерство и находчивость позволили ему приземлить истребитель на одно колесо, на расчищенную от снега узкую дорожку, между двумя метровыми ледяными барьерами.

    23 февраля 1945 года командир эскадрильи 178-го гиап гвардии капитан Евстигнеев Кирилл Алексеевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 4039). Последнюю победу он одержал в Венгрии 26 марта, на своем пятом за войну Ла-5 длинной очередью с переворота сбив атаковавшего нижнюю пару “фоккера”. За войну капитан Евстигнеев совершил 296 боевых вылетов, провел более 120 воздушных боев, лично сбил 53 и в группе 3 самолета противника. Сразу после войны Евстигнеев в 3-й раз был представлен к званию Героя, но представление не одобрили на самом верху.

    После войны он окончил Высшие летно-тактические курсы. Командовал истребительным авиаполком. Летал до 1954 г. В 1955 г. окончил ВВА. После окончания академии служил в городе Фрунзе начальником штаба переучивания летного состава. В 1960 г. окончил Военную академию Генштаба и был направлен в Волгоград начальником штаба Качинской военной авиационной школы. Затем была служба начальником оперативного отдела авиации Северо-Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону, заместителем командующего 73 ВА в Киеве, вновь служба в Ростове, теперь уже начальником штаба ОКВО, первым заместителем командующего авиацией округа. В 1966 г. Евстигнееву было присвоено звание генерал-майора. Его последним назначением была служба в Управлении учебными заведениями ВВС. Демобилизовался в 1972 г. Жил в Москве. Написал книгу воспоминаний о войне “Крылатая гвардия”.

    Кирилл Алексеевич долгие годы, ещё с довоенных времен, был тяжело болен. В своей жизни он перенёс 13 хирургических операций! Порой, переживая мучительные боли, он говорил жене — Марии Ивановне: «Это оттого, Маша, что я стольких сбил...»

    Умер Кирилл Алексеевич 29 Августа 1996 года, похоронен в городе Москве на Кунцевском кладбище.

    Источник: airaces.narod.ru и airwar.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 27 апреля 2010, 14:04
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020