Гулаев Николай Дмитриевич
Люди и судьбы

    Военный летчик — дважды Герой Советского Союза. Даже среди далеко неординарных летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделяется своей колоритностью. Только он, человек беспримерной отваги, сумел провести 10 сверхрезультативных боев, одну из своих побед одержал тараном. Его скромность на людях и в самооценке диссонировала с исключительно настойчивой, агрессивной манерой ведения воздушного боя, а честность и открытость он с мальчишеской непосредственностью пронес через всю жизнь.

    Николай Дмитриевич Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской, неподалеку от Ростова, там, где река Аксай впадает в Дон. Окончил 7 классов неполной средней школы и попал в ФЗУ. Затем некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов, а вечерами учился в аэроклубе. При призыве в ряды РККА учли хорошие успехи Николая в аэроклубе и направили его в Сталинградское военное авиационное училище, которое он окончил в 1940 году. После училища его направили в 423-й иап ПВО — там он и встретил войну.

    В июне 1942 г. Гулаев был переведен в 487-й истребительный полк, который вскоре перебросили на фронт. 3 августа 1942г. Николай Гулаев принял свой первый бой. Первую победу он одержал без приказа, впервые в жизни взлетев ночью, под вой воздушной тревоги и подбадривающие реплики механиков. Ему повезло. На фоне лунного неба он увидел знакомые по таблицам и схемам силуэты — «хейнкели». Форсируя мотор своего «яка», сблизился с неприятельской машиной так, что отчетливо стали видны пламенеющие выхлопы двигателя, и нажал на гашетки. Очередь оказалась удачной: трасса засверкала быстрыми красными стрелами, вдруг расцветшими в ночи растущим огненным хвостом, бомбардировщик скользнул на крыло, извергавшее багровые клубы горящего топлива и, беспорядочно штопоря, устремился к земле… Реакция командира на его победу была неординарна: ему объявили о взыскании и представили к награде. Так началась ратный путь одного из самых лучших советских летчиков-истребителей.

    В феврале 1943 г., после окончания курсов командиров звеньев, лейтенант Гулаев был направлен в 27-й иап. Свою каждодневную боевую работу он начал в мае 1943 г. на Белгородском направлении — сначала на Як-1, а потом на Як-7. Накануне Курской битвы Люфтваффе сосредоточивало там мощную авиационную группировку для прикрытия наземных войск. Наряду с новинками бронетехники Вермахт впервые широко использовал здесь новейшие истребители ФВ-190, несшие, как правило, 4-6 пушек и 2 пулемета.

    Взлетев на перехват бомбардировщиков 14 мая, Гулаев на бреющем полете разогнал свой “як” до предельной скорости, вышел в хвост вражескому звену и, выполнив из-под него короткую резкую горку, затруднившую прицеливание неприятельских стрелков, сверху сбил лидирующую “штучку”. Без промедления он попытался атаковать второго, однако огонь с борта Ю-87 долго не позволял ему выйти на дистанцию эффективного огня. Несколькими очередями Гулаеву удалось повредить “лаптежника”, убить стрелка и, наконец, зайти ему в хвост, но боезапас был исчерпан. Серый, в размытых пятнах камуфляжа фюзеляж “юнкерса” совсем рядом, ненавистная свастика виднеется на рубленой трапеции подрагивающего от скорости хвоста… Левая рука резко двигает вперед сектор газа, правая толкает ручку, ноги сдвигают педали, задавая самолету левый крен, и тот консолью разбивает плоскость вражеской машины. Обескрыленный “юнкерс” нелепо взмахивает оставшимся крылом, так что рядом мелькает протектор утопленного в обтекателе колеса и срывается вниз.

    Земля и небо все быстрее вращаются вокруг. Газ, нога, ручка — отработанными движениями Гулаев пытается вывести машину из штопора, но та лишь чуть задирает нос и на мгновение замедляет вращение. Собрав все силы, летчик сумел выброситься из кабины неуправляемого самолета и, ощутив леденящую пустоту бездны, поспешно раскрыл спасительный парашют.

    Артиллеристы, на позицию которых приземлился Гулаев, были свидетелями боя и оказали ему самый радушный прием, который хваткие политработники позднее назвали митингом. Это боевое приключение стало широко известно, и Гулаев вернулся в часть уже известным бойцом, героем, совершившим таран, уничтожившим 2 немецких бомбардировщика.

    Сознание собственного авторитета не только укрепило его уверенность, но значительно повысило внутреннюю дисциплину и самоконтроль, усилило требовательность к самому себе. Внимательным образом он изучал попадавшую ему в руки литературу, если позволяло время, мог часами обсуждать перипетии проведенных или представляемых воздушных боев. В небе Курской битвы он одерживает одну победу за другой, практически каждый второй воздушный бой становится результативным. К середине июля, когда сильно поредевший полк был выведен с фронта для пополнения и перевооружения, на счету ст. лейтенанта Гулаева были 13 личных и 5 групповых побед, одержанные в 95 боевых вылетах. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу было присвоено 28 сентября 1943 года.

    9 августа 1943 г., после краткого инструктажа, он совершил свой первый полет на “Аэрокобре”. В первом же боевом вылете на новой машине он уничтожил очередного “лаптежника”. Затем на его счету появились бомбардировщики Хе-111 и Ю-88, истребители Ме-109 и ФВ-190 и даже особенно ненавистные для солдат “рамы”. Заметим, что почти все свои победы Гулаев одержал отнюдь не в режиме “свободной охоты”: большинство его боевых вылетов записаны как прикрытие наземных войск, реже — аэродромов или переправ, на его официальном счету также до 10 перехватов и разведок.


    В начале 1944 года Николай Гулаев становится командиром эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка и получает отпуск для поездки домой. Мать и сестра пережили оккупацию, а вот отца его, тихого всегда занятого хозяйством отца, убили фашистские каратели. Мрачным и нелюдимым вернулся в часть прежде веселый и озорной комэск. В апреле 1944 г. он был особенно неукротим, еще никогда с таким упорством и неистовством он не искал встреч с противником, и никогда — ни до, ни после этого периода — ему не удавалось сбивать 10 вражеских самолетов за 2 недели. Тогда же он провел два своих сверхрезультативных боя: 18 апреля, прикрывая наземные войска в районе Шера, он сбивает 3 немецких самолета, а 25-го, под Дубоссарами, — 4 неприятельские машины.

    30 мая над Скулянами Гулаев вновь сбил 4 вражеских самолета за один день. В одной из атак своим “фирменным приемом” резко развернув, “кобру” после смертоносной очереди по “юнкерсу” навстречу атакующему его истребителю. Сам был серьезно ранен в правую руку; сконцентрировав все силы и волю, сумел привести истребитель на свой аэродром, зарулил на стоянку и потерял сознание. Он пришел в себя только в госпитале, после операции. Здесь же узнал о присвоении ему звания дважды Героя Советского Союза. Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи гвардии капитан Гулаев Н. Д. удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и 3 в группе.

    Свой последние боевые вылеты он выполнил с аэродрома Турбя в Польше, 14 августа 1944 года. Николай Гулаев уже был в звании майора на должности штурмана полка. Осенью 1944 его направили на учебу в Москву, в Военно-Воздушную Академию. Тогда же было новое представление Николая Гулаева на звание Героя Советского Союза. Приказ о присвоении был даже подписан, но позже аннулирован. По одной из версий — за дебош в ресторане, где летчики «обмывали» свои «Золотые Звезды», по другой — из-за слишком подозрительно высокой результативности Гулаева — четыре боевых вылета на один сбитый вражеский самолет.

    Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 69-и воздушных боях лично сбил лично 57 самолётов противника и 4 — в группе, что сделало его третьим по результативности среди советских асов (первый — И. Н. Кожедуб (62 лично сбитых самолёта), второй — А. И. Покрышкин (59 лично сбитых самолётов)). Говорить о “школе” Гулаева не принято, однако его особенная, вдохновенная и рискованная, внешне начисто лишенная какого бы то ни было практицизма, манера ведения боя делает его, по меньшей мере, “символом” романтического направления в искусстве воздушного поединка. Невысокого роста, крепкий (сказались занятия атлетизмом), подвижный “как ртуть”, скорый на острое словцо и всегда готовый к дерзкому молодечеству, он был прирожденным воздушным бойцом.

    В 1950 г. Гулаев окончил ВВА. Командовал полком, с 1954 г. — авиадивизией в Ярославле, потом в Ельце. В 1960 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1961 г. был назначен командиром корпуса в Ржев, а с 1964 по 1974 гг. командовал 10 ВА, базировавшейся под Архангельском. В 1972 г. ему было присвоено звание генерал-полковника. В 1974 г. Гулаев назначен начальником боевой подготовки войск ПВО страны. Несмотря на высокие звания и должности он продолжал летать: освоил многие типы реактивных боевых машин, летал на МиГ-21 до 1967 года, пока П. Батицкий, главком ПВО страны, лично не запретил ему полеты. Генерал-полковник Гулаев был отправлен в отставку в 1979 г. Талантливый военачальник, он не пришелся ко двору во времена, когда наверху ценились отнюдь не деловые качества. Тяжело переживая свое отстранение от службы, он умер в Москве 27 сентября 1985 г.

    Источник: airwar.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 25 апреля 2010, 18:48
    • varnava

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020