Солдаты Победы: Неравный бой 4 июля 1941 года
Люди и судьбы

    Степан Павлович Супрун родился 2 августа 1907 года в селе Речки Сумской области на Украине, в семье крестьянина. В 1913 году его семья эмигрирует в Канаду, жили в городах Говардвилл и Виннипег. Там Степан Супрун окончил среднюю школу. В Канаде отец Степана в 1917 году вступил в Коммунистическую партию Канады и в этом духе воспитал сыновей — в 1922 году Степан с братьями Григорием и Фёдором вступил в Лигу молодых коммунистов. В 1924 году семья Супруна вернулась в СССР, некоторое время жили на Алтае, затем в Алма-Ате, а осенью 1925 года переехали на Украину. Степан работал столяром, а на Украине устроился работать на Сумской машиностроительный завод.

    В 1929 году Степана Супруна призвали в Красную Армию, он попросился в авиацию. Сначала его направили в школу младших авиационных специалистов в Смоленске, которую он закончил в 1930 году, а затем — в военную школу лётчиков. Инструктор школы написал в характеристике Супруна: «Курсант С.П.Супрун имеет все данные быть не только отличным лётчиком-истребителем, но и вдумчивым исследователем, экспериментатором в лётном деле». Он не ошибся — Степан Супрун не только стал отличным летчиком, но и одним из лучших летчиков-испытателей, поднявшим в небо многие советские опытные самолеты.

    После окончания школы военлетов Супрун служил в авиационных частях в Бобруйске и Брянске. Постоянно совершенствуя свое мастерство, Супрун добился перевода в летчики-испытатели. С июля 1933 года Супрун был принят в НИИ ВВС на лётно-испытательскую работу. Участвовал в испытаниях «этажерки Вахмистрова», различных самолётов на «перевёрнутый» штопор. Отчаянная смелость, огромное желание овладеть новой специальностью и работоспособность помогли ему встать в ряды лучших авиаторов того времени. В одной из характеристик командования НИИ ВВС на С.П.Супруна написано: «Дисциплинирован на земле и в воздухе… В лётной работе вынослив и неутомим. Летает на всех типах истребителей. Хорошо владеет элементами воздушного боя скоростных самолётов. Идеологически устойчив. Аварий и поломок по своей вине не имеет. Над повышением своих знаний работает с большим интересом, осваивает новую технику и в этом отношении незаменимый». Признанием летного мастерства Супруна было его назначение в «красную пятерку» — пилотажную группу на И-16, демонстрирующую чудеса высшего пилотажа на военных парадах.

    С началом войны в Испании Степан Супрун был одним из первых добровольцев, рвавшихся воевать с франкистами. Но за границу его тогда не пустили. Числилась за Супруном неприятная история — еще в Бобруйске на его самолете улетел за границу авиационный техник. Степана Супруна судили судом военного трибунала, и он просидел полгода в Бобруйской тюрьме, но Высшая Военная коллегия его оправдала. Однако вспоминали ему эту историю часто — Супрун был единственным летчиком Героем Советского Союза, который не имел ни одного досрочного присвоения воинских званий. Степана Супруна отправили в Кировоград — обучать испанских летчиков пилотированию самолетов И-15 и И-16. Супрун приложил все свои силы к выполнению этого задания — его ученики стали великолепными летчиками, одним из них был лучший испанский пилот-истребитель Хосе Мария Браво.

    В центре Валерий Чкалов, слева от него Степан Супрун

    15 декабря 1938 года во время испытаний нового истребителя И-180 разбился Валерий Павлович Чкалов, ближайший друг Супруна. Супрун обратился с просьбой к Ворошилову заменить Чкалова, его предложение было принято — советским ВВС очень нужен был этот новый истребитель. Истребитель И-180 имел большую скорость, мощное вооружение, необходимые дальность и потолок. Проверяя И-180, лётчик налетал на нем тысячи часов, отработал все фигуры высшего пилотажа. Ещё не закончив программы испытаний, в беседе с командованием ВВС Супрун похвалил новый поликарповский истребитель. Но завершить испытания Супруну не удалось: на земле, на рулежке, самолет одной стойкой шасси попал в рытвину и скапотировал. Опытный экземпляр самолета был разбит, а летчик попал в больницу.

    Степан Супрун в кабине Не-100

    Когда Супрун выписался из госпиталя, ему предложили добровольцем поехать в Китай, уже несколько лет сражающийся с японцами. В июне 1939 года 50 советских лётчиков-добровольцев привели свои самолёты во временную столицу Китая — Чунцин. Группа Супруна состояла из двух подразделений. Эскадрилья И-15 под командованием Константина Коккинаки предназначалась для борьбы с бомбардировщиками. Эскадрилья И-16 — для борьбы с истребителями. В ожесточенных боях советские летчики смогли захватить господство в воздухе, причем освоили и ночные полеты. Китайцы были так довольны успехами советских летчиков, что уже в декабре 1939 года группу перебросили на юг, где японцы начали наступление в провинции Юннань. В январе 1940 года Супрун был отозван в СССР. К этому времени его эскадрилья сбила 34 вражеских самолета, потеряв 5 своих. На счету Степана Супруна было 8 личных побед.

    На фото: Командир 401-го иап особого назначения, Герой Советского Союза подполковник С.П.Супрун перед вылетом на фронт (30 июня 1941 года). После подписания между СССР и Германией торгового соглашения требовалось выбрать образцы промышленного оборудования и техники (в том числе и авиационной) для закупок у немецких фирм. В марте 1940 года в Германию была направлена торговая делегация, в которую включили Степана Супруна. Опытнейший пилот очаровал немцев своим летным мастерством. Авиаконструктор Эрнст Хейнкель так описал полет Супруна на опытном истребителе Heinkel Не-100: «Перед первым полётом на Не-100, самом скоростном из всех самолётов, на которых он когда-либо летал, он имел 10-минутную консультацию с одним из моих лучших лётчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять её по небу, выполняя такие фигуры, что мои лётчики почти онемели от удивления».
    20 мая 1940 года Степану Супруну было присвоено звание Героя Советского Союза — «Золотая Звезда» № 461.

    По возвращении из Германии, он вёл напряжённую работу по испытанию новых истребителей МиГ-3 и ЛаГГ-3. В июне 1940 года, вместе со Стефановским, проводил государственные испытания самолёта ЛаГГ-3. В мае 1941 года он приступил к испытаниям модернизированного истребителя Як-1М.

    С началом Великой Отечественной войны Супрун добивается разрешения сформировать боевые части из лётчиков-испытателей. 27 июня 1941 года было принято решение о формировании 6 полков особого назначения (2 истребительных авиаполка на МиГ-3, 2 бомбардировочных авиаполка на Пе-2, штурмовой авиаполк на Ил-2, дальнебомбардировочный авиаполк на ТБ-7) и отдельной разведывательной эскадрильи. Уже 30 июня подполковник С. П. Супрун с еще не до конца сформированным полком вылетел на фронт. Прибыв на аэродром Зубово в районе Бобруйска, 401 иап с ходу включился в боевую работу. Сразу же после приземления на фронтовом аэродроме они были обнаружены немецким самолётом-разведчиком Ju-88. Не теряя времени, Супрун поднял свой МиГ в воздух. Немец, заметив советский истребитель, начал уходить с набором высоты. Степан Павлович легко догнал «юнкерс» и несколькими очередями расстрелял его. В тот же день Степан Павлович сбил и еще один «юнкерс».

    Уже на следующий день полк проводил штурмовки вражеских переправ через реку Березина. За первые 4 дня боев лётчики полка уничтожили в воздушных схватках 12 самолётов противника (из них 4 — лично командир), много живой силы и техники во время штурмовок. Командуя авиаполком, Степан Супрун учил своих подчинённых мастерству ведения боя, призывал их использовать скоростные возможности «МиГов», заманивая противника вверх. Первым применил истребители для штурмовки переправ, ориентировал полк на борьбу с одиночными низколетящими самолётами, поддерживал строгий порядок и дисциплину — лётчики дежурных звеньев каждый момент были готовы к вылету по тревоге. Дважды Степан Павлович в одиночку вёл бой с 6 и 4 немецкими истребителями. В обоих случаях Супрун был уверен в себе и своей боевой машине.

    4 июля 1941 года ведомый Супруна был сбит огнём дальнего бомбардировщика FW-200. Степан Супрун продолжил в одиночку бой с бомбардировщиками, а затем и с «мессерами», их сопровождавшими. В неравном бою был подбит, но смог посадить уже горящий самолет. Видимо, и сам Супрун получил тяжелые ранения, потому, что самолет не покинул и погиб при взрыве. Видевшие воздушный бой жители деревни Монастыри нашли горевший самолет, но вытащит летчика из пламени уже не могли. Они похоронили летчика 5 июля, а снятые с тела медали и «Золотую Звезду» постарались передать летчикам Красной Армии.

    Немцы, узнав о гибели известного аса, поспешили объявить о том, что Супрун сдался в плен. В связи с этим Сталин лично распорядился уточнить причину и место гибели. Была создана специальная комиссия, обсуждался план посылки через линию фронта разведгруппы для поисков летчика. Как раз в это время, 9 июля, в одну из авиационных частей пришел крестьянин, который принёс медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы Степана Супруна и пистолет ТТ.
    22 июля 1941 года подполковнику Супруну Степану Павловичу было присвоено звание дважды Герой Советского Союза посмертно.

    Летом 1960 года брат героя, Полковник Фёдор Супрун возобновил поиск места гибели Степана Павловича. С помощью архивных документов, сотрудников местных военкоматов и местных жителей был определён район поисков. И вскоре под обломками «МиГа», в могиле, были найдены останки прославленного лётчика. В июле 1960 года останки С. П. Супруна были доставлены в Москву и захоронены на Новодевичьем кладбище. Красную гранитную глыбу доставили из карьеров Житомирщины при содействии трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина.
    Источник: gorod.tomsk.ru

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 04 июня 2012, 09:45
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017