Алелюхин Алексей Васильевич
Люди и судьбы


    Алексей Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора Тверской губернии в семье рабочего. В начале 30-х гг. семья переехала в Подмосковье, где он закончил 7 классов и поступил работать на Московскую фабрику канцелярских товаров. Вечерами Алексей занимался в планерной школе. В 1938 году был призван Мытищинским РВК Московской области и направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу имени В. П. Чкалова, которую окончил в 1939 г. Алелюхин начал свою службу в частях Ленинградского военного округа. В октябре 1940 г. был переведен в Одессу, в 69-й иап.

    Участвовал в воздушных боях с самого начала Великой Отечественной. 69-й иап, в котором воевал Алелюхин, вел активные наступательные действия, нанося бомбоштурмовые удары по войскам противника на его территории. За три месяца боев под Одессой А. Алелюхин совершил 183 боевых вылета на И-16, провел 56 штурмовок, в одной из которых ему удалось обнаружить и уничтожить орудие крупного калибра. Это был настоящий поединок со смертью. Штурмовка наземных войск на истребителе была опаснейшим видом боевой деятельности. У большинства асов их общее количество не превышает двух-трех десятков. Здесь же открыл счёт сбитых вражеских самолётов — в составе звена сбил над аэродромом бомбардировщик Не.111, а спустя несколько дней одержал и первую личную победу. За бои в небе Одессы Алелюхин получил первую награду — орден Красного Знамени.


    Осенью 1941 года 69-й ИАП, в котором служил Алексей Алелюхин, был перевооружен с И-16 на новые истребители — ЛаГГ-3. Алелюхин одним из первых поднял в небо эту машину. В свой третий или четвертый вылет, когда весь состав полка наблюдал за стартовавшим истребителем, он прошел вдоль линейки самолетов и на высоте 50 метров выполнил полный набор пилотажных фигур: петлю, иммельман с полуторной бочкой, переворот, штопор, ранверсман.

    Годовщину войны летчики полка встретили в тяжелых боях на только что созданном Сталинградском фронте. Несмотря на численное преимущество советской авиации немцы уверенно удерживали господство в воздухе и переломить ситуацию было очень непросто и стоило больших потерь. Именно здесь Алелюхин одержал свою самую памятную победу. Его одиночный самолет был атакован четырьмя Ме-109, и он 6 раз отрывался от преследователей отвесным, до самой земли, пикированием. Во время одного такого “отрыва” ему удалось сманеврировать, пропустить вперед немца и сбить его. Вернувшись из того боя, Алелюхин, хоть и не был ранен, не смог самостоятельно выбраться из машины: стольких сил потребовал поединок от крепкого 22-летнего парня. В небе Сталинграда Алелюхин сбил шесть вражеских бомбардировщиков и один «мессершмитт». За эти победы был награждён Орденами Ленина и Красного Знамени.

    Звания Героя Советского Союза командир эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) гвардии капитан Алелюхин удостоен 24 августа 1943 года за 265 боевых вылетов и участие в 65 воздушных боях, в которых лично сбил 11 самолётов противника и 6 в группе.


    Летом 1943 Алелюхин уже летал на «Аэрокобре». Свою новую машину Алелюхин «обновил» в первом же боевом вылете. Вот как сам он описал этот бой: «Издали я увидел две шестерки Ю-88. Прикрытия поблизости не было. Какая самонадеянность!» — подумалось мне. «В атаку!» — приказал я по радио своим ведомым. Дав полный газ, пошел первым. Следом за мной устремились и остальные летчики. Развернувшись в лучах солнца, мы пристроились в хвост бомбардировщикам фашистов, которые, по-видимому, приняли нас за своих. Обман удался! С короткой дистанции я поймал «юнкерс» точно в прицел, нажал на гашетку, и снаряды прошили его. «Юнкерс» взорвался и рухнул на землю. Тут же мой самолет вздрогнул от взрывной волны. Впереди меня загорелись и пошли к земле еще два фашистских бомбардировщика".


    За этот бой, в котором эскадрильей Алелюхина было сбито 5 Ю-88, он получил орден Суворова 3-й степени — “За отличное выполнение боевого задания и умелое руководство боем”. А 1 ноября 1944 г., когда летчик сбил 32-й неприятельский самолет — Ме-109, пришло известие о присвоении ему звания дважды Героя. Алексей Алелюхин был награжден второй медалью «Золотая Звезда» — за 410 боевых вылетов и участие в 114 воздушных боях, в которых лично сбил 26 самолётов врага, и за образцовое выполнение боевых заданий командования при освобождении Донбасса.

    25 апреля сорок четвертого, во время воздушной схватки в р-не Севастополя, Алелюхин сошелся в лобовой атаке с шеститочечным ФВ-190, снаряд которого пробил 38-миллиметровое лобовое бронестекло кабины и ранил Алелюхина в лицо, шею и плечо. И вновь он остался в полку, и уже через неделю повел эскадрилью на боевое задание. 5 мая во время прикрытия бомбардировщиков шестерка Алелюхина была атакована группой «фоккеров». Очередью сверху на командирской машине были повреждены рули высоты. «Кобра» Алелюхина вошла в плоский штопор, и он вынужден был выпрыгнуть с парашютом. Сильный ветер сносил пилота в сторону немцев, с большим трудом ему удалось «приветвиться» (парашют повис на дереве) на нейтральной полосе. Из неудобного положения Алексей освободился скоро, но возвратиться к своим удалось лишь в результате встречного боя, организованного нашей пехотой.

    В июле 1944 г. Алексей осваивает свой пятый за войну тип истребителя — Ла-7. Участвуя в боях в Прибалтике, а затем в Восточно-Прусской и Берлинской операциях, заместитель командира 9-го гиап гвардии майор Алелюхин одержал свои последние четыре победы. Два «фокке-вульфа» он сбил в одном бою 27 марта 1945 г. над Балтикой, западнее Пиллау.


    Доброжелательный и спокойный, А.Алелюхин обладал мощной аурой внутренней силы и уверенности, тем особенным мужским обаянием, которое одинаково располагало к нему и зеленую, необстрелянную молодежь, и грозных, порой крайне жестких, командиров. Ратная слава и удача благоволили к нему еще, наверное, и потому, что он тщательно готовил каждый свой вылет — десятый, сотый или трехтысячный, вникал в подробности боевой обстановки, внимательно изучал особенности маршрута, детально прорабатывал тактические приемы боя и элементы взаимодействия в воздухе. Весной 1945 г. важнее было сберечь, обстрелять, заставить поверить в себя молодежь, чем под прикрытием дюжины ведомых самому одержать очередную “королевскую” победу. Алелюхин всегда руководствовался соображениями целесообразности, а не личной выгоды: атакуя парой, он часто выводил на ударную позицию ведомого, поручая именно ему нанести последний удар.

    Всего за войну он совершил около 600 боевых вылетов, провел рекордное число боев — 258, сражался с самолетами немецкого, итальянского, польского, французского, румынского, голландского и английского производства, сам бывал ранен, горел, сажал подбитую машину на «вынужденную» и прыгал с парашютом, одержал за войну 57 только официальных побед (лично сбил 40 и в группе 17 самолетов противника), стал известнейшим летчиком страны- победительницы, воспетым в незамысловатых строках: «Если в небе Алелюхин, Значит, „юнкерс“ на земле».


    После войны Алелюхин продолжал службу в Вооружённых Силах СССР. Находился на командных должностях. В 1948 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1954 — Военную академию Генштаба. Служил в штабе ВВС МВО. В 1985 г. генерал-майор авиации Алелюхин вышел в отставку. Жил и работал в Москве. Умер 29 октября 1990 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Источник: gorod.tomsk.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 25 апреля 2010, 09:04
    • serega

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020