Солдаты Победы: Легенды авиации
Люди и судьбы

    Азаров Евгений Александрович, майор. У Азарова Е.А. после тяжелого ранения была потеряна острота зрения и в 1943 г. его чуть не списали с лётной работы. Скорее всего, лётчик просто обманул медиков и получил заключение о своей годности. Но ведь с таким зрением надо воевать. Что делать? Недостаток зрения компенсировал ведомый Азарова – А.Г. Громов. Впереди летел ведомый, а сзади ведущий. Заметив противника, Громов наводил Азарова на противника, затем оттягивался назад и прикрывал хвост самолёта ведущего. До конца войны Азаров сбил 15 самолётов. Герой Советского Союза (19.08.1944, Золотая Звезда № 4690). Умер 26.01.1957 г.

    Анохин Сергей Николаевич, полковник. 17.05.1945 г. при испытаниях истребителя Як-3 на прочность получил тяжелые ранения и потерял левый глаз. Лётчик стал тренировать своё пространственное зрение подбрасыванием и ловлей камешков. И натренировался! И уже в декабре 1945 г. он возвращается к лётно-испытательной работе. На его счету сложнейшие испытательные полёты на десятках типов самолётов. 03.02.1953 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 10865). 17.02.1959 г. Анохину С.Н. в числе первых было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (знак № 1). Умер 15.04.1986 г.

    Драченко Иван Григорьевич, старший лейтенант. В середине августа 1943 г. мл. лейтенант Драченко И. в одном из ожесточенных, неравных боев, спасая самолёт командира полка, тараном уничтожил немецкий истребитель, покинул падающий Ил-2. В бессознательном состоянии был взят в плен и отправили в лагерь. Во время жестоких пыток фашисты из полевого гестапо вырвали у Драченко глаз. При конвоировании в специальный лагерь он бежал из плена и снова сел за штурвал Ил-2. За годы войны Драченко И.Г. совершил 150 боевых вылетов, в 24 воздушных боях на своём штурмовике сбил пять истребителей противника, ещё 9 уничтожил на аэродромах, разбил 4 моста, уничтожил много техники и живой силы противника. Герой Советского Союза (26.10.1944, Золотая Звезда № 4618), полный кавалер Орденов Славы. После войны продолжал летать! Закончил ВВА в Монино. В запасе по состоянию здоровья с 1947 года. Умер 16.11.1994 г.

    Леонов Иван Антонович, старший лейтенант. 15.07.1943 г. лётчик 56-го иап И. Леонов совершил пять боевых вылетов для прикрытия бомбардировщиков и штурмовиков, из них три сопровождались боями. А вечером – шестой вылет на разведку. В ходе неравного боя был тяжело ранен. В полевом санбате ему ампутировали руку вместе с лопаткой, а затем вывезли в тыловой госпиталь. В марте 1944 г., находясь в авиационном госпитале, И.А. Леонов добился разрешения использовать его на штабной работе. После выписки из госпиталя служил начальником станции наведения, но уже тогда готовился к полётам с одной рукой. Командующий 1-й ВА Громов М.М. поддержал напористого лётчика и направил в эскадрилью связи. Леонов соорудил устройство, заменяющего левую руку, которое позволяло управлять сектором газа на самолёте. Для этого он изготовил на левое плечо облегченный протез из дюраля. Достаточно было небольшого движения плеча, и протез легко перемещал сектор газа на необходимую величину. Первое время ему разрешали перевозить только почту без людей, потом стали давать задания наравне со всем лётным составом. Не один раз он подвергался атакам истребителей противника, но, искусно маневрируя, выходил из-под атак невредимым. Лишь один раз его легко ранили в голень. Воевал И.А. Леонов до конца войны. Закончил войну в должности адъютанта эскадрильи. В 1995 г. ему присвоено звание Героя России (Золотая Звезда № 117).

    Белоусов Леонид Георгиевич, гвардии майор. В декабре 1941 г. в воздушном бою был тяжело ранен и сбит. В результате началась газовая гангрена сначала одной, а затем и другой ноги. Их пришлось ампутировать, причём одну ногу выше колена. 426 дней провел Белоусов в госпиталях, а в 1944 г. вернулся в строй. Больше года он участвовал в самых ожесточенных воздушных сражениях, лично сбил ещё один вражеский самолёт. Герой Советского Союза (10.04.1957, Золотая Звезда № 10837). Умер 07.05.1998 г.

    Кузьмин Георгий Павлович, гвардии капитан. Летал и воевал без левой ступни и частично ампутированной правой. 161-й авиаполк перебросили в Брянскую область. 19.11.1941 г. лётчики взлетели на перехват девяти Ju-88. Два немецких самолёта были сбиты Кузьминым, прежде чем в его машину попал зенитный снаряд. Истребитель охватило пламя. На мгновение он потерял сознание, но быстро очнулся и сумел посадить самолёт на заснеженное поле. Едва успел отползти подальше к лесу, как самолёт взорвался. Его постигла участь многих маресьевцев. Встать и идти он не мог, как ни пытался. Тогда, собрав последние силы, он стал ползти. Полз долго, увязая в глубоком снегу, до тех пор, пока его не подобрали местные жители. Они спрятали его в одном из домов деревушки, выходили. Григорий решил пробираться к своим. Но обессиленный, был пойман немецкими солдатами и помещён в лагерь для военнопленных. Но и там Кузьмин не смирился со своим положением. Через некоторое время, убив часового, он бежал. Около месяца партизанил. Когда же попал в одну из наших строевых частей, его сразу направили в госпиталь залечивать гноящиеся на ногах раны. Там он пробыл почти три месяца. Врачи вынуждены были ампутировать ему ступню левой ноги и часть ступни правой, и вынесли заключение о невозможности возвращения лётчика в боевой строй. Однако Георгий не согласился с этим заключением. Начались долгие тренировки и борьба за право вернуться в авиацию… И он добился своего: в конце концов, ему разрешили, правда, со всевозможными оговорками, вернуться в истребительную авиацию. Каких усилий это ему стоило, можно только гадать… Герой Советского Союза (28.04.1943 г., Золотая Звезда № 931). 18.08.1943 г. гв. майор Кузьмин вступил в неравный воздушный бой в районе г. Снежное Донецкой обл. В ходе боя его «Аэрокобра» была подбита. Выбросился с парашютом, но купол загорелся. Лётчик погиб. Похоронен пехотинцами.

    Любимов Иван Степанович, генерал-майор авиации. 09.10.1941 г. в воздушном бою лётчик 32-го иап ЧФ И. Любимов был тяжело ранен, в результате чего лишился ступни левой ноги. После лечения добился разрешения летать с протезом. К сентябрю 1943 г. совершил 109 боевых вылетов, провел 21 воздушный бой, лично сбил восемь самолётов противника. 22.01.1944 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 2893). После войны продолжал службу, окончил авадемию Генштаба им. Ворошилова. С февраля 1973 г. Любимов И.С. в отставке. Умер 26.12.2000 г.

    Маликов Илья Антонович, старший лейтенант. Лётчик 128-го бомбардировочного авиаполка лейтенант И. Маликов был тяжело ранен в бою, но сумел дотянуть до аэродрома и посадить машину. Ему ампутировали ногу до колена. После излечения в госпитале через командующего ВВС добился возвращения в свой полк. С протезом он сперва летал на По-2, а затем снова освоил бомбардировщик Пе-2 и закончил войну под Берлином. Выполнил 86 боевых вылетов и 15.05.1946 г. стал Героем Советского Союза (Золотая Звезда № 7035). Умер 18.05.1990 г.

    Маресьев Алексей Петрович, полковник. Самый известный, а точнее единственный известный широкой публике пилот советских ВВС, летавший после ампутации ног. Имея на своем счету четыре победы, Маресьев А.П. был сбит, 18 суток раненный пробирался через линию фронта. Затем – ампутация голеней обеих ног. Но Алексей Маресьев вновь поднялся в воздух на протезах и пополнил свой счет еще на 7 сбитых самолётов. 24.08.43 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 1102). Умер 18.05.2001 г.

    Смирнов В.Г., младший лейтенант. В.Г. Смирнов, воевавший на истребителе Ла-5, был сбит в воздушном бою. Ему ампутировали ногу. Добился возвращения в строй и с протезом продолжал летать, мастерски вести воздушные бои. Позже он переучился на более скоростной и маневренный истребитель Ла-7, на котором дошёл до Берлина.

    Сорокин Захар Артемович, капитан. 25.10.1941 г. при патрулировании у лётчика 72-го смешанного авиаполка Северного фронта лейтенанта З.А. Сорокина на МиГ-3 отказал мотор, пришлось совершить вынужденную посадку в тундре. Ситуацию усугубили отказ радиостанции, отсутствие лыж и бортпайка. Лётчику пришлось шесть суток добираться к своим, при этом он отморозил ноги. Лишившись обеих ступней, лётчик 14 месяцев провёл в госпитале. Проявив волю, мужество и самообладание, он вернулся в строй, и после 11 побед 19.08.44 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 4038). Умер 19.03.1978 г.

    Бабаев Александр Иванович, генерал-полковник авиации. В конце 1970х гг. командующий ВВС Ленинградского ВО лётчик-истребитель, защищавший в годы войны Ленинградское небо, Герой Советского Союза (21.02.1978, Золотая Звезда № 11288) генерал-полковник авиации Бабаев А.И. поломал ногу. Бытовая травма. Врачи уложили его в гипс по колено. Но ни в госпитале, ни дома кость не срасталась. Вот не срастается и всё тут! И тогда командующий снимает трубку телефона звонит своему заместителю по Инженерно-авиационной службе ВВС округа и приказывает подготовить с утречка к полёту истребитель МиГ-21, на котором он собирается лететь!

    — Товарищ командующий! Ведь у вас перелом ноги!..

    — Вот поэтому я тебе и звоню! Если хоть одна живая душа узнает, что готовишь самолёт для меня!.. Смотри! И подготовь там всё, чтобы я смог залезть в кабину!

    Утром генерал подъехал на служебной «Волге» на аэродром. Его на тросах с помощью «гуся», которым ставят в самолёт (извлекают из самолёта) катапультные кресла, посадили в кабину. Лётчик запустил и опробовал двигатель, вырулил, взлетел… Ювелирно отпилотировал над точкой. Прекрасно посадил МиГ-21. Зарулил. Его таким же образом на тросах извлекли из кабины. Он уехал домой…

    И кость стала сростаться!..

    Вот, что такое полёт для жизни и здоровья военного лётчика!

    Умер генерал-полковник авиации А.И. Бабаев в Ленинграде в 1985 г.

    Беляков Анатолий Никитович. В июле 1943 г. от разрыва зенитного снаряда был поврежден самолёт лётчика 5-го гв. иап Белякова а сам он был ранен в ногу. Врачи отстранили Белякова от полётов т.к. из-за повреждения нерва ступня ноги при упоре произвольно искривлялась. Но лётчик смастерил протез, привязывал его и нога повиновалась. Под воздействием постоянных и настойчивых просьб командование полка разрешило А. Белякову летать на самолёте Ла-5. В воздушном бою над левобережьем Днепра самолёт Белякова был подожжен огнем Bf-109. Приземляясь на парашюте, он повредил больную ногу и снова попал в госпиталь. Зимой 1944 г. самолёт УТ-2 с лётчиком Беляковым упал с небольшой высоты на землю и разбился. Физические повреждения и ушибы у него при этой аварии были весьма значительными, и ему снова долгое время пришлось лечиться. Упорство и настойчивость Белякова не пропали даром, он умудрился «потерять» старые заключения и получил разрешение летать на УТ-2, а позже и на Ла-5, на котором дошёл до Берлина.

    Прокопенко Федор Федорович, полковник. В 1943 г., сажая поврежденный самолёт, Ф. Прокопенко получил компрессионный перелом трёх позвонков, растяжение позвонков шейного отдела, сломал грудную клетку, разбил голову. Из полевого госпиталя лётчика отвезли в Москву, в Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь в Сокольниках. 52 дня пролежал он на «вытяжке», заново учился ходить, сначала на костылях, потом – с палочкой. Заключение врачей гласило: «К лётной службе негоден». Заключение это Ф. Прокопенко благополучно «потерял» и догнал свой 32-й гвардейский истребительный авиаполк. Постепенно он освоил По-2, а затем и Ла-5ФН, на котором дошёл до Берлина. После войны налетал 5.000 часов на вертолётах. 27.03.1996 г. был удостоен звания Героя Российской Федерации. Умер 03.06.2007 г.

    Шевчук Василий Михайлович. 01.05.1942 г. в неравном воздушном бою самолёт комиссара эскадрильи 247-го иап В.М. Шевчука был сбит, лётчик на малой высоте покинул его с парашютом. При ударе о землю получил тяжёлую травму позвоночника. Приговор медиков был непреклонным: ни о каких полётах не может быть и речи! Он даже ходил с большим трудом. Только с помощью кожаного корсета В. Шевчук мог переносить боль. С негласного разрешения командира 203-й иад К.Г. Баранчука Шевчук В.М. начал летать. (Интересно, куда смотрел врач полка?) И к четырём победам до ранения добавил ещё с десяток. Закончил войну в небе Берлина командиром 152-го гв. иап. Летом 1945 г. врач, обследовавший В. Шевчука на очередном ВЛК, был поражён: он три года летал со сломанными позвонками.

    Вы можете себе представить – три года летать со сломанными позвонками!!?
    По материалам: allaces.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 19 апреля 2012, 10:36
    • vovchik

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020