Не стало Анатолия Равиковича - Хоботов из фильма «Покровские ворота»
Люди и судьбы

    Народный артист РСФСР Анатолий Равикович скончался накануне в Петербурге на 76-ом году жизни, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Театр комедии им.Акимова.

    В дирекции театра рассказали, что у актера было неизлечимое онкологическое заболевание, все последнее время он находился в больнице. Он будет похоронен 11 апреля в Санкт-Петербурге.

    Анатолий Равикович получил всенародную известность после исполнения роли Хоботова в фильме «Покровские ворота».

    Один из ведущих мастеров театрального Петербурга Анатолий Равикович родился в Ленинграде, где прошло детство, пережил войну и блокаду. В 1954 году поступил в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино, который закончил в 1958 году. С 1958 по 1962 год он являлся студентом театрального института им. А.Н. Островского. В 1972 году Анатолий Равикович становится актером театра им. Ленсовета.

    Именно с этим театром связаны четверть века творческой жизни Равиковича, где он был ведущим актером труппы Игоря Владимирова. Одной из его коронных ролей стал сказочный Карлсон в спектакле «Малыш и Карлсон», где партнером артиста была Алиса Фрейндлих. В этой и многих других ролях проявился его яркий дар актера-импровизатора.

    С 1988 года Равикович — в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Акимова, где сыграл множество ролей.

    Артист был женат на Ирине Мазуркевич, которая также работает в Театре комедии.

    В 2008 году Равикович выпустил автобиографическую книгу под названием «Продолжения не будет».

    Он Исполнил более 40 ролей в кино. Среди его работ в кинематографе — роли в фильмах «Блондинка за углом», «Три мушкетера», «Капитан Сорви-голова», «Джокеръ», «Дом надежды», «Тартарен из Тарасконо» и другие. Однако самой известной и любимой у зрителя стала работа актера в фильме «Покровские ворота», где он сыграл Льва Евгеньевича Хоботова.

    Сам актер вспоминал о роли в «Покровских воротах» так: «Вообще, для меня эта роль — она была первой большой серьезной работой в кино. Она была значима даже не в том смысле, что вот — сняться! А для меня это вопрос решался следующий: я как бы уже… Мне было 40 лет, я очень мало снимался, и у меня возникал такой комплекс неполноценности, что — »почему же меня никто не берет? Я, наверное, не могу..."

    Роль Хоботова открыла для Анатолия Равиковича ворота в большой кинематограф. Вместе с тем, эта же роль сделала его заложником образа. Равиковича стали часто приглашать в кино, предлагая разные варианты Хоботова, только меньшие по масштабу. Как с юмором признался в одном из интервью сам актер: «Хоботов француз, Хоботов белорус, Хоботов стоматолог, Хоботов гинеколог, Хоботов мафиози и так далее».

    * * *


    Анатолий Равикович родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде, где и прошло его детство. Семья жила в тяжелые времена. Застали Гражданскую войну, период НЭПа, Великую Отечественную войну: голод, страх, ленинградскую блокаду, эвакуацию… Родители, к сожалению, ничего в жизни не видели, кроме погони за куском хлеба, чтобы достойно вырастить троих детей. Есть у Анатолия Равиковича чувство вины перед своими родителями: он был не очень внимательным сыном, к сожалению, все понимаешь слишком поздно.

    А артистом Анатолий Равикович стал, совершенно к этому поприщу не стремясь. Конечно, хочется сказать лучше, но правда превыше всего. В лицедеи он пошел из выгоды. В театральные стены его привело стремление заслужить какой-то авторитет у компании дворовых пацанов, которые были старше и всех «гоняли». Выяснилось, что есть такой способ. Вся компания ходила смотреть кино. Потом усаживалась во дворе, и вот тут–то Анатолий Равикович всю эту «Волгу-Волгу», с титров начинал играть. Особенно удавались женские роли Любови Орловой, да и Игорь Ильинский неплохо получался. За это парню давали покурить. С этого все и началось.

    На вступительных экзаменах в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино им. А.Н. Островского Анатолий сыграл «идиота»: так песню «По долинам и по взгорьям» еще никто не исполнял перед приемной комиссией, которая буквально валялась от хохота. И профессор Хохлов признался, что взял Анатолия Юрьевича потому, что такого идиота он давно не встречал, а это амплуа очень важно на сцене. Равиковича оставили в вузе с условием, что он и дальше будет работать над этим.

    После окончания института начинающего артиста направили в Комсомольск-на-Амуре. Играть приходилось много, было тяжело, не хватало сил. Многие коллеги быстро сдались: «Зачем выкладываться, если публика все равно ничего не понимает?».

    Три года в Комсомольске-на-Амуре, затем год в Сталинградском драмтеатре. И вот он счастливый случай! 1962 год. Знакомство с главным режиссером Театра имени Ленсовета — Игорем Владимировым на отдыхе в одном санатории в Ялте, вместе оказались на пляже. Оказалось, Владимиров искал молодых интересных артистов.

    В итоге четверть века Анатолий Равикович проработал в Театре им. Ленсовета, был одним из лидеров труппы Игоря Владимирова, сыграл немало спектаклей, оставшихся в памяти зрителей. Его Карлсон, Мармеладов, Санчо Панса считаются сценическими шедеврами. Зрители с ночи занимали очередь в кассу, чтобы утром купить билет на спектакли, которые принесли театру и его артистам хорошую репутацию и большую любовь: «Пигмалион» и «Человек со стороны», «Ромео и Джульетта» и «Люди и страсти», «Левша», «Дульсинея Тобосская» и «Интервью в Буэнос-Айресе»…

    Конечно, лидером труппы была Алиса Фрейндлих, ее авторитет был очень высок. Ее любили. Хотя она и была женой главного режиссера, но не позволяла себе ничего лишнего, никогда не вела себя как капризная примадонна. Равикович очень много играл с нею: «Преступление и наказание», «Малыш и Карлсон», «Трехгрошовая опера»…

    * * *


    В стенах «Ленсовета» Анатолий Равикович нашел свое семейное счастье — Ирину Мазуркевич. Она была на 21 год младше, а свел их спектакль «Малыш и Карлсон». Ирина играла Малыша, а Анатолий, соответственно, Карлсона. Актриса вспоминает: «Равик, как он сам мне рассказал, обратил на меня внимание. Он даже запомнил, что на мне была зеленая кофта в обтяжку с белой полоской и пуговкой на груди. Эту кофту мне подарил Высоцкий. А мне Равик давно нравился, чувствовалось, что на сцене — настоящий мужик! И этим все сказано. Но он тогда, в 40 лет, играл пожилых людей: Мармеладова, Санчо Пансу. Поэтому мне казалось, что ему лет 100. Однажды в коридоре я случайно столкнулась с ним… и увидела живые и озорные глаза абсолютно молодого человека. Наши взгляды встретились, проскочила искра, и начался роман. Конечно, я и в мыслях не держала, что нас ждет впереди».

    Ирина к тому времени уже была замужем (в Ленинград она приехала вместе с мужем). Не был свободен и Равикович – у него были жена и обожаемая дочь. Но случилось, то, что Ирина и Анатолий нашли друг в друге настоящую любовь.

    «Мы говорили часами, пока катались на трамвае, взахлеб: и про жизнь, и про работу, и про книги. Самое главное — у нас оказалось много общего! Выяснилось, что мы одинаково сдержанно относимся к кино, оба считаем, что театр несравненно лучше. Это был как раз тот случай, когда дружеские отношения постепенно перерастают во что-то большее».

    Вскоре Ирина разошлась с ее первым мужем, и Анатолий ушел из родного дома к ней в 12-метровую комнату в коммуналке, с одним чемоданом.

    Свадьбу они сыграли в июле 1980 года. Ирина Мазуркевич вспоминает: «В ЗАГСе все обошлось без напускной помпезности: быстренько расписались и поехали на квартиру к Алисе Фрейндлих праздновать свадьбу. Нам тогда некуда было приглашать гостей».

    В 1988 году Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич решили покинуть «Ленсовет». Почему? Анатолий Равикович рассказывает: «Театр Ленсовета стал терять свои позиции. Игорь Петрович постарел, у него было все меньше и меньше желания заниматься театром. Ушло творчество. А поскольку мы все были свидетелями взлета, нам было очень больно смотреть на то, как театр умирает. У нас портились отношения с Владимировым. Работать стало неинтересно. Сначала ушел Петренко. Потом Фрейндлих. А потом и я...»

    Вместе с женой они пришли в Театр Комедии. Начинал Равикович с «Зойкиной квартиры», где играл Аметистова. Потом были спектакли «География» (пьеса Фриша), «Ромул Великий» (пьеса Дюрренматта), «Укрощение строптивой» Шекспира, чеховские «Маленькие пьесы», «Тартарен из Тараскона», «Мещанин во дворянстве». Постепенно Равикович и Мазуркевич стали ведущими актерами театра.

    * * *


    Впервые Анатолий Юрьевич появился на экране в эпизодической роли просителя в историко-биографической ленте Элема Климова «Агония» (1974). Тот эпизод вряд ли тогда запомнился зрителям, ведь после короткого проката фильм был положен на долгие годы на полку.

    Да и затем долгое время у актера не было в кино ничего более-менее серьезного. Небольшая роль Петра Ярославцева в биографической киноповести «Воздухоплаватель», комик в короткометражке «Театральные истории», еще пара небольших ролей – вот, впрочем, и все за семь лет.

    Наконец, в 1981 году Михаил Козаков пригласил Равиковича на главную роль в свою новую картину «Покровские ворота». Анатолий Юрьевич вспоминает: «Вообще, для меня эта роль – она была первой большой серьезной работой в кино. Она была значима даже не в том смысле, что вот – сняться! А для меня это вопрос решался следующий: я как бы уже… Мне было 40 лет, я очень мало снимался, и у меня возникал такой комплекс неполноценности, что – «почему же меня никто не берет? Я, наверное, не могу…»

    В «Покровских воротах» Анатолий Равикович создал типичный в массовом сознании образ недотепы-интеллигента Льва Евгеньевича Хоботова, пытающегося вырваться из-под гнета бывшей супруги Маргариты Павловны. Образ настолько яркий и убедительный, что впоследствии зрители упорно ассоциировали актера с его персонажем. На самом деле Равикович совсем другой — более практичный, более волевой и жесткий. «И в то же время, — признается актер, — я мог совершить такую же глупость, как Лев Евгеньевич: влюбиться в 42 года, бросить все, это меня роднит с Хоботовым. Я, как и Лев Евгеньевич, человек чувства». Потому-то Равиковичу так дорог этот персонаж.

    Фильм «Покровские ворота» отличали и замечательная драматургия, и прекрасно выписанные характеры, и все это было приправлено легким, непринужденным юмором, просто фонтанирующим с экрана. А какие актеры играли вместе с Равиковичем! Опытные Леонид Броневой, Инна Ульянова, Софья Пилявская, Евгений Моргунов, а также молодой, искрометный Олег Меньшиков (это его лучшая роль в кино), ну и, конечно же, очаровательная Елена Коренева! Как ни странно, но ожидаемого успеха не было. Слышались реплики, типа: «Безвкусица!», «Пошлятина»… Видимо, большое видится издалека. Лишь спустя несколько лет зрители вдруг «разглядели» картину. И не просто «разглядели» — фильм «Покровские ворота» стал просто культовым!

    Роль Хоботова открыла для Анатолия Равиковича ворота в большой кинематограф. Вместе с тем, эта же роль сделала его заложником образа. Равиковича стали часто приглашать в кино, предлагая разные варианты Хоботова, только меньшие по масштабу. Как с юмором признался в одном из интервью сам актер: «Хоботов француз, Хоботов белорус, Хоботов стоматолог, Хоботов гинеколог, Хоботов мафиози и так далее».

    Пожалуй, только две роли в 90-е годы выбивались из общего списка. В первую очередь – это знаменитый сыщик Эркюль Пуаро в фильме Вадима Дербенева «Загадка Эндхауза». Режиссер не случайно остановился на кандидатуре Равиковича. Дербеневу очень понравился аналогичный западный сериал с Дэвидом Суше в главной роли, а Равикович, по его мнению, был похож на него. К счастью, наш актер не видел зарубежного сериала и не поддался на попытки режиссера сделать его героя солидным и медлительным, как у Суше. Равикович представлял Пуаро другим: легким, подвижным, эксцентричным человеком, совершенно не похожим на сыщика, скорее производящим впечатление полусумасшедшего старичка. По его мнению, именно таким видела его и сама Агата Кристи. Равиковичу удалось воплотить эти качества в своего героя, и фильм получился живым и интересным.

    Равикович неоднократно признавался, что роль Пуаро дорога ему тем, что дала возможность проявить себя в другом качестве.

    Совершенно другой, но столь же интересный образ был создан актером в фильмах Юнгвальд-Хилькевича «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Тайна королевы Анны или мушкетеры тридцать лет спустя» (продолжении знаменитых «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»). В этих фильмах Равикович сыграл кардинала Мазарини, плетущего политические интриги. К сожалению обе картины заметно уступали в легкости и непринужденности первой и не имели большого успеха у зрителей. Потому и интересная роль Мазарини осталась как-то в тени…

    * * *


    Так уж случилось, что кинематограф не использовал многие актерские возможности Анатолия Равиковича. Наверное, поэтому в своих интервью он признавался, что не любит кино. Оно, по мнению артиста, использует только то, что он уже сделал в театре. Во всяком случае, кино для него — не творческая работа. Ну, какое может быть творчество, считал артист, если ты приходишь на съемки, тебе дают текст, или дали его вчера, и ты его выучиваешь здесь же, а потом играешь три-четыре дубля. Творческая работа — это когда ты месяца два ищешь характер, пытаешься пробовать один, потом другой вариант. Это очень тяжелая работа.

    Тем не менее, Равикович продолжал сниматься в кино. С 2001 по 2005 годы он сыграл Расплюева в двухсерийном фильме «Джокер» Михаил Козакова по пьесе Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», Тартарена в «Тартарене из Тараскона» Дмитрия Астрахана (когда-то Равикович уже играл эту роль в спектакле в Театре комедии), старого бухгалтера-зануду в семейной комедии «Операция «Эники-Беники»…

    Приглашали актера (хотя и не так часто) и в сериалы. Его «сериальная» эпопея началась еще с «Улиц разбитых фонарей», где он появился в образе сексота Цыплакова, затем был забавный аптекарь в комедийном сериале «Вовочка», генерал Раевский в «Поручике Ржевском»…

    Как можно заметить, Равикович чаще всего на экране появлялся в комедийных образах. На самом же деле, называть Равиковича комедийным актером было бы не правильно. Он признавался: «Для меня нет разницы между комедийной ролью и драматической. Для меня важно, что это за роль, о чем она. Мне важно, чтобы там был человек, о судьбе которого мне интересно рассказать. <…> Я руководствуюсь одним принципом: интересен мне этот человек или не интересен. Мне интересна храбрость нехраброго человека, то, как обычный человек, борясь со своей робостью, нерешительностью, совершает поступок, превозмогая себя. <…> И моя задача — убедить зрителя в том, что мы, обычные люди, способны на поступок, у нас должно найтись мужество на то, чтобы отстаивать в жизни свои принципы. Вот такие вещи меня очень занимают».
    По материалам: rusactors.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 09 апреля 2012, 13:07
    • combat

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021