Стоит над горою Алеша...
Люди и судьбы

    Земля косихинская богата знаменитыми людьми. Она подарила миру известных на всей планете поэта Роберта Ивановича Рождественского, композитора Михаила Фелофьевича Старикова, песни которого на слова Геннадия Панова пел и сейчас поет народ: «Здесь пахнет хлебом по утрам, по вечерам полынью пахнет…», взрастила и воспитала Германа Степановича Титова, покорившего космические просторы вслед за Юрием Гагариным. Здесь жил и работал в коммуне «Майское утро» учитель, писатель, музыкант Адриан Митрофанович Топоров. В Косихе родился Алексей Иванович Скурлатов, прототип памятника русскому солдату в болгарском городе Пловдиве, в честь которого была написана песня «Алеша», в течение долгого времени являвшаяся гимном данного города.

    Семья Ивана Федоровича Скурлатова проживала у речки Лосихи, соседями были Клочковы и Оськины. Глава семьи был прирожденным живописцем: нигде не обучаясь художественному ремеслу, искусно расписывал церкви, в частности церковь в с. Косихе, которая впоследствии сгорела. Также Иван Федорович писал иконы, часть из которых хранится у родственников в г. Ярославле.

    В семье было три сына — Иван, Егор и Алексей. Брат Иван, 1911 года рождения, одним погожим днем пас скот на увалах. Подъехавшие к пареньку верховые, поинтересовавшись, как зовут, спросили, не желает ли он стать комсомольцем и строить коммуну. Иван согласился. Выкорчевали лес и построили населенный пункт, недалеко от поселка под названием Первовознесенский. К этому времени вся семья Скурлатовых уже перебралась к старшему сыну, который работал в коммуне комбайнером, Егор Иванович работал шофером в уже создавшейся Овчинниковской МТС, а Алексей работал штурвальным на комбайне старшего брата.

    * * *


    Начавшаяся война разрушила все планы, не только семьи Скурлатовых. Три сына были призваны на фронт. Старшие братья Иван и Егор сгинули в адском горниле войны, и родные до сей поры не знают, где место их захоронения. Алексей Иванович был призван на фронт по достижении призывного возраста, когда, по его выражению, «подошли года», в августе сорок первого. В составе отдельного лыжного батальона, в качестве разведчика прошел всю войну, участвовал в боях у деревни Крюково, освобождал города Зеленоград, Клин, Калинин, где впервые был ранен, отлежал в госпитале, после выздоровления попал в состав 250-ой дивизии 31-ой армии. Получил второе ранение и лечился в госпитале г. Вышний Волочек. После освобождения г. Калинина наши разведчики, выйдя к реке, наткнулись на немецкую траншею, зашли в нее, а она, конечно же, была «пристреляна» немцами, и, когда началась артподготовка, разорвавшимся артиллерийским снарядом Алексея Ивановича контузило и засыпало землей. После боя девчонки-санитарки, двигаясь по траншее, увидев голову и ноги солдата, вытащили его и отправили в госпиталь на лечение.

    Алексей Иванович принимал участие в освобождении Курска, Харькова, Николаева и Вознесенска. Освободив Молдавию, форсировав две реки, советские войска оказались на территории Румынии, по которой они прошли без боев, по причине объявления румынским правительством войны Германии, бывшей союзнице румын. Следом советские войска освободили Болгарию. В то время телефонная связь была катушечная, то есть телефонный провод проходил по земле, а гуляющий сам по себе скот связь эту регулярно нарушал. Поэтому было принято решение установить воздушную линию связи в г. Пловдиве. Подразделению советских солдат под командованием майора Калашникова, было поручено готовить ямы под опоры, на которых телефонисты и устанавливали воздушный телефонный провод.

    Молодость — есть молодость. Болгария была свободна от захватчиков, и вечерами, после работы, болгарские и советские солдаты собирались вместе, устраивали танцы. Алексей Скурлатов, имевший «косую сажень» в плечах и недюжинную богатырскую силу, усаживая себе на плечи одного, а то и двух человек, легко выделывал танцевальные кренделя. Методи Витанов, бывший в то время начальником подразделения связи, обратил внимание на русского богатыря, и болгарский скульптор увековечил в бетоне и железе могучую фигуру Алексея Ивановича, олицетворявшую советского солдата-освободителя болгарской земли от немецко-фашистской тирании.

    * * *


    В 1947 году Алексей Иванович демобилизовался, приехал домой. Работал в МТС трактористом, комбайнером, экспедитором. Дома практически не жил, с ранней весны до поздней осени — в вагончиках на полевых станах. Опоздать на работу, даже на пять минут, в то время считалось тягчайшим преступлением, и люди, чтобы не рисковать, старались реже отлучаться с полевого стана.

    Затем началось строительство мотороремонтного завода. Алексей Иванович принимал в нем участие от самого первого камешка. Был и слесарем, и заведующим котельной, и начальником цеха. И еще долгое время после ухода на пенсию приносил пользу родному заводу.

    Журналист Леонид Голубев, впоследствии отыскавший в небольшом алтайском селе Налобиха прототип памятника в болгарском городе Пловдиве, Алексея Ивановича Скурлатова, сделал его известным на весь мир.

    На фото: Методи Витанов и Алексей Скурлатов. Вскоре состоялась встреча друзей Методи Витанова и Алексея Скурлатова. Алексей Иванович был принят в почетные члены города Пловдива. Завязалась активная переписка. Алексею Ивановичу стали приходить письма со всех концов земли. Члены клубов интернациональной дружбы из различных городов СССР, Румынии, Болгарии, всенародного комитета болгаро-советской дружбы из г. Софии, сотрудники национального музея советско-болгарской дружбы Стоянка Бонева, руководитель клуба «Молодые друзья Советского Союза» Бела Пенчева вели регулярную переписку с Алексеем Ивановичем.

    В архиве Алексея Ивановича хранится более десятка тысяч писем, на многие из которых он регулярно отвечал. Много писем — на болгарском языке, хотелось, чтобы кто-нибудь, знающий болгарский язык, откликнулся и помог перевести их на русский.

    Также до недавнего времени велась активная переписка с боевым другом-однополчанином Георгием Тарасовичем Шпыховым, проживающим в г. Калинине, художником Ильбеком Хайрулиновым, написавшим портрет Алексея Ивановича, который был выставлен на Поклонной горе в г. Москве к 55-летию Великой Победы.

    Хочется привести слова Н. Папазова, председателя всенародного комитета болгаро-советской дружбы, написанные к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне:

    «Уважаемый товарищ Скурлатов! Примите от имени всенародного комитета болгаро-советской дружбы, от тысяч участников движения за болгаро-советскую дружбу в нашей стране и от меня лично самые сердечные поздравления по случаю знаменательного юбилея 40-летия со дня победы над гитлеровским фашизмом.

    В дни, когда наши братские народы отмечают 40-летие Великой Победы над фашизмом, в дни, наполненные светом бессмертной памяти о беспримерном мужестве, о славе и доблести советских воинов, всего советского народа в героической борьбе с гитлеровскими захватчиками, примите наш земной поклон и искренние чувства любви, глубокой признательности и благодарности. Это вечная память наша к тем, кто заслонил мир от фашизма, с честью прошел через все испытания войны, отстаивая грядущим поколениям право на жизнь и счастье.

    Мы помним и всегда будем помнить сентябрь 1944 года, когда Вы — воины Третьего Украинского фронта — принесли свободу нашему исстрадавшемуся народу.

    Неоценим Ваш вклад в деле освобождения нашей страны от фашизма и капитализма. Благодаря решающей роли Советской Армии наш народ победил, благодаря братской бескорыстной помощи советского народа, он спокойно и уверенно, под мудрым руководством БКП, идет по пути созидания своей социалистической Родины.

    Вы, чудо-богатыри Советской Армии, верные сыны Советского Союза, проявив невиданную стойкость, повторили героический путь своих славных прадедов, став дважды освободителями болгарского народа, совершив подвиг, равного которому нет в истории человечества. Неувядающая слава этого подвига и поныне является надежным щитом мирного неба на планете, счастья наших детей…».


    Так было во времена могущества СССР.

    В архиве Алексея Ивановича хранится пожелтевшая вырезка из газеты. Леонид Кузнецов, собственный корреспондент газеты «Правда», пишет: «Если бы собрать все слезы, которые пролили у памятника болгарские женщины, вспоминая своих мужей и сыновей, павших в войне против фашизма, — говорит один из ветеранов, — то возле памятника «Алеши» возникло бы священное море, которое не посмели бы переступить даже нынешние ультрадемократы.

    А теперь, когда некогда могучий Советский Союз распался, что привело к нарушению с тяжелыми последствиями экономических связей, в том числе и с городом Пловдивом, когда ослабленная Россия занимается решением своих трудных проблем, когда в Болгарии потеснены левые силы, — вот теперь-то и можно кинуться на «Алright

    В первых рядах ополчившихся на монумент идет сегодня новый кмет (мэр) Пловдива Гарабид Томасян. Он-то и принялся за разрушение памятника на пятый день своего правления.

    — Как будто в Пловдиве, — с горькой иронией комментировал этот факт местный журналист, — нет других проблем: ни безработицы, ни спада промышленного производства, ни преступности. Впрочем, зачем же любителям эффектных жестов заниматься этими проблемами? Лучше обвинить во всех бедах — настоящих, а главное, будущих коммунистов, социалистов, в том числе и «Алешу».

    Общество дружбы с народами бывшего СССР, Отечественный союз, Союз ветеранов, Союз антифашистов, Союз офицеров и сержантов запаса, Демократический союз женщин создали общественный комитет по защите памятников русским воинам, защите «Алеши».

    Сила любви и уважения была такова, что спустя годы, когда местные политики попытались снести памятник, именно жители Пловдива отстояли Алешу. В прямом смысле: когда один из политиков предложил снести памятник, как наследие коммунистов, горожане установили на горе Бунарджик круглосуточные дежурства.

    — Наши женщины из красных и белых нитей сплели Алеше гигантскую мартиницу, символ здоровья и долголетия еще с языческих времен, — рассказал Радко Паунов, сотрудник пловдивской газеты «24 часа». — По обычаю ее подносят родственникам и друзьям 1 марта. Мартиницу повесили на груди Алеши, чтобы она оберегала его от зла.

    Пенсионерка Ани Минчева тогда даже наняла адвоката, чтобы всерьез изучить возможность «усыновления» каменного Алеши — в случае успеха она собиралась завещать Алеше свою квартиру, чтобы на вырученные за ее аренду деньги можно было содержать монумент.

    И политики тогда отступились. Народ победил. Памятник Алеше в Пловдиве находится в отличном состоянии. Тысячи граждан приходят к нему в день освобождения Болгарии от захватчиков и приносят цветы. До сих пор.

    В связи с событиями, последовавшими за перестройкой, прервалась связь с Методи Витановым. Последнее письмо с фотографией друга Алексей Иванович получил в 1989 году. Приблизительно тогда же прекратился поток писем от «КИДовцев», членов других различных клубов и обществ. Ничего не знает о судьбе друга Алексей Иванович и очень тяготится этим. В преддверии 60-летия Победы в Великой Отечественной войне приезжала к ветерану телевизионная съемочная группа из Москвы, возглавляемая журналистом, режиссером А.Н. Шумилиным. Обещали побывать в Болгарии и узнать о судьбе Методи Витанова и памятника, прототипом которого стал ветеран войны, коммунист Алексей Иванович Скурлатов. Верит в то, что общественность все-таки предотвратила его разрушение, и он по-прежнему напоминает болгарскому народу о советском солдате-освободителе. Ждет ветеран весточку от Александра Николаевича Шумилина, надеясь узнать о том, что давний болгарский друг его жив, и он сможет еще при жизни обнять его при встрече.

    Много лет назад, будучи в г. Калинине, в гостях у своего однополчанина Г.Т. Шпыхова, Алексей Иванович захватил два саженца декоративного кустарника туи и саженец дубка. Провез их многие тысячи километров, чтобы посадить в своем саду. Саженцы принялись. Уже шумели раскидистыми кронами вечнозеленые туи, когда в дом Алексея Ивановича пришла беда: умерла супруга Мария Александровна. Вместе с ней умерло и одно деревце туи: засохло, и его пришлось вырубить. А дубок и второе деревце растут и напоминают ветерану о былых походах, об однополчанах и о великой дружбе людей, живущих на земле.


    Белеет ли в поле пороша,
    Пороша, пороша…
    Белеет ли в поле пороша
    Иль гулкие ливни шумят,
    Стоит над горою Алеша,
    Алеша, Алеша…
    Стоит над горою Алеша —
    В Болгарии русский солдат.

    И сердцу по-прежнему горько,
    По-прежнему горько…
    И сердцу по-прежнему горько,
    Что после свинцовой пурги
    Из камня его гимнастерка,
    Его гимнастерка…
    Из камня его гимнастерка,
    Из камня его сапоги!

    Немало под страшною ношей,
    Под страшною ношей…
    Немало под страшною ношей
    Легло безымянных парней.
    Но то, что вот этот — Алеша,
    Алеша, Алеша…
    Но то, что вот этот — Алеша —
    Известно Болгарии всей!

    К долинам, покоем объятым,
    Покоем объятым…
    К долинам, покоем объятым
    Ему не сойти с высоты.
    Цветов он не дарит девчатам,
    Девчатам, девчатам…
    Цветов он не дарит девчатам —
    Они ему дарят цветы!

    Привычный как солнце и ветер,
    Как солнце и ветер…
    Привычный как солнце и ветер,
    Как в небе вечернем звезда,
    Стоит он над городом этим,
    Над городом этим…
    Стоит он над городом этим —
    Вот так и стоял он всегда!

    Белеет ли в поле пороша,
    Пороша, пороша…
    Белеет ли в поле пороша,
    Иль гулкие ливни шумят.
    Стоит над горою Алеша,
    Алеша, Алеша…
    Стоит над горою Алеша —
    В Болгарии русский солдат!


    Кто хотя бы раз слышал эту необычайно душевную и проникновенную песню, написанную Эдуардом Колмановским в соавторстве с поэтом Константином Ваншенкиным, о памятнике советскому воину-освободителю в Болгарии, вряд ли сможет её не полюбить и забыть. Эта песня ложится на сердце с первых же нот и слов. Думаю не преувеличу, если скажу, что из многих красивых и памятных всем песен о войне песня про Алёшу отличается чем-то особенным, западающим в душу… особым лиризмом и искренной нежной любовью к её герою.

    В 1966 году была написана песня «Алёша», которая была официальным гимном Пловдива практически 25 лет.

    Осенью 1962 года в Болгарию в Пловдив приехал советский композитор Эдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал «пока руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью». Народная память сохранила и имя этого солдата — ласковое, певучее русское имя Алёша. С розами он и увековечен в камне.

    Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал В Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным, давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам — «Алеши».

    «Стихи родились очень быстро, на едином дыхании, — вспоминает поэт. — Тема ведь родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том, что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей. А тема войны для нас всегда кровоточаща.

    До 1971 года мне не удавалось побывать в Болгарии, хотя и очень хотелось. А когда я впервые туда приехал и увидел «Алешу», когда увидел его громадные сапоги из камня, гимнастерку… я чувствовал себя так, будто встретился со старым и близким другом».

    Песня «Алеша» — это раздумье о подвиге советского воина, баллада, в которой гражданственность сочетается с лирической интонацией.

    Рассказывая о создании этой песни, композитор Колмановский говорил: «Уже после того, как… песня была написана, мне вначале трудно было выяснить причину своей неудовлетворенности и я долгое время песню никому не показывал. Очевидно, сильнейшее впечатление от Болгарии пловдивский памятник для полноты музыкального выражения нуждалось в болгарской народной музыке, с которой все другие болгарские впечатления сплелись в моем представлении в единый художественный образ. И я между проведениями своей темы ввел мелодию известной болгарской песни «Гей, Балкан» песни, услышанной в автобусе по дороге из Софии к Черному морю.»

    К слову сказать, упомянутая Колмановским народная болгарская партизанская песня времен второй мировой войны, по утверждению известного болгарского музыковеда Стояна Петрова, поется на украинскую мелодию. Можно привести и другие примеры трансформации и широкого распространения в Болгарии наших песенных напевов. Такова, в частности, песня «На опушке леса старый дуб стоит», которую любили петь болгарские партизаны, и т. д.

    Впервые песня «Алеша» была опубликована в 1966 году в журнале «Старшина—сержант» (позже он стал называться «Знаменосец») в выпуске, посвященном советско-болгарской дружбе.

    Прекрасную песню эту включил в свой репертуар Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова, и в 1967 году краснознаменцы привезли ее в Болгарию. Там, в Пловдиве, у подножия памятника «Алеше», в присутствии многих тысяч слушателей состоялось ее первое исполнение.

    Для советских слушателей песню эту по-настоящему «открыли» болгарские певцы, замечательный дуэт — Маргарет Николова и Георги Кордов.
    Источник: evdokimov.ru

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 06 марта 2012, 09:08
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017