Лучший российский ас 1-й мировой войны
Люди и судьбы

    Имя лучшего российского летчика-истребителя 1-й мировой войны в нашей стране было около 70 лет под негласным запретом; даже большинство знатоков истории авиации не имели представления, кто он такой. А между тем, Александр Казаков был не только самым результативным асом России; он стал вторым человеком в истории, совершившим воздушный таран, и первым летчиком, кто остался после тарана жив…

    Александр Александрович Козаков родился в 1888 году. В 1899-1906 годах учился в Воронежском Михайловском кадетском корпусе, затем в Елисаветградском кавалерийском училище. В 1908 г. Казаков был произведен в корнеты 12 уланского Белгородского полка. Сразу после производства Александр увлекся молодой тогда авиацией и поступил в Офицерскую воздухоплавательную школу, которую закончил в 1914 году.

    В боевых действиях Казаков участвовал с декабря 1914 года. Занимался воздушной разведкой и бомбардировкой вражеских позиций, но горел желанием уничтожать самолеты противника, которые своими разведполетами приносили много бед русской армии. Однако авиационного оружия тогда не существовало, а таранный удар по вражеской машине, проведенный капитаном Нестеровым 26 августа 1914 года, привел к гибели и самого героя. Понимая, что таран — оружие крайнего отчаяния, Казаков занялся разработкой средств, которыми можно было бы уничтожить вражеский самолет без повреждения своего. Он прицепил к своему аэроплану на тросе якорь-«кошку» с прогулочного катера, к которой привязал толовую шашку. Александр рассчитывал сверху зацепить «кошкой» самолет неприятеля и взорвать динамит. Однако конструкция не сработала: 22 марта 1915 года над линией фронта у села Гузов Казаков атаковал германский разведывательный «Альбатрос», однако трос «кошки» на снижении зацепился за хвост «Морана» Александра, и не опустился вниз. Тем не менее, поклявшийся сбить врага Казаков не отступил. На снижении он протаранил германца, ударив его колесами «Морана» по верхнему крылу. От удара крыло сложилось, и вражеский самолет рухнул вниз. При ударе пострадал и аэроплан Казакова: у него оторвало часть лопасти винта и сломалось шасси. Казакову нужно было срочно сажать трясущуюся от повреждений машину, пока она от сотрясений не развалилась на части. Но на беду на маневрировании при выходе в атаку Казаков потерял ориентировку, и не знал, где германские войска, а где свои. Когда летчик снизился до бреющего полета, с одной из сторон начался ожесточенный винтовочный обстрел. Сообразив, что там враги, Казаков развернул машину в сторону российских войск и совершил аварийную посадку. Из-за сломанных колес «Моран» Казакова скапотировал и перевернулся, однако герою повезло: он остался жив, отделавшись только легкими травмами.

    Этот бой принес летчику-кавалеристу Золотое Георгиевское оружие и всероссийскую известность. В сентябре 1915 года Казаков был назначен командиром 19-го корпусного авиаотряда. В поисках более совершенного оружия для поражения воздушного врага Казаков установил на свой новый Ньюпор-9 пулемет Максим; правда, из-за отсутствия синхронизатора оружие пришлось задрать вверх под углом 24 градуса (чтобы не отстрелить себе лопасть винта). В бою Казаков стремился зайти противнику под хвост снизу и распороть его пулеметными очередями.

    К лету 1916 года Александр уничтожил 5 вражеских самолетов и по меркам, введеным французами, стал асом — «тузом», бьющим «любую карту». Вскоре он получил более совершенную машину — Ньюпор-11 с пулеметом, направленным вперед, а в 1917 году Александр пересел на лучший союзнический истребитель — СПАД-7; на этих аэропланах Казаков нанес врагу наибольший урон изо всех русских пилотов. Всего за время I мировой войны Казаков сбил 17 самолетов противника лично и еще 15 — в группе.

    Некоторые любители истории авиации считают, что по сравнению с послужным списком немецких асов эта цифра кажется не такой уж и большой. Однако это не так. Специфика Восточного фронта, где аэропланов водилось немного, и не подразумевала большого количества побед (для сравнения, лучший германский ас Восточного фронта Леопольд Анслингер одержал всего 10 побед). Кроме того, ведущие асы Западного фронта «набили» свои огромные счета уже в 1918 году, когда там начались ожесточенные массовые воздушные бои, а Россия к тому времени вышла из войны.
    Послевоенная судьба Козакова сложилась трагически. Потомственный дворянин, он не принял революции, уехал в захваченный англичанами Мурманск и возглавил там 1-й Славянско-Британский авиаотряд. Командовал им так же блестяще, как и 1-й БАГ, участвовал в боях, был ранен. Вот эту борьбу против большевиков и не могли простить герою в Советском Союзе, именно поэтому десятилетиями замалчивалось имя лучшего российского аса.

    В 1919 г. английские войска начали эвакуацию из Мурманска. Англичане предложили Казакову служить в Англии — официально он уже год числился майором Королевских воздушных сил.

    Не желая покидать Родину и служить чужой стране, Козаков вечером 21 июля 1919 г поднял свой «Сопвич-Кэмел» в воздух, долго летал на нем на высоте 10-15 м над землей, потом свечой взмыл вверх, как будто для «мертвой петли», завис в верхней точке и рухнул вниз…

    Ньюпор-9 Александра Казакова с пулеметом, установленным под углом. Осень-зима 1915 г.


    Ньюпор-11 Александра Казакова. Лето 1916 г.


    СПАД-7 Александра Казакова. Осень-зима 1916-1917 гг.

    Источник: liveinternet.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 11 февраля 2010, 08:58
    • serega

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021