Всю жизнь гениальный комик мечтал сыграть трагическую роль
Люди и судьбы


    Киса Воробьянинов из «Двенадцати стульев» и шведский посол из «Иван Васильевич меняет профессию», лектор из «Карнавальной ночи» и наглый Казимир Алмазов из «Укротительницы тигров»— все эти и еще сотня других персонажей ожили на экране благодаря таланту актера Сергея Филиппова, чей 98-летний юбилей отметят поклонники таланта 24 июня 2010 года.

    Сергей Николаевич Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, мать — портнихой.

    Однажды Сергей шел вечером с работы мимо клуба и, как говорится, забрел на огонек. Шла репетиция балетной студии. Парень так удивился увиденному, что попросил преподавателя взять его в обучение.

    Оказалось, что у Филиппова уникальные балетные способности, и вскоре преподаватель стал настойчиво рекомендовать ему поступать в балетное училище. Несколько дней Сергей думал, как быть, а потом продал свой плотницкий инструмент (топор и рубанок) и в 1929 году отправился в Москву.

    Приехав в столицу, он узнал, что приемные экзамены в балетную студию при Большом театре уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.

    Преподаватели прочили одаренному студенту блестящее будущее, и после окончания техникума, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. В том же году состоялся и яркий дебют Филиппова на сцене прославленного театра в балете «Красный мак».

    По сюжету, его герой — кочегар должен был пробежать по сцене с ведром, а Сергей повесил сию емкость на вытянутую руку одного из танцовщиков и скрылся в кулисе. Самое удивительное — никаких оргвыводов тогда не последовало.

    Но карьера балетного танцора оказалась слишком короткой — во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи посоветовали уйти из балета. «Иначе в следующий раз вы просто умрете», — не стали скрывать они.

    «Он был странным человеком, со своеобразной манерой общения. Думаю, такие неординарные личности рождаются раз в сто лет. Будучи уже немощным стариком, Сергей Филиппов все чаще вспоминал свое балетное прошлое и очень жалел, что не стал звездой балета, а пошел в кино. Балет он бросил не по своей воле — врачи обнаружили у него опухоль мозга, провели серию операций и запретили танцевать», — рассказывала старейшая сотрудница «Ленфильма» Любовь Тищенко.

    Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера актер играл в основном комедийные роли, и в амплуа комика он чувствовал себя, как рыба в воде и был безмерно счастлив, что одной репликой может заставить смеяться целый зал.


    Такого артиста не могли не заметить кинематографисты, и в 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в картине «Падение Кимас-озера», где он сыграл маленькую роль финна.

    Затем фильмы последовали один за другим: «Волочаевские дни» (1937), «Член правительства» (1939), «Выборгская сторона» (1939), «Яков Свердлов» (1940), «Новые похождения Швейка» (1943), «Беспокойное хозяйство» (1946), «Золушка» (1947).

    В те годы настоящих комиков было немного, поэтому Филиппов почти безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей. Ярче всего талант Филиппова раскрылся в 1950-е годы.

    Когда Эльдар Рязанов снимал свой первый художественный фильм «Карнавальная ночь» (1956), он долго не мог подобрать актера на роль лектора. Съемки были уже в разгаре, а подходящего актера все не было. И тут он вспомнил про замечательного артиста Ленинградского театра комедии им. Акимова Сергея Николаевича Филиппова и пригласил его на роль.


    Сергей Николаевич приехал на съемки в состоянии сильного подпития. Начинающий режиссер этому даже очень обрадовался, решив, что актер пьян, и играть ему тоже пьяного и все получится очень реалистично. Но когда начали снимать, роль у Филиппова не пошла. Сняли 13 (!) дублей, а результата нет.

    Рязанов отправил Филиппова в Ленинград и продолжил съемку других эпизодов. Через несколько дней на съемочной площадке вновь появился Сергей Филиппов, но на этот раз абсолютно трезвый. Результат все видели на экране. Роль была исполнена блестяще.

    В другой картине Рязанова «Девушка без адреса» (1957) Сергей Николаевич исполнял роль начальника-бюрократа. Главной доминантой роли была фраза: «Мася хочет водочки!» На съемках все произошло с точностью до наоборот. Вспоминает Эльдар Рязанов: «Роль не шла, не шла, не шла… И я тихонечко попросил ассистента режиссера, чтобы она принесла четвертинку водки. Не больше. И мы дали Сергею Николаевичу ее выпить, и он все чудесно сыграл...».

    Когда Сергей Филиппов снимался в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» он был тяжело болен, ему трудно было запоминать роль. Врачи обнаружили очередную опухоль мозга. Дождавшись окончания съемок, Сергей Николаевич с женой отправился в Москву для операции. В столице оперировать отказались, и они ни с чем вернулись в Ленинград. Вскоре его состояние ухудшилось и «скорая помощь» доставила любимца зрителей в больницу «25-го Октября» на Петроградской стороне, известную тем, что туда свозили травмированных пьяниц со всего города. Из-за отсутствия мест Сергея Николаевича положили в коридоре. К счастью, врачи в больнице оказались лучше московских коллег, и операцию сделали отлично. Была проведена трепанация и удалена опухоль. Впоследствии Сергей Филиппов шутил: «Вот Екатерина Фурцева говорит, что Сергей Филиппов дурак, а у меня мозгу сколько вынули, а я все умный».

    С первой женой Сергей Николаевич расстался после того, как она эмигрировала в Америку.

    «Он до мозга костей был коммунистом, поэтому такой поступок жены расценил как предательство. Это заметно отразилось на его психике. В то время у него буквально «поехала» крыша. Ему казалось, что за ним следят органы КГБ, постоянно мерещились какие-то люди.

    Позже он говорил: «Конечно, я был дураком. У меня были совсем иные взгляды на жизнь, меня так воспитали». Спустя годы он осознал, что поступил неправильно. Однажды Филиппов мне признался, что никогда не бросил бы жену, если бы она не уехала в Штаты», — вспоминала Любовь Тищенко.

    С сыном Сергей Филлипов не общался, жена увезла мальчика с собой.

    «Помню, Сергей Николаевич достал из-под кровати целую пачку нераспечатанных писем от сына, — продолжала она грустные воспоминания. — «Хочешь, читай, а мне неинтересно», — сказал он мне. Но самое интересное, что ни одного письма он не выбросил. Видимо, чего-то выжидал. Надеялся, что сын вернется. Сын приехал только пять лет назад, когда Сергея Филиппова уже давно не было в живых».

    В 1980-е годы Сергей Филиппов из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако достойны упоминания такие работы, как роль Хювяринена в комедии Леонида Гайдая «За спичками» (1980) и маленькая роль пациента в «Собачьем сердце» (1988).

    Второй женой актера стала некая Антонина Голубева, которая была старше Филиппова на двадцать лет. В актерской среде эта женщина на тот момент вызвала бурю негативных эмоций.

    «Я не знаю, чем вызвано такое отношение к этой трогательной и любящей женщине. Филиппов называл ее Барабулькой и сильно привязался к ней. Голубева была писательницей, правда, написала всего одну книжку («Мальчик из Уржума» о юных годах Сережи Кострикова, то есть Сергея Мироновича Кирова, на гонорары от переиздания которой они могли жить). Это была странная, абсолютно неприспособленная к жизни семья. Со своей дочерью и внучкой Барабулька совсем не общалась.

    Однажды она предложила Филиппову встретиться с ними, но он наотрез отказался. Зато они объявились после смерти актера. Буквально за два дня вывезли из квартиры Филиппова всю мебель и дорогой сервиз, остальные вещи сдали в комиссионку», — рассказывала Тищенко.

    «Филиппов был очень расточительным человеком, поэтому ничего не скопил себе на старость. А по молодости он даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых, — говорила Любовь Тищенко. — У Филиппова в доме была очень богатая библиотека. Когда я в очередной раз пришла к нему домой, то не обнаружила ни одной книги. Оказывается, когда у Филиппова были проблемы с деньгами, Голубева продала всю библиотеку за какие-то смешные деньги. Самое ужасное, что в одном из томов Сергей Николаевич хранил приличную заначку».

    «Как это ни банально звучит, Филиппова сгубила слава! В период его бешеной популярности с ним все хотели выпить. Когда организм у Филиппова был молодой и крепкий, он никому не отказывал. А потом актер уже без этого не мог. Каждый день ему обязательно надо было принять коньячку или водочки. В последнее время Филиппов совсем бросил пить. Во-первых, ему не на что было покупать спиртное, а в долг он никогда ни у кого не просил. Во-вторых, он был уже тяжело больной человек», — откровенничала с журналистами сотрудница «Ленфильма».

    Из множества баек, ходивших в артистических кругах о нашем герое, мы вспомним только несколько.

    Однажды актер Михаил Боярский ехал на своей машине и увидел идущего куда-то Сергея Филиппова. Он предложил подвезти коллегу по актерскому цеху. Выяснилось, что народный артист, сыгравший в кино более 100 ролей, ехал на вокзал, чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Расстроенный Михаил предложил Филиппову посидеть в машине, а сам отправился на вокзал. Зайдя за угол, он выбросил билет, отсчитал деньги и, вернувшись в машину, отдал их Сергею Николаевичу. Смущенный актер спрятал деньги и сказал: «Миша, откладывай сейчас, потом мы никому не нужны!»


    Сергей Филиппов в блокадном Ленинграде

    Ленинградский актер Алексей Севостьянов, человек солидный и импозантный, любил, как это ни странно, вышивать гладью. Этому занятию он отдавался всей душой и любил похвастаться своими достижениями. Однажды он показывал свою вышивку артисту Сергею Филиппову: «Вот, погляди, как мне удался лиловый цвет! — басом хвастался Севостьянов, тыча пальцем в шитье. — Вот он начинается с бледно-лилового, потом переходит в фиолетовый, а потом постепенно, мягонько, нежно — в бледно-голубенький...» Филиппов слушал-слушал, а потом не выдержал и говорит: «Скажи, а у тебя бывают критические дни?»

    Любовь Григорьевна Тищенко ухаживала за Филипповым в последние годы его жизни. «Он мне всегда нравился как человек. Этот нелюдимый грубый актер на самом деле был трогательным и ранимым человеком. Хотя посторонним людям он казался жестоким. Ведь он мог запросто обидеть совершенно незнакомого человека — нахамить и даже послать матом.

    Но это был не настоящий Филиппов, таким образом он защищался. Он крайне негативно относился к собственной популярности. Он искренне ненавидел своих поклонников. После выхода фильма «Двенадцать стульев» он не мог спокойно пройти по улице — людям хотелось его потрогать, поговорить с ним. Филиппова это страшно раздражало. Зачастую дело доходило до драк», — говорила она.

    Тищенко рассказала о том, что Филиппов был одиноким человеком. Он сам выбрал такой образ жизни — он никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по «Ленфильму», зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни. По ее словам, он даже врачей не вызывал на дом, вероятно, ему было очень стыдно за свой внешний вид, за беспорядок, творившийся в квартире. Любовь Николаевна приходила раз в неделю, и занималась уборкой. С годами Филиппов становился озлобленным.

    Питерские актеры всегда были обделены, но Филиппов на фоне других буквально бедствовал.

    «Квартплату не платил месяцами. Вы не поверите, но он буквально голодал. Я помогала, чем могла — покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды», — вспоминала сотрудница «Ленфильма». — Он никогда ни у кого ничего не просил. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал все, то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу. Так у него не было тапочек, в которых он мог бы выйти из дома. Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера. Вот так и госпитализировали его — в одних тапочках и какой-то рваной рубахе».


    По ее словам, Филиппов за месяц до смерти был уже другим человеком. Он страдал от головных болей, у него ломило все тело, с психикой у него тоже было не все в порядке. Когда Тищенко приходила к нему домой, он встречал ее, в чем мать родила.

    Сергея Филиппова не стало 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Голубевой, умершей за год до него. За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте.


    «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, — вздыхал Филиппов. — Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину».

    Источник: ynik.info


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 05 апреля 2010, 09:22
    • combat

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021