Путь предателя
Люди и судьбы

    Александр Михайлович Зуев, родился 17 июля 1961 года, погиб 10 июня 2001. Бывший капитан ВВС СССР. В 1989 году, угнал истребитель МиГ-29 в Турцию. Получил политическое убежище в США.

    Выпускник 1982 года Армавирского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков. Сначала служил на МиГ-23. Затем, одним из первых был отправлен на переучивание на МиГ-29.

    В конце 1980-х годов у него начались проблемы на службе и в личной жизни.

    На момент угона, он служил в 176-м ГИАП (аэродром Миха-Цхакая (Грузия). В своей книге он описал, что разочаровывался в советском обществе и строе. По его собственным словам, «последней каплей» для него стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 года. Он думал об уходе из вооружённых сил, но в конце концов сделал выбор в пользу угона новейшего советского истребителя на Запад.

    Находясь в дежурном звене, в ночь на 20 мая 1989 года, лётчик 1-го класса капитан Зуев, объявил всем находившимся на дежурстве, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом (заряженным снотворным). На посту находился механик, который не ел торт, что нарушило планы Зуева. Зуев попытался обезоружить механика, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку. Зуев взлетел на одном из самолётов находящихся в готовности. После взлёта, что бы предотвратить преследование он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, однако не сумел, поскольку в спешке на закрыл блокиратор оружия.

    Зуев успешно приземлился на аэродроме Трабзон, в Турции. Первыми его словами на турецком аэродроме были: «Наконец-то я — американец!». В Турции его судили по обвинению в угоне самолёта и оправдали, сочтя, что его действия носили политический характер. Турецкие власти отказались пустить к МиГ-29 американских специалистов и в кратчайшие сроки вернули самолёт Советскому Союзу. Зуев получил политическое убежище в США.

    Аменриканец из Самары

    Консультировал ВВС США перед началом военной операции «Буря в пустыне», а в 1992 году в соавторстве с Малькольмом Макконнелом опубликовал книгу о своем побеге.

    Погиб в авиакатастрофе 10 июня 2001 года, разбившись на советском учебно-тренировочном самолёте Як-52 в 160 км севернее Сиэттла.

    Отрывок из книги А.Ю.Гарнаева, «Аэроузел-2» август-ноябрь 1991года


    Его звали Александр Зуев…

    А ровно год спустя я был потрясён вестью: на турецкий аэродром Трабзон со стоянки дежурного звена на авиабазе ВВС близ грузинского города Миха-Цхакая был угнан истребитель МиГ-29 с полным боекомплектом. И ещё через пару дней по телевизору объявили: угонщик по фамилии Зуев — бывший лётчик этого полка, он ранен и находится под защитой международного Красного Креста. Вскоре ему было предоставлено политическое убежище в США.

    Естественно, тогда я задрожал при мысли о возможных последствиях для себя. Не ожидая вызова, я «явился с повинной»… Но работники КГБ, к счастью, оказались не столь глупы, чтобы, услышав обо всём, взяться за меня. И когда я, много позже описываемых здесь событий, прочёл изданную в 1992 году в США его автобиографическую книгу «FULCRUM» (это слово имеет двойное значение: в буквальном переводе с английского оно означает «точка отсчёта», и им же в НАТО принято жаргонно называть наш истребитель МиГ-29), то был «тронут» её предисловием. В частности, там говорится, что он умышленно изменил в тексте имена некоторых своих знакомых, не желая нанести ущерба их карьере… Мне эта мера его предосторожности (ну, спасибо за заботу...) тогда уже показалась излишней.

    … Там, в Калифорнии, передо мной стоял он!

    На секунду я потерял дар речи… Потом выдавил вопрос:

    — Зуич?.. А ты… вроде размордел?

    — Да-а.., — начал он отвечать с напускным акцентом (и вторично меня удивила его, уже совсем отличная от той, что была перед тем, манера говорить), — что-то в последнее время содержание холестерина в крови стало выше нормы. Но я скоро его снижу.

    — ?!..

    Мы пошли вместе на ланч. Я всё время чувствовал напряжение, ощущая среди мельтешивших вокруг людей и наших, и их работников соответствующих служб (я был убеждён в их присутствии). По дороге мы непрерывно болтали о каких-то не откладывающихся в голове пустяках. Он всё время хвалился, какая с ним идёт симпатичная подружка: она живёт тут недалеко, в Сиэтле, штат Вашингтон, и он из Иллинойса к ней часто прилетает — вот и сюда они приехали вместе…

    Анкара, Турция, 1989год

    Я чувствовал себя в совершенно дурацком положении: меня и тяготил весь этот антураж, и одновременно мучило желание узнать хоть что-то, что помогло бы в моём представлении навести мосточек понимания через пропасть, отделявшую того Саню Зуева от нынешнего — но я даже примерно не мог представить: каким образом сформулировать такой вопрос? В конце концов, от перенапряга я «ляпнул», кажется, самый идиотский из всех возможных вариантов. Оборвав на полуслове их весёленькое американское щебетание, глядя твёрдо в глаза, я выпалил по-нашенски — прямо в лоб единственный вопрос:

    — Ну ладно, Зуич, объясни хоть, зачем ты в бойца-часового стрелял?

    Выражение его лица резко изменилось. Он тут же попытался натянуть стандартную американскую маску-улыбку, но его губы исказил неестественный зигзаг, в котором угадывалось страдание. А зрачки стали неподвижными, размером с игольное ушко:

    — Да ты понимаешь… он не хотел сдаваться!

    Я окончательно почувствовал себя не в своей тарелке. Стало обострённо взаимопонятно, что нам больше не о чем говорить.

    Мы коротко распрощались. Будучи всё ещё под прессом боязни возможных неприятностей, я поспешил к своему начальству доложить об этой неожиданной встрече…

    Раздел «Точка опоры» из статьи Вячеслава Фёдорова «Перелётчики 3»


    В позорном ряду угонщиков МиГов есть еще одно имя, которое в пылу перестройки уже подзабыто, хотя сообщение об угоне самолета проскочило по всем радио и телеканалам и было подхвачено газетами. Но тогда уже шла распродажа всего и вся, поэтому летчик-предатель воспринимался с долей грустного юмора, как человек, удачно сделавший бизнес.

    Итак, 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев перелетел на МиГ-29 из авиационной базы Цхакая на один из аэродромов в Турции. И если Мунир Редфи, угнавший МиГ-21, мог оправдать свой поступок политическими мотивами, а Юрий Беленко, улетевший на МиГ-25, скорее всего был завербован американскими спецслужбами, то Александр Зуев, покинувший свой аэродром на МиГ-29, был простым угонщиком. Его первыми словами, когда он покинул кабину истребителя, были: “Я — американец!”.
    Когда разобрались что к чему, Зуев все-таки предстал перед турецким судом. Он прикинулся военным диссидентом, его аргументы оказались убедительными и он был оправдан.

    Одна из западных газет иронизировала по этому поводу: “Тех, кто угоняет пассажирские лайнеры, называют воздушными пиратами, их судят, им дают сроки, тем же, кто угоняет военные самолеты, дают политическое убежище”.

    Никаким диссидентом Зуев не был. Просто он попал в глубокий жизненный штопор, из которого нашел вот такой выход.

    Авиационная карьера его складывалась вполне нормально. Многие летчики мечтали летать на МиГ-29, а тут, пожалуйста, летай. Да еще не просто летай, а участвуй в войсковых испытаниях новой машины.

    Сослуживцы отмечали в Зуеве некоторую заносчивость, ну а в общем, он был неплохим парнем – хорошо пел, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности. В 25 лет удачно женился на дочке начальника штаба авиационной дивизии.

    Ему не нравилось одно – служить в “дырах”, куда его заносило. Он хотел вырваться на “оперативный простор”, и задумал поступить в ШЛИ – школу летчиков-испытателей. Но там незнакомых людей не брали, ему вежливо сказали: “Послужите, полетайте, а там видно будет”.
    Возможно, это его и подорвало. Он загулял, обзавелся любовницей, об этом все узнали, в части начали проводить с ним беседы. Дальше – больше…

    В конечном итоге от него ушла жена. Его все чаще стали отстранять от полетов. Рано или поздно ему грозило списание из авиации.

    Судя по всему, решение о перелете у него созрело спонтанно.

    С 19-го на 20 мая его поставили дежурным по приему и выпуску самолетов. Он понял, что это его шанс.

    Далее события развивались, как в добротном голливудском кинодетективе.

    Притворившись отдыхающим, которого мучила бессонница, он скупал в аптеках ближайших поселков снотворное. Вечером испек торт, начинив его порошками. Заступив на дежурство, он торжественно объявил, что жена родила ему мальчишку (на самом деле это произошло несколькими днями позже) и есть возможность отметить это пока вот тортом. За ужином он лично преподнес каждому механику, технику и дежурившим летчикам по кусочку. Лишь три человека не попробовали угощения: два механика – один стоял на посту, а другого не было – и командир эскадрильи, который готовил документацию к предстоящим полетам.

    Снотворное сработало. Отравление было настолько сильным, что утром следующего дня семь человек в тяжелом состоянии были доставлены в больницу.

    Убедившись, что все нейтрализованы, Зуев перерезал кабели сигнализации и связи. Теперь предстояло овладеть самолетом. Это оказалось непросто. Часовой не пустил его на стоянку. Уговоры не помогли.

    Тогда Зуев отошел, затаился и стал ждать пересменки часовых. Механик, готовившийся заступить на пост, обнаружил, что во всех комнатах люди спят. Он никого не мог растолкать. Так без оружия и двинулся на пост. С трудом объяснив товарищу о происшедшем, он взял его автомат. Зуев выждав пока произойдет смена, снова пошел к самолетам. Сейчас он уже действовал решительно. Стоящий на посту техник знал капитана и подпустил его слишком близко. Зуев схватился за автомат, началась рукопашная. Техник был посильнее и стал скручивать капитана, тогда тот выхватил пистолет, выстрелил и бросился к стоянке самолетов. Раненый часовой пустил длинную очередь вслед, но промахнулся.

    Дежурные самолеты все были заправлены и стояли в полной готовности. Надо было только снять заглушки с воздухозаборников, убрать колодки, сдернуть чехлы с фонаря — и запускай двигатели.
    Зуеву беспрепятственно удалось взлететь с аэродрома, и теперь нужно было обезопасить себя. Он решил расстрелять самолеты дежурного звена. Развернувшись, промчался вдоль линейки самолетов, но пушка молчала. Как оказалось, она имеет двойную блокировку, угонщик, отключив первую, о второй забыл. Увидев, что по взлетной уже бежит самолет командира эскадрильи, Зуев включил форсаж и отклонился в сторону моря. Беглеца догнать не удалось.

    Инцидент с угоном самолета турецкая сторона решила сверхоперативно. Через полтора дня МиГ-29 перегнали на родную авиабазу. Американские спецы так и не смогли договориться осмотреть самолет, турки им отказали.

    Потерпев неудачу с самолетом, американская сторона, предоставившая политическое убежище беглому капитану, постаралась выжать из него все, что он знал. Так бывший советский летчик превратился в “Алекса”, и Пентагон официально заключил с ним контракт. Помощь Зуева в период подготовки к операции “Буря в пустыне” была оценена очень высоко.

    Авианосец Линкольн, 1991 год

    Оценка же его поступка российским правосудием однозначна – уголовник. Но возмездие его так и не настигло. Сейчас он спокойно живет в тихом городке Сан-Диего и консультирует бизнесменов, решивших делать бизнес в России. Как водится, написал он и книгу, которую назвал “Точка опоры”.
    Но есть ли таковая у предателей?

    Название книги ему явно подсказали. По классификации НАТО МиГ-29 называют “Fulcrum” – “точка опоры”. С надежностью и верностью этого самолета предатель ничего общего не имеет.
    Источник: tkachenko.in.ua

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 06 декабря 2011, 08:46
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017