«Великая старуха» Малого театра - Татьяна Панкова
Люди и судьбы

    На 95-м году жизни в Москве умерла народная артистка России Татьяна Панкова, почти 70 лет прослужившая на сцене Малого театра, сыгравшая там более 100 ролей.

    Ей было 94, но она не могла жить без сцены. Каждый сезон спрашивала: «Есть ли для меня роль?». Для Панковой они были всегда. Ее потрясающий голос — зычный, почти в баритональном регистре, был узнаваем моментально. Публика Малого ее обожала. И вот она ушла — царственная, величественно смешная, простонародно-веселая… Вместе с ней ушла целая галерея неповторимых образов истинно русского театра.

    Прощание с Татьяной Панковой состоится 13 июля в Малом театре. Гражданская панихида начнется в 11:00.

    По первому образованию Панкова была математиком, но ей все же удалось воплотить свою мечту — в 1939 году она поступила в Высшее театральное училище имени Щепкина. А уже в 1943 году Татьяна Петровна была принята в труппу Малого театра. Вместе с другими артистами Панковой довелось за два года объездить все фронты.

    Ее также называли в театре «великолепной старухой». Она не обижалась и даже гордилась этим.

    Возрастные роли Татьяна Панкова начала играть, будучи совсем молодой актрисой. Еще студенткой училища Щепкина сыграла бабу Василису в спектакле «Отечественная война 1812 года» по Толстому. Когда ей было немногим больше двадцати, в ее репертуаре уже была 70-летняя боярыня Старицкая в «Иване Грозном». Многие помнят ее роли в спектаклях «Доходное место», «Гроза», «Власть тьмы» и многих других. «Она выходила на сцену Малого театра на протяжении 68 лет, — заметили в пресс-службе. — За это время сменилось несколько поколений зрителей, ходивших „на Панкову“, полюбивших такие ее работы, как миссис Пирс (»Пигмалион" Бернарда Шоу), Пошлепкина («Ревизор» Николая Гоголя), Нанетта («Евгения Гранде» Оноре де Бальзака). Всего Татьяна Петровна сыграла более ста ролей.

    «Ее амплуа не имело четко очерченных границ, — обратили внимание в театре. — За годы служения Малому театру Панковой довелось играть и в комедиях, и в трагедиях, и в драмах. Актриса уникальной органики и мощного сценического темперамента, Татьяна Петровна была абсолютно убедительна во всех жанрах». В театре отметили, что Панкова «никогда не боялась экспериментов и „новых форм“, пример тому — эксцентричная тетушка Атуева, которую актриса блестяще сыграла в мюзикле „Свадьба Кречинского“ по Сухово-Кобылину».

    Панкова была известна и как киноактриса. Она снималась в фильмах «Анна на шее», «Екатерина Воронина», «Татьянин день», «Голос» и «Медовый месяц», играла и у Эльдара Рязанова в картине «Жестокий романс». Наибольшую популярность ей принесла роль властной матери декабриста Ивана Анненкова в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья».

    В роли княгини Анненковой в фильме «Звезда пленительного счастья»

    «Татьяну Петровну любили все — зрители, критики, коллеги-артисты, — заметили в пресс-службе. — В Малом театре она пользовалась непререкаемым авторитетом, который зиждился не только на возрасте, но и на человеческих качествах Панковой. Ее отличали доброта, тактичность, интеллигентность, редкостное жизнелюбие, отменное чувство юмора. Принимая близко к сердцу чужие проблемы, Татьяна Петровна всегда старалась помочь — и словом, и делом».

    Распад династии


    Панкова Татьяна Петровна родилась 27 декабря 1916 года в Ленинграде. В семье Панковых всегда царил дух театра, несмотря на то, что глава семьи был крупным инженером-технологом, человеком точных наук, а мать преподавала математику в институте, у нее даже свой задачник был.

    По линии отца Панковы были четвертым или пятым поколением, жившим в Петербурге. Причем, отец являлся потомственным инженером, еще его дед был главным инженером Металлического завода. Это целая династия, которую нарушили дети Панковых, чем очень расстроили родителей, особенно отца, который всегда был против театральных профессий.

    А театральные задатки-то, скорее всего, лежали в самом центре сопротивления – в отце. Он был натура необычайно поэтическая, с присущим ему артистизмом часто декламировал детям стихи, умудряясь переделывать в стихи русские народные сказки.

    Детей в семье было четверо, и все четверо стали актерами. Стремление к сцене старшего брата, очень талантливого человека, было непобедимо, он первый нарушил традицию, пошел в театр и заразил всех. Василий Панков погиб на войне. Он был призван на службу в Театр Балтийского флота.

    Самым знаменитым из Панковых оказался Павел — он играл на сцене Театра комедии, затем — в БДТ, много снимался в кино. Младшая сестра Нина после тяжелого ранения, поступила на один курс с Павлом при БДТ. Нина Панкова довольно долго играла в БДТ – и Татьяну в «Разломе», и Антонину в «Достигаеве», – а потом увлеклась педагогической работой, ушла и почти тридцать лет работала в ГИТТИСе…

    Учеба


    Сама Татьяна Панкова в школе следовала по стопам матери, увлекалась математикой. Даже были неплохие успехи — победы на Олимпиадах, первое место по стране среди девушек. Получив аттестат, поступила в Ленинградский университет на физико-математический факультет. Но, скоро поняв, что научной работой заниматься не сможет, Татьяна переходит в Политехнический институт на отделение металлургии.

    И, исполнив свой семейный долг, положив перед отцом диплом об окончании института, она все-таки отправляется в Москву, где с охватившим ее азартом поступления, да и проверить себя, захотелось, — кроме Щепкинского, сдает экзамены и в студию при Реалистическом театре, в Щукинское, и в студию при Камерном театре, и везде поступает. А учиться, все–таки, пошла в Щепкинское, попала на курс замечательных педагогов Константина Александровича Зубова и Александра Павловича Грузинского.

    Служить театру


    В военные годы с фронтовым филиалом Малого театра Татьяна Панкова объездила все фронты. Выступала в частях действующей армии по семь-восемь часов в день. Порой под открытым небом, в семистах метрах от немцев, чаще всего на грузовиках с открытыми бортами. Два года она ездила по фронтам, играя на пределе душевных и физических сил. И была счастлива, что среди крови и смерти, могла подарить людям минуты отдыха, воспоминания о мирной жизни.

    Учитель Татьяны Панковой, Константин Александрович Зубов, был художественным руководителем театра. Он поддерживал многолетнюю установку Малого театра: в пьесе должны быть задействованы все три поколения – и старики, и средний возраст, и молодежь.

    Амплуа актрисы Паниной определилось сразу, еще в студенческие годы. С самого начала стала играть старух. И первая ее работа – Семеновна, мать двоих детей, в «Сотворении мира» Погодина. А вторая роль – семидесятилетняя Ефросинья Старицкая в «Иване Грозном». Татьяну Панкову часто сравнивали с великой, как теперь говорят, Блюменталь — Тамариной, которая вообще с девятнадцати лет играла старушек. Видимо, это, человеческое свойство такое, амплуа.

    На сцене Малого


    На сцене Малого театра Панковой сыграно более ста ролей. Актриса вызывала восторженные отклики в пьесах Островского, Чехова, Сухово — Кобылина, в современных пьесах и авангарде, в мюзиклах и детских сказках. Как не похожа неистовая мрачно-честолюбивая Ефросиния Старицкая в «Иване Грозном» на совершившую злодейство, изворотливую Матрену во «Власти тьмы». Или обрядово-торжественная в своем тиранстве Кабаниха в «Грозе», и алчная старуха Тинкер в «Ярмарке тщеславия» на фанатично преданную своей госпоже Энону в «Федре».

    А чинная, замкнутая Элоиза в «Мамуре» на лукавую, с природным юмором Евсеевну в «Холопах»… Вот уже полвека служит актриса единственному в ее жизни театру. Именно это, почти старомодное слово «служение» лучше всего характеризует трепетное, священное отношение к сцене, присущее старейшим мастерам, среди которых и Татьяна Панкова. «Я благодарю судьбу, потому что когда нет работы – это самое мучительное для актера. Что может быть хуже? …Разве что плохо играть».

    Кино. Первые роли


    Впервые на киноэкране Татьяна Панкова появилась в 1944 году — в исторической ленте «Иван Грозный». Следующей роли пришлось ждать 10 лет. В 1954 году Панкову пригласили сниматься в киноленте «Анна на шее». Там она играла портниху – просто выносила коробку с платьем и говорила одну какую–то неприметную фразу. А почему пригласили именно ее, непонятно. Наверное, кто-то посоветовал. Тогда, кроме головной боли, актриса ничего не чувствовала. Но гениальный режиссер Анненский написал маленькую сцену примерки, которую актриса заканчивает словами: «Не женщина – фея!» А потом сочинил и второй ее выход – к Владиславскому. Так что сделал какую-то малюсенькую рольку из эпизода. После этого Анненский стал всегда приглашать Панкову: «Княжна Мэри», «День рождения», «Екатерина Воронина». Режиссер очень полюбил талантливую актрису и называл ее «своим автографом».

    В роли портнихе в фильме «Анна на шее»

    Кино Татьяна Панкова любила, прежде всего, за то, что каждый день что-то обязательно идет в пленку. Что-то в корзину, но что-то ведь и в пленку. То есть премьера, и вы уже ничего не сможете исправить. А так, как подтягивает премьера, ничто не подтягивает. Собранность, которую требует кинематограф, огромна. Она не дает расслабиться. Хотя, в кино в основном использует то, что сделал актер в театре. Есть, конечно, и такие природные киноактеры, как Вячеслав Тихонов, но это, наверное, особый дар.

    В роли Анны Терентьевны в фильме «Медовый месяц»

    Вслед за «Анной на шее» «Княжной Мэри» была, не менее знаменитая кинороль Анны Терентьевны (или просто тетушки) в фильме Надежды Кошеверовой «Медовый месяц». Как признается сама актриса, атмосфера у Кошеверовой была великолепна, как и у Анненского. На съемках «Медового месяца» Татьяна Панкова чувствовала настоящее актерское братство. Отношение друг к другу было великолепное, в какие бы трудные условия актеры не попадали, все друг другу помогали…

    «Звезда пленительного счастья»


    За годы творческой жизни Панкова снялась во многих фильмах. Одна из самых блистательных киноролей Татьяны Панковой, заслуживших признание публики — княгиня Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» режиссера В. Мотыля. Она принесла актрисе наибольшую известность. Панкова просто влюбилась в эту страницу истории России, связанную с героями-декабристами. Это одна из лучших наших страниц. Какие были люди! Крепостники требовали отмены крепостного права. Какое благородство души, какая бескорыстность и чистота! Эта тема, конечно, покоряла необыкновенно. Съемочная группа была допущены к определенным материалам в Ленинградскую публичную библиотеку. И все просиживали там целыми днями, изучая даже те документы, письма и книги, которые до сих пор недоступны для массового пользования.

    В роли княгини Анненковой в фильме «Звезда пленительного счастья»

    Среди других известных работ актрисы в кино: Нанетта в «Евгении Гранде», мадам Стороженко в ленте «Хуторок в степи», Луиза Бронеславовна в «Сфинксе», тетка Торкеля в картине «Все красное» и тетка героя в «Самозванцах».

    Личная жизнь


    Первый супруг Татьяны Панковой — Борис Шляпников был актером БДТ. За него она вышла замуж чуть ли не в десятом классе. Но он оказался на том же самом корабле, что и старший брат актрисы, и погиб вместе с ним.

    Второй муж — Костя Назаров великолепно начинал в Малом театре, но он, к сожалению, спился. Его уволили из театра, он никак не мог остановиться. Панкова ушла от него. Может быть, зря. Может быть, надо было ему помочь, но тогда пришлось бы выбирать между ним и театром, а Татьяна Панкова очень устала и уж никак не хотела оставлять сцену. И впоследствии, правда, она часто думала, что все ее жизненные несчастья и огорчения связаны с тем, что она так поступила. Кто знает….

    А в третий раз актриса вышла замуж за аспиранта консерватории Олега Агаркова, кандидата искусствоведческих наук, профессора Института им.Гнесиных, руководителя оперной студии, дирижера камерного оркестра, получившего кубок Г.Караяна. Он много ездил с гастролями. Взять к себе его студентов считали за счастье многие музыкальные коллективы страны. В доме всегда звучала классическая музыка. Любимые композиторы — Моцарт, Бетховен, Прокофьев, Скрябин.

    Живая нить


    Актриса любила путешествовать. Обожала горный туризм. Проехала почти всю Европу, была в Японии, Индии, Китае. Ее эрудиции, широте духовных запросов, щедрости, с какой она делилась знаниями, можно было позавидовать.

    По своей натуре Татьяна Петровна Панкова — была человеком очень деятельным. Она являлась членом Союза театральных деятелей, заместителем председателя социально-бытовой комиссии. С большим азартом и неуемным темпераментом, как и на сцене, она кого-то куда-то устраивала, доставала путевки в санаторий, лекарства, навещала больных или своих товарищей ветеранов сцены.

    Театральные работы на сцене Малого театра:
    • 1945 г. Женщина в толпе, «Иван Грозный» А.Н. Толстого
    • 1945 г. Купчиха, «Бешеные деньги» А.Н. Островского
    • 1945 г. Семеновна, «Сотворение мира» Н.Ф. Погодина
    • 1946 г. Мисс Абэй, «Мисс Гоббс» Д.К. Джерома
    • 1946 г. Степанида, «Мещане» М. Горького
    • 1946 г. Фрейлина, «Стакан воды» Э. Скриба
    • 1948 г. Миссис Пирс, «Пигмалион» Б. Шоу
    • 1948 г. Билетерша, «Великая сила» Б. Ромашова
    • 1948 г. Дуэнья, «Рюи Блаз» В. Гюго
    • 1948 г. Пошлепкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя
    • 1950 г. Бобылиха, «Снегурочка» А.Н. Островского
    • 1950 г. Цыганка, «Бесприданница» А.Н. Островского
    • 1950 г. Нанетта, «Евгения Гранде» О. де Бальзака
    • 1951 г. Луша, «Настя Колосова» В. Овечкина
    • 1951 г. Настасья Ивановна, «Живой труп» Л.Н. Толстого
    • 1954 г. Тетя Катя, «Иван Рыбаков» В. Гусева
    • 1955 г. Колхозница, «Крылья» А. Корнейчука
    • 1955 г. 2-я ведьма, «Макбет» У. Шекспира
    • 1955 г. Катарина, «Макбет» У. Шекспира
    • 1956 г. Сойка, «Доктор философии» Б. Нушича
    • 1956 г. Вишневая, «Крылья» А. Корнейчука
    • 1956 г. Г-жа Спасоевич, «Доктор философии» Б. Нушича
    • 1956 г. Гостья на балу, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
    • 1957 г. Марфа Плаксиха, «Вечный источник» Д. Зорина
    • 1957 г. Корреспондент, «Проданная колыбельная» Х. Лакснеса
    • 1958 г. Приживалка, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского
    • 1958 г. Баба, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого
    • 1958 г. Тинкер, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея
    • 1959 г. Леди на балу, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда
    • 1959 г. Кукушкина, «Доходное место» А.Н. Островского
    • 1959 г. Миссис Каупер, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда
    • 1959 г. Фоминишна, «Свои люди — сочтемся» А.Н. Островского
    • 1960 г. Соседка, «Неравный бой» В.С. Розова
    • 1961 г. Матрена, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого
    • 1962 г. Кабаниха, «Гроза» А.Н. Островского
    • 1963 г. Элеонора, «Бабьи сплетни» К. Гольдони
    • 1964 г. Нюша, «Главная роль» С. Алешина
    • 1964 г. Степанида, «Светит да не греет» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева
    • 1964 г. Тетя Жанна, «Украли консула» Г. Мдивани
    • 1965 г. Кармелла, «Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филлипо
    • 1965 г. Сойка, «Доктор философии» Б. Нушича
    • 1966 г. Пошлепкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя
    • 1968 г. Захаровна, «Старик» М. Горького
    • 1970 г. Прасковья Михайловна, «Человек и глобус» В. Лаврентьева
    • 1970 г. Балканиха, «Растеряева улица» по Г. Успенскому
    • 1972 г. Мария Тихоновна, «Самый последний день» Б. Успенскому
    • 1973 г. Зыбкина, «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского
    • 1975 г. Долгова, «Касатка» А.Н. Толстого
    • 1975 г. Хлестова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
    • 1976 г. Тетя Саша, «Так и будет» К.М. Симонова
    • 1976 г. Ольга Малышева, «Беседы при ясной луне» по В. Шукшину
    • 1976 г. Бубнова, «Униженные и оскорбленные» по Ф.М. Достоевскому
    • 1977 г. Волохова, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого
    • 1977 г. Горностаева, «Любовь Яровая» К. Тренева
    • 1978 г. Элоиза, «Мамуре» Ж. Сармана
    • 1980 г. Красавина, «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского
    • 1981 г. Вихориха, «Каменный цветок» П. Бажова
    • 1982 г. Авдотья Степановна, «Ивушка неплакучая» М. Алексеева
    • 1983 г. Тельба, «Утренняя фея» А. Касоны
    • 1984 г. Врач, «Мой любимый клоун» В.Б. Ливанова
    • 1984 г. Настасья Ивановна, «Живой труп» Л.Н. Толстого
    • 1985 г. Энона, «Федра» Ж. Расина
    • 1987 г. Мозглякова, «Сон о белых горах» В.П. Астафьева
    • 1987 г. Евсевна, «Холопы» П.П. Гнедича
    • 1989 г. Кукушкина, «Доходное место» А.Н. Островского
    • 1990 г. Онуфриевна, «Князь Серебряный» А.К. Толстого
    • 1991 г. Кунигунда фон Турнек, «Кетхен из Хайльбронна» Г. Клейста
    • 1993 г. Епишкина, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского
    • 1994 г. Анфуса Тихоновна, «Волки и овцы» А.Н. Островского
    • 1997 г. Атуева, «Свадьба Кречинского» по пьесе А.В. Сухово-Кобылина
    • 1998 г. Кораблева, «Воскресение» Л.Н. Толстого
    • 1998 г. Эбба Карлсдоттер, «Король Густав Васа» А. Стриндберга
    • 2000 г. Княгиня Тугоуховская, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
    • 2001 г. Авдотья Назаровна, «Иванов» А.П. Чехова
    • 2002 г. Манефа, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского.

    Фильмография:
    • 1944 Иван Грозный
    • 1954 Анна на шее
    • 1955 Княжна Мери
    • 1956 Медовый месяц
    • 1957 Екатерина Воронина
    • 1960 Евгения Гранде
    • 1960 Чудотворная
    • 1961 Иван Рыбаков
    • 1963 Два воскресенья
    • 1965 Фантазеры
    • 1967 Твой современник
    • 1970 Хуторок в степи
    • 1974 Старики
    • 1975 Звезда пленительного счастья
    • 1975 Мальчик и лось
    • 1978 Расмус-бродяга
    • 1980 Скандальное происшествие в Брикмилле
    • 1982 Голос
    • 1984 Жестокий романс
    • 1988 Холопы
    • 1990 В полосе прибоя
    • 1990 Очарованный странник
    • 1990 Сфинкс
    • 1990 Горячев и другие – сериал
    • 1993 Сенсация
    • 2000 Самозванцы — сериал
    • 2003 Пан или пропал – сериал

    Награды:
    • Кавалер 2-х орденов «Знак Почета» (1949, 1974 гг.)
    • Ковалер ордена Почета (1998 г.)
    • Медаль «За оборону Советского Заполярья»
    • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
    • Медаль Жукова (1986 г.)
    • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948 г.)
    • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.)
    • Медаль «Ветеран труда» (1984 г.)
    • Другие юбилейные медали.



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 12 июля 2011, 08:02
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018