Герой Синопа 90-летний Александр Абакумов
Люди и судьбы

    По архивным документам исследователи восстановили подробности. И главным ее героем стал бывший тверской крестьянин Александр Абакумов.

    Когда началась Первая мировая, ему было уже за 90. И все же он решил отправиться на фронт…

    В октябре 1914 года, в канцелярию императора пришло необычное прошение. Некто Александр Маркович Абакумов обращался к монарху с всеподданейшим прошением зачислить его во флотский экипаж на должность матроса.

    Причем особенно Александр Абакумов просил зачислить его в экипаж корабля «Императрица Мария». Мол, именно на этом корабле он участвовал в сражении при Синопе, в годы Крымской войны.

    Офицеры-канцеляристы вертели в руках прошение и не могли поверить. Потому что Синопское сражение, о котором упоминал проситель, произошло 61 год тому назад, в ноябре 1853 года!

    Если автор прошения, как он утверждал, действительно участвовал в этом сражении, то сколько же ему тогда было лет? И сколько ему сейчас? Сражение при Синопе, к слову, до сих пор входит в число Дней воинской славы России и отмечается каждый год 1 декабря. Это было последнее сражение, в котором участвовали парусные корабли.

    В конце концов из канцелярии отправили курьера, чтобы он проверил, действительно ли существует такой Александр Абакумов, и сколько ему лет. Курьер вернулся с сообщением, что Александр Маркович Абакумов в самом деле проживает в доме на Большой Подъяческой, а возраст имеет – 91 год!

    При этом выглядит бодро, говорит и соображает хорошо, и требует, чтобы его прошения доставили императору, а он уже пусть сам решит, сгодится еще старый солдат для защиты царя и Отечества, или нет!

    Александр Абакумов был обычным человеком, бывшим крепостным крестьянином, доживавшим свой век в Петрограде. Он родился в 1823 году в семье крепостного крестьянина, в деревне Кедрово Лопатинской волости Весьегонского уезда Тверской губернии. В 25 лет был отправлен рекрутом в армию, но попал во флот, в 29-й флотский Черноморский экипаж.

    Отличился в боях, в том числе в Синопском сражении – сперва его поставили подавать к орудиям снаряды из корабельного погреба, а после, когда турецкий огонь выкосил артиллерийскую прислугу, Абакумова определили вторым номером на корабельную пушку. После Синопского сражения он с первого до последнего дня участвовал в обороне Севастополя – да не где-нибудь, а в первой линии окопов.

    Потом – в боевых действиях против горцев на Северном Кавказе, был ранен, попал в плен и десять суток провел «у черкесов». Во время русско-турецкой войны в 1877 году был личным камердинером графа Тотлебена, командующего русским экспедиционным корпусом. После вышел в отставку. Александр Абакумов был награжден за участие в Крымской войне орденами и медалями, и получил звание ветерана Крымской войны.

    Словом, человек боевой, нюхнувший пороху, заслуженный. И теперь снова просится добровольцем на флот. Причем желает служить на том самом корабле, где когда-то, 60 лет тому назад, громил турок в битве при Синопе.

    Но – 91 год! Возможно ли, чтобы такого бравого вояку взяли на войну? В императорской канцелярии мнения разделились, и решили передать прошение Александра Абакумова по назначению. 1 ноября 1914 года прошение старого солдата легло на стол императора Николая Второго.


    Царь внимательно изучил прошение и распорядился зачислить Александра Абакумова в состав «охотников», то есть добровольцев, отправлявшихся на войну по собственной охоте.

    По российским военным уставам предельный срок добровольцев ограничивался, в зависимости от рода войск и исполняемых служебных обязанностей, 50-ю годами. Но для ветерана Синопского сражения по личному указанию царя сделали исключение.

    И Александр Абакумов получил назначение, как он и просил, на «Императрицу Марию». Правда, теперь это был уже другой корабль, названный в честь геройского русского парусника Крымской войны.

    Та «Императрица Мария» была затоплена в бухте Севастополя в 1855 году, после войны ее по частям подняли, но восстанавливать полностью уже не стали. Имя «Императрица Мария» получил линкор-дредноут, на который и определили служить Александра Абакумова, матроса второй статьи 91 года.

    Первый русский дредноут «Императрица Мария» был заложен на заводе «Руссуд» в 1911 году на судостроительной верфи в Николаеве одновременно с однотипными линкорами «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая».

    Строителем корабля стал знаменитый Коромальди, а название корабль, как уже упоминалось, получил по имени вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги покойного императора Александра III, и в память о флагманском парусном линейном корабле адмирала П. С. Нахимова во время Синопского сражения.


    Корабль «Императрица Мария» был спущен на воду в октябре 1913 года, но выяснилось, что конструкцию необходимо доработать. На ходовых испытаниях линкора выявился дифферент на нос, из-за которого при волне заливало палубу, корабль плохо слушался руля (посадка «свиньёй»).

    По требованию Постоянной комиссии, проводившей испытания линкора, завод принял меры по облегчению носовой части.

    В Севастополь корабль «Императрица Мария» прибыл 30 июня 1915 года. К тому времени Александр Абакумов уже несколько месяцев официально состоял в штатном расписании экипажа линкора.

    Отмечали, что несмотря на свой преклонный возраст, матрос второй статьи Абакумов еще достаточно бодрый. Тем не менее конкретных обязанностей ему в судовой роли не определили.

    Считалось, что престарелый матрос, участник Синопского сражения, просто своим присутствием будет поднимать боевой дух экипажа. Ему было предписано почаще общаться с молодыми матросами, рассказывать им об особенностях флотской службы.

    Спустя месяц после прибытия в Севастополь Александр Абакумов получил первое повышение – его перевели в боцманскую команду, и теперь он должен был, помимо рассказов о своем славном боевом прошлом, проверять несение службы на борту линкора. Начальник штаба Черноморского флота, прослышав о том, какой удивительный человек служит на «Императрице Марии», собственноручно включил Абакумова в список о награждении, удостоив его первой боевой награды – золотой медали для ношения на шее.

    Еще через несколько месяцев Абакумова повысили в звании, присвоив ему чин подпоручика по адмиралтейству. Генерал-адъютант морского министерства Григорович распорядился также произвести Абакумова в старшие боцманы.


    Понятно внимание, которое высшие чины российского флота оказывали простому боцману с линкора «Императрица Мария»: помимо того, что вернуть его на службу распорядился лично император, Александр Маркович Абакумов, которому в 1916 году должно было исполниться 93 года, являлся самым старым во всем русском флоте.

    И при этом – служил на боевом корабле, ходил в походы, отправлял свои служебные обязанности без скидок на возраст!

    Это, конечно, поражало сильнее всего: ветеран Синопа теперь находился в строю, служа живым примером для нового поколения моряков.

    Когда в 1916 году на Черноморский флот прибыл новый командующий, вице-адмирал Александр Колчак, он решил сделать «Императрицу Марию» своим флагманским кораблем, а после представления команде лично подошел к легендарному боцману Абакумову и долго с ним беседовал!

    А между тем линкор «Императрица Мария» активно участвовал в боевых операциях. С его вступлением в строй соотношение сил на Черноморском театре военных действий резко изменилось. В октябре 1915 года линкор прикрывал действия бригады линейных кораблей, действовавших в районе мыса Зонгулдак. В ноябре участвовал в прикрытии во время обстрела вражеских крепостей в Варне и Евксинграде.

    В феврале-апреле 1916 года «Императрица Мария» стал одним из важнейших участников знаменитой Трапезундской десантной операции…

    И во всех этих операциях участвовал тверской крестьянин, старший боцман Александр Абакумов, своим бравым видом воодушевлявший матросов!..

    20 октября 1916 года на севастопольском рейде, в полумиле от берега, на корабле «Императрица Мария» произошёл взрыв порохового погреба, корабль затонул (225 погибших, 85 тяжелораненых).

    Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва. Рассматривались три наиболее вероятные причины: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнём или самим порохом и, наконец, злой умысел (диверсия).

    Первые две причины были признаны маловероятными. Существует версия, что взрыв корабля являлся диверсией, совершенной группой немецкого разведчика Виктора Эдуардовича Вермана. Этому посвящена повесть Бориса Акунина «Мария», об этом снят фильм «А был ли Каротин?».

    К сожалению, следы Александра Абакумова, самого пожилого русского моряка Первой мировой войны, на этом теряются.

    Известно, что он выжил во время взрыва – сохранились протоколы его показаний, которые он, как и все выжившие члены экипажи «Императрицы Марии», давал следственной комиссии.

    Но как сложилась его судьба в дальнейшем, сколько он прожил и где закончил свои дни – этого, увы, не удалось установить.

    Владислав Толстов
    По материалам: ks-region69.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 13 декабря 2021, 08:33
    • tor

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2022