Кремлёвский Дед Мороз
Люди и судьбы

    Родился 24 января 1936 г. в Симферополе. Его отец, Сергей Александрович Филиппов, был провинциальным актёром. Говорят, что где-то в актёрском общежитии Симферополя молодые артисты Сергей Филиппов и Владимир Кенигсон заботились о непомерно тяжёлом и большом младенце (мать при родах умерла). Внешне Роман был похож на папу, особенно роднила их какая-то хищная складка в крыльях носа. Вторая жена отца, Ирина Сергеевна, изумительная женщина высокой культуры, не имела непосредственного отношения к театру, но понимала и много интересовалась им. И, хоть вырос Роман в актёрской семье, но для сцены себя не готовил. Он увлекался шахматами, был очень компанейский, ребята старались быть поближе к нему. Он много читал и очень хорошо знал литературу.

    В 40-е годы Филипповы перебрались в Горький (ныне — Нижний Новгород), там Роман закончил десять классов школы. Однажды в Горький из Москвы приехал на гастроли Малый театр. Знаменитую актрису труппы Веру Пашенную администрация школы, где тогда учился Роман, попросила прослушать учеников на предмет сценического таланта. На кастинг явился и рослый, могучий, загорелый, в запылённых тапочках десятиклассник Филиппов, в жизни говоривший густым оперным басом. Дождавшись своей очереди, он вошёл в класс там сидела за столом и что-то писала Пашенная.

    Звучно поздоровался. Гениальная актриса только вскинула на него глаза и тут же выдохнула: «Всё! Вы можете идти: сдавайте экзамены в театральное!» Всё, больше никаких вопросов к нему не было, ничего. Она просто посмотрела его реплику, его голос, интонацию. Ей, как профессионалу, этого было достаточно.

    «Чемпион мира» (1954)

    Через год Роман стал студентом театрального училища им. Щепкина, где его педагогом была… Вера Пашенная. Сумела разглядеть большой талант с первого слова! Сокурсниками Филиппова были Юрий Соломин, Алексей Эйбоженко, Виктор Борцов…

    После окончания училища в 1957 г. Филиппов был принят в Малый театр. Главным режиссёром там был Михаил Иванович Царёв — блестящий, известный артист, и в чём-то у них отношения не сложились. Пришлось Роману Филиппову покинуть театр. В 1960-61 гг. он работал в Драматическом Театре имени Пушкина, в 1961-62 гг. был артистом Москонцерта. А затем уехал в Минск, в Академический Театр имени Янки Купалы. Пришлось учить белорусский язык, без которого там работать было нельзя. Более того, Роман Сергеевич увлёкся белорусской поэзией, занялся переводами, для себя. Те роли, которые он сыграл, понравились. Он стал заметным. Великолепно исполнил роль Распутина в телефильме «Крах». За совокупность работ получил звание заслуженного артиста Белорусской ССР.

    «Двенадцать стульев» (1971)

    В 1969 г. Филиппов вернулся в Москву и вновь вошёл в труппу Малого театра. Царёв знал, что это нужный актёр. И они вместе играли спектакли. Много лет он выходил на подмостки Малого в классических пьесах: «На дне» (Сатин), «Дядя Ваня» (Астров), «Мещанин во дворянстве» (Журден)… Об игре артиста в спектакле «Лес» писали: «Такого внутренне сложного Несчастливцева, как Несчастливцев Филиппова, с таким богатством переливов и оттенков, мы увидели впервые. Он нет-нет, да и перевернёт душу зрителя непосредственностью интонаций. В нём живёт и безобидный юмор, но когда он в гневе, от его сарказмов никому не поздоровится… Многие в зале утирали слёзы».

    В его героях привлекали душевная широта, щедрость, мягкость, почти детская способность увлекаться, хотя в жизни он мог показаться несколько инертным. На сцене его герои были скупы на жесты и слова. При своих природных возможностях ему ничего не стоило заполнить собой всю сцену, сконцентрировать на себе всё внимание зала. Но Роман Сергеевич понимал, что это самый лёгкий, но не лучший ход. Он учился владеть собою, своим телом, голосом, темпераментом, чтобы подчинять их задаче спектакля, не нарушать его художественной целостности.

    «Тени исчезают в полдень» (1971 — 1974)

    Над могучим телосложением и голосом Романа Филиппова коллеги подшучивали: «Даже в крохотной роли не затеряется!» Действительно, на сцене его нельзя было не заметить, да и на экране тоже.

    Филиппов много снимался, но коньком актёра стали в основном эпизодические образы. Один из первых эпизодов фильма «Джентльмены удачи», где Филиппов в роли зэка Николы Питерского «строит» героя Евгения Леонова, запомнился зрителям не меньше, чем похождения главных героев картины. А ведь вся роль Филиппова в фильме — какие-то две строчки. Но фразу Николы «А вам не кажется, что ваше место возле параши?» до сих пор с восторгом цитирует народ.

    Мелкий чиновник Юлий Цезаревич Камнеедов из новогодней комедии «Чародеи», громила из фильма «Старики-разбойники», гость с Колымы из «Бриллиантовой руки», рубаха-парень Вася Зайцев из «Девчат», бездарный поэт Никифор Ляпис-Трубецкой в «12 стульях» также пополнили компанию колоритных эпизодических персонажей. Великан с душой ребёнка – любимый кинообраз Филиппова. А наиболее значительной работой Романа Филиппова в кино стала небольшая роль Коновалова – великолепного типа из галереи горьковских босяков — в картине «По Руси».

    «Саша — Сашенька» (1966)

    В каком из этих кинообразов Романа Филиппова советские кремлевские начальники рассмотрели могучего великана с душой ребенка? Ведь именно таким должен быть сказочный Дед Мороз! Во всяком случае в начале 70-х «хозяева» Кремля решили назначить Романа Филиппова главным Дедом страны, поздравляющим всех советских детей на самой престижной — Кремлевской — ёлке… И он играл эту свою главную в жизни роль целых 20 лет!

    Поздравлять детишек с Новым годом в Кремле в те времена было не менее почетно и ответственно, чем трудиться на серьёзной партийной работе. Поэтому согласия актёра занять должность главного Деда Мороза никто не спрашивал: просто сообщили ему о «назначении». Зарплата Деда составляла астрономические для советских времен 800 рублей, в Кремль его отвозила комфортабельная «персоналка» — почти как у членов Политбюро. А сорвать шоу было практически невозможно — оно заранее записывалось и шло… под «фанеру».

    «Девчата» (1961)

    Филиппов дорожил «оказанным доверием» и даже платил немалые «отступные» дублёрам в Малом, чтобы те без шума подменяли его на спектаклях, по времени совпадавших с ёлками. А сам потихоньку сбегал в Кремль. При этом по убеждению артист никогда не состоял в партии и даже сам ставил в Малом шельмуемых в то время Астафьева и Булгакова, чтобы ездить с этими «полулегальными» спектаклями по провинции! Однажды он со злорадством рассказал актёру, своему большому другу Виктору Борцову, как на одной из ёлок устроители решили показать детям хронику трудовых достижений советского народа — как в программе «Время».

    На генеральной репетиции представления ребята, увидев надоевшие монотонные кадры, вдруг начали свистеть! «Что они могут понимать? А понимают же… » — радовался втихомолку Дед Мороз.

    Жена актера Екатерина Филиппова вспоминала, что Роман Сергеевич мог «принять на грудь» перед выходом на сцену, но играл всегда профессионально. Прокол случился лишь однажды: видимо, не рассчитав «дозу», актёр замешкался и не сразу вышел на бис. К счастью, техники успели остановить фонограмму. Другим участникам представления пришлось принять огонь на себя: «Где наш дедушка? Может, заболел? Давайте дружно надуем вьюгу!» Дочка Филиппова, не верившая в Деда Мороза, в тот момент дула особенно старательно. А потом пожурила маму: «Папа болеет, а ты не знаешь!»

    «Развод по- нарымски» (1972)

    Если все дети страны мечтали увидеть главного Деда Мороза, то все папаши грезили о том, чтобы с ним выпить! Когда Филиппов шёл на спектакль в Кремль, у Кутафьей башни его поджидала толпа радостных мужчин с бутылками в руках, скандировавших нестройным хором: «Приезжайте к нам на Колыму!» Жене актёра приходилось идти впереди, расталкивая бутылки. За что муж прозвал её «гестапо».

    Простым людям пообщаться с Дедом Морозом, как правило, не удавалось. Зато для товарищей, вхожих в высокие кабинеты, это было делом привычным. В трудовую нагрузку главного Деда Мороза входило личное вручение подарков внукам больших партийных шишек. Об этой церемонии в специальном кабинете во Дворце съездов Филиппов часто вспоминал с неприязнью. Как-то член Политбюро, 1-й секретарь МГК КПСС Виктор Васильевич Гришин, приведя за подарком внука, похвастался: мол, внучек у него круглый отличник. Дед Мороз скептически пробормотал в бороду: «Ему-то — и не быть отличником!».

    Дед Мороз Романа Филиппова был очень земным волшебником: любил выпить и пошутить, частенько искромётно импровизировал, выходя в зал, и не боялся показаться смешным. За это его до сих пор помнят уже выросшие дети.

    «Недоросль» (1987)

    Последняя ёлка, на которой юные зрители смогли увидеть легендарного Романа Филиппова в роли Деда Мороза, состоялась в январе 1992 г., на следующей год — уже другой актёр выступал под запись его раскатистого: «Здра-авствуйте, детишки!» 19 февраля 1992 г. актёра не стало: причиной его скоропостижной смерти стал оторвавшийся тромб. Актриса, игравшая роль Снегурочки в последнем спектакле Филиппова, вспоминает символичную оговорку ведущих шоу: «Обычно спектакль завершался словами: „Дед Мороз не прощается с вами“. В тот раз вдруг сказали: „Прощается“. И оказались правы...».

    Похоронили Романа Сергеевича Филиппова в Москве на Троекуровском кладбище.


    Филлипов Роман Сергеевич (24.01.1936 — 18.02. 1992)

    • Родился в Симферополе 24 января 1936 года, в актёрской семье.
    • В 1957 году окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина.
    • В 1957-1960, с 1969 года — актёр Малого театра СССР.
    • В 1960-1961 годах — артист театра имени А.С. Пушкина.
    • В 1961-1962 годах — артист Москонцерта.
    • В 1962-1969 годах — артист академического театра имени Янки Купалы в Минске.
    • В кино с 1954 года (первая роль — борец в фильме «Чемпион мира»).
    • Принимал участие в озвучании мультфильмов, автор текстов к песням кинофильмов.
    • Заслуженный артист Белорусской ССР (1967).
    • Народный артист РСФСР (1987).
    • Ушёл из жизни 18 февраля 1992 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы (2 участок).

    Фильмография:
    1. Чемпион мира — 1954 — борец
    2. Зелёный фургон — 1959 — Бык
    3. Впереди — крутой поворот — 1960
    4. Человек не сдаётся — 1960
    5. Девчата — 1961 — Вася Зайцев
    6. День, когда исполняется 30 лет — 1961
    7. Последний хлеб — 1963
    8. Криницы — 1964
    9. Город мастеров — 1965 — Еарон
    10. Саша-Сашенька — 1966
    11. Три толстяка — 1966 — Просперо
    12. Бриллиантовая рука — 1968 — гость с Колымы
    13. По Руси — 1968 — Коновалов
    14. 12 стульев — 1971 — Никифор Ляпис-Трубецкой
    15. Джентльмены удачи — 1971 — Никола Питерский
    16. Драма из старинной жизни — 1971 — Прохор
    17. Конец Любавиных — 1971 — Федя
    18. Старики-разбойники — 1971 — Громила
    19. Телеграмма — 1971
    20. Тени исчезают в полдень — 1971 — Демид Меньшиков
    21. Гроссмейстер — 1972
    22. Кортик — 1973 — Филин
    23. Тёща — 1973
    24. Эта весёлая планета — 1973 — «Страж»
    25. Любовь земная — 1974 — директор цементного завода
    26. Достигаев и другие — 1975
    27. Весь мир в глазах твоих… — 1977
    28. Судьба — 1977 — директор цементного завода
    29. Баламут — 1978 — Фёдор Парамонов
    30. Дипломаты поневоле — 1978
    31. Живите в радости — 1978
    32. По улице комод водили… — 1978 — Булыжников
    33. Возьми меня с собой — 1979
    34. Дикая охота короля Стаха — 1979 — Дуботовк
    35. Юность Петра — 1980 — Ромодановский
    36. В начале славных дел — 1980 — Ромодановский
    37. Срочно… Секретно… Губчека — 1982
    38. Суббота и воскресенье — 1982
    39. Чародеи — 1982 — Камнеедов
    40. Женатый холостяк — 1983 — Степан Кузьмич
    41. О странностях любви — 1983
    42. Борис Годунов — 1986
    43. Акселератка — 1987 — Вовчик
    44. Недоросль — 1987
    45. Реквием по филею (новелла в киноальманахе «В поисках выхода») — 1988
    46. Мисс Милионерша — 1988
    47. Вход в лабиринт — 1989 — Беловол
    48. Сувенир для прокурора — 1989
    49. Захочу — полюблю — 1990 — Матвей Карпович
    50. Аферисты — 1990 — дьяк
    51. Говорящая обезьяна — 1991
    52. Действуй, Маня! — 1991
    53. Очаровательные пришельцы — 1991
    54. Призраки зелёной комнаты — 1991
    55. Хищники — 1991
    56. Господа артисты — 1992 — губернатор
    57. Маэстро с ниточкой — 1993

    Озвучивал мультфильмы:
    1. Волшебник Изумрудного Города — 1973-74
    2. Влюбчивая ворона — 1988 — Медведь.


    Крылатое:
    — Вы к кому?
    — К тебе!
    — Ну?
    — Не узнаешь?
    — Не узнаю!
    — Может, выпьем?
    — Выпьем!

    — Я тебя тоже не сразу узнал…
    — Да?
    — Угу! Ты зачем усы сбрил?
    — Что?
    — Я говорю — зачем усы сбрил, дурик?
    — У кого?

    — Простите, с кем имею честь?
    — Лодыженский, Евгений Николаевич, школьный друг этого дурика! Вы не знаете, зачем Володька усы сбрил?
    — Усы? Сеня, по-быстрому объясни товарищу, почему Володька сбрил усы? У нас очень мало времени, пей!
    — Сеня?

    — Вы уж простите, ну, обознался… Вот усы Вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!
    — Товарищ, у Вас когда самолет?
    — Да, пора… Ну, будете у нас на Колыме — милости просим!
    — Нет, уж лучше вы к нам!
    — Счастливо!...
    Источник: gorod.tomsk.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 23 мая 2011, 12:52
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018