Герои – сегодняшние и вчерашние
Люди и судьбы

    Подвиг российских пилотов Дамира Юсупова и Георгия Мурзина, после отказа двигателей посадившие Airbus A321 на кукурузное поле в районе подмосковного Жуковского и спасшие жизни более двухсот пассажиров, стал известен всему миру. Указом президента РФ им присвоены звания Героев России. История знает и другие случаи, когда советские и российские летчики с честью выходили из безнадежных ситуаций и отводили, казалось бы, неминуемую беду от людей.

    Эта песня сейчас редко звучит в эфире. А когда-то мелодия «Огромное небо» композитора Оскара Фельцмана на стихи Роберта Рождественского была очень популярна. Слушать ее без слез невозможно: «…И надо бы прыгать – не вышел полет, / Hо рухнет на город пустой самолет – / Пройдет, не оставив живого следа, / И тысячи жизней прервутся тогда...». Песню с большим чувством исполняла Эдита Пьеха.

    …6 апреля 1966 года капитан ВВС Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, проходившие службу в 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии, выполняли плановый полет на реактивном бомбардировщике Як-28.

    На высоте 4000 метров у самолета внезапно отказали оба двигателя. В кабине наступила мертвая тишина. Такое даже представить себе страшно. А каково ощутить?

    Нам неведомо, как восприняли эти парни – Капустин из Краснодарского края, Янов родом из Вязьмы – эту ситуацию. Наверное, с ними бывало всякое, но этот случай – из ряда вон выходящий.

    Но они не сникли, не растерялись. Да и некогда было. Попробовали оживить двигатели. Раз, другой, третий. Но моторы молчали…

    Бомбардировщик безмолвно плыл в облаках, теряя силы и – высоту.

    У Бориса и Юрия был выход: они могли бросить машину и катапультироваться, уговаривали один другого – прыгай! Но каждый отказывался. Ведь тогда 16-тонный самолет с полными баками топлива рухнет вниз и погребет под собой дома.

    Погибнут люди, много людей, не подозревающих о грозящей им смертельной опасности, спешащих по своим делам, провожающих детей в детские сады, школы…

    Машина вот уже летит над Западным Берлином. Люди, прикрывая глаза от солнца, смотрят вверх. Некоторые, может быть, вспомнают войну. Ведь она закончилась не так давно – всего два десятилетия назад.

    Капустин отчаянными усилиями пытается удержать самолет, который неумолимо тянет вниз. До рокового падения остается тридцать секунд.

    Что можно сделать за это время? Попрощаться друг с другом и постараться увести бомбардировщик подальше от города. Там, где нет людей…

    Вот самолет прошел городские окраины. Внизу – кладбище. Но и там люди, которые по традиции пришли отдать дань памяти умершим: сегодня – Пасха.

    Як-28, уже едва дыша, пролетел над живыми и мертвыми. Вдали появилась полоса воды – озеро Штессензее. Туда и направил самолет командир. Сверкнул тоненький лучик надежды – может, удастся посадить машину на воду…

    Самолет, словно теряющий сознание человек, каким-то неимоверным усилием перевалил через автотрассу, едва не задев грузовик. И – не приземлился на водную гладь, а буквально рухнул в нее.

    Так двое советских людей спасли тысячи людей. То, что они совершили, можно было сравнить с подвигами героев Великой Отечественной! Это поняли и осознали немцы, которые пришли тогда на траурную церемонию.

    Отважных летчиков Бориса Капустина и Юрия Янова посмертно наградили орденами Красного Знамени. Памятником им стала щемящая песня:

    Стрела самолета рванулась с небес,
    И вздрогнул от взрыва березовый лес.
    Не скоро поляны травой зарастут…
    А город подумал, а город подумал, а город подумал — ученья идут…

    В могиле лежат посреди тишины
    Отличные парни отличной страны.
    Светло и торжественно смотрит на них
    Огромное небо, огромное небо, огромное небо — одно на двоих.


    А эта история, совершенно иного свойства, и вовсе быльем поросла. А ведь и она когда-то шумно обсуждалась. Еще бы! 21 августа 1963 года лайнер Ту-124, совершавший полет Таллин–Москва, пошел на авариную посадку прямо на гладь Невы. И никто не пострадал!

    Самолет поднялся в воздух из аэропорта Юлемисте в 8.55 и взял курс на столицу СССР. Вскоре после взлета пилоты обнаружили, что переднюю опору шасси до конца убрать не удалось. Надо возвращаться…

    Однако аэропорт Таллина закрылся из-за тумана, и диспетчеры направили самолет на аэродром Шоссейная. Так раньше назывался Пулково. Но сначала надо было выработать топливо и уменьшить опасность пожара при посадке.

    Самолет стал кружить в воздухе, и тут – новая неприятность, грозящая обернуться большой бедой, – внезапно остановился левый двигатель. А вскоре и – о ужас! – правый. Высота – всего 500 метров. Казалось, спастись уже невозможно. Но не потерявшие самообладания пилоты решили приводниться на поверхность Невы. Но разве то, что происходило в триллерах и детективах, могло стать реальностью?

    Оказалось, командир корабля Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву, служившему в морской авиации. Бывало, тот сажал самолеты на воду. Но те были иной конструкции, меньше по размеру, маневреннее, с меньшим числом пассажиров. В чреве же Ту-124 находилось их 45 и 7 членов экипажа. Страшно представить, что они испытали в те страшные минуты…

    Впрочем, летчикам прощаться с жизнью было некогда. Они действовали – быстро, решительно.

    Самолет, едва не коснувшись дома по Малоохтинскому проспекту, миновал строящийся в то время мост Александра Невского. Затем машина, подняв огромный столб брызг, опустилась на водную гладь в районе Финляндского железнодорожного моста.

    Но как быстро поднять самолет с глубины Невы? На счастье, мимо проходил буксир, который оттянул лайнер в безопасное место. Пассажиры были эвакуированы и, конечно же, несказанно благодарны пилотам за чудесное спасение.

    Однако воздушное начальство расценило происшедшее, как… неправильные действия экипажа. Но затем в этой истории все же разобрались. К тому же специалисты высоко отозвались о плавучести машины, благодаря которой спаслись люди. Да и газеты восторженно описали действия экипажа.

    Казалось бы, летчики должны были получить правительственные награды. Однако, по словам вдовы командира лайнера Жанны Мостовой, несмотря на представление к наградам, указ так и не был подписан: «Как я слышала, категорически против был генеральный конструктор Туполев. Ведь получалось, если верить экипажу, КБ Туполева что-то недоработало – и шасси не убиралось, и датчики топлива барахлили. Легче на экипаж свалить: мол, летчики сами создали такую ситуацию. И Хрущев выбрал компромиссное решение – не стал ни награждать, ни наказывать», – сказала она в интервью «Известиям».

    В общем, награда, вопреки известному выражению, так и не нашла героев. Но, по свидетельству Мостовой, руководство «Аэрофлота» все же отметило летчиков. К примеру, ее семье подарили новую квартиру. Ну а спасенные люди наградили командира лайнера своей благодарностью: «Многие пассажиры писали Виктору письма, поздравляли с праздниками, в гости приходили. Не знаю уж, как находили адрес. Просто боготворили его…»

    Кстати, спустя много лет, в январе 2009 года, экипаж Airbus A320 авиакомпании US Airways во главе с Чесли Салленбергером, повторил подвиг советских пилотов. Лайнер, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Сиэтл, совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на борту 155 человек остались живы. Газеты назвали полет, длившийся пять минут и восемь секунд, «Чудом над Гудзоном». Так назывался и фильм, снятый режиссером Клинтом Иствудом.

    В заключение – случай, который произошел совсем недавно. И тоже заслуживает особого внимания.

    27 июня этого года самолет Ан-24, едва коснувшись взлетно-посадочной полосы, выкатился с нее, пробил металлический забор и, врезавшись в здание очистных сооружений, загорелся. У лайнера, летевшего по маршруту Улан-Удэ–Нижнеангарск, за четверть часа до посадки отказал левый двигатель. А когда самолет ударился о землю, вспыхнул правый мотор…

    Двое из трех членов экипажа погибли, еще один был тяжело ранен.

    К счастью, все 43 пассажира остались живы. Впрочем, у этого счастья есть имя – Елена Лапуцкая. Стюардесса лайнера сумела, не потеряв ни секунды, открыть аварийные двери и помочь людям выбраться из салона.

    Как потом выяснилось, она при жесткой посадке сама получила травмы, но в горячке событий – напрочь о них забыла. И покинула самолет, когда увидела, что в окутанном дымом салоне уже никого нет…

    Сейчас обстоятельства аварии выясняет специальная комиссия. Но отважные действия бортпроводницы Елены Лапуцкой не вызывают сомнения. Давайте и мы не будем забывать героев…

    Валерий Бурт
    По материалам: stoletie.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 21 августа 2019, 06:29
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019