Памяти Майи Пепеляевой, жены лучшего аса реактивной авиации
Люди и судьбы

    17 декабря 2018 года умерла Майя Константиновна Пепеляева – вдова результативнейшего в истории аса реактивной авиации, Героя Советского Союза, участника Корейской войны Евгения Георгиевича Пепеляева (1918-2013).

    Всю свою жизнь она посвятила мужу.

    – С женой мне повезло! – не раз говорил Евгений Георгиевич. Вместе они прожили 65 лет, вырастили двоих детей.

    О Пепеляеве сегодня редко вспоминают, а был он человеком выдающимся.

    За время боевой работы с Аньдунского аэродрома в Корейской войне – с 1 апреля 1951 по январь 1952 года, в качестве командира 196-го истребительного авиационного полка подполковник, затем полковник Е.Г. Пепеляев провёл 109 боевых вылетов на МиГ-15 и МиГ-15бис, в 38 воздушных боях лично сбил 19 американских истребителей.

    Он провел свой лучший бой в сентябре 1951 г., когда в численно равном бою с 8-ю «Старфайрами» летчики ведомой им группы сбили 4 самолета, из них 2 уничтожил он сам. 6 октября командир подбил «Сейбр», совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Союз. Это был первый захваченный «Сейбр». Цена трофея была столь высока, что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Пепеляеву.

    Полк под его командованием сбил в Корее 109 самолётов противника, потеряв 11 самолётов и 4 лётчиков. Соотношение побед к потерям – 10:1 – это лучший результат боевой работы в Корее!

    Главным для летчика-истребителя Евгений Георгиевич считал специфический талант, обретаемый от Бога, а из благоприобретенных качеств — «умение пользоваться глазами». Очень скромный и исключительно дисциплинированный человек, профессионал высочайшего класса, Пепеляев овладел искусством летчика-истребителя как очень немногие. Талантливый командир, он всегда был человеком чести — Офицером с большой буквы, хотя честь нередко становится антиподом карьеры.

    То, что Евгений Георгиевич так и не получил генеральского звания, хотя несколько лет командовал авиационной дивизией, остаётся на совести некоторых авиационных военачальников, так и не сумевших вырваться из цепких лап зависти…

    …Они познакомились, когда Евгений Георгиевич был курсантом Одесской военной авиационной школы лётчиков, а Майя – семилетней девочкой. Родилась она в Липецке 23 марта 1929 года.

    Миновали годы учёбы, а за ними и Великая Отечественная война. Победу Майя встретила в Липецке – на родине матери, а Евгений Пепеляев – на Дальнем Востоке, где в качестве лётчика-истребителя всю войну, за исключением двухмесячной командировки на фронт, на запад, стоял на защите восточных рубежей Родины.

    В 1947 году он вновь встретил её в Липецке, где находился на Высших лётно-тактических курсах командиров авиационных частей. «Это была стройная девушка с прекрасными, как ясное небо глазами и роскошными косами цвета спелой пшеницы», – вспоминал Евгений Георгиевич.

    Надо ли повторять, что человек он был решительный и «встретив ту, которую искал», он уехал из Липецка не только к новому месту службы, но и в новом качестве женатого мужчины.

    С тех пор для неё началась новая жизнь: до 1962 года Майя Константиновна кочевала с Евгением Георгиевичем и детьми по авиационным гарнизонам, порой сменяя их дважды в год.

    Заметим, для реактивной авиации вторая половина 40-х годов были временем нелегкого перехода на новую реактивную технику, когда лётчики осваивали теснившие друг друга новые, порой полусырые типы. Несколько типов реактивных самолётов освоил в 1948-1949 годах и Е.Г. Пепеляев: Як-15, Як-17, Ла-15, МиГ-15. Жёны нередко бывали в курсе и ресурса двигателей, и необходимых нагрузок на рукоятки и педали управления и даже замусоренности кабины, столь резко проявляющейся при перевёрнутом пилотировании.

    Их подругами на долгие годы, а порой и на всю жизнь становились жены друзей их мужей, ушедших в авиационных катастрофах. Так, Майя Константиновна на долгие годы сохранила теплые отношения с женой и детьми командира 196-го истребительного авиаполка Героя Советского Союза полковника А.П. Шишкина, погибшего 21 июля 1949 года при неудачном катапультировании из Ла-15.

    Майя Константиновна выросла в авиационной семье. Её отец был инженером авиационного полка и в 1937 году погиб на Одесском аэродроме, когда нештатно приземлившийся И-16 врезался в людей, стоявших на краю лётного поля.

    В раннем детстве она жила в одном доме со знаменитым на всю страну лётчиком, первым дважды Героем Советского Союза С.И. Грицевцом, играла с его старшей дочерью. На всю жизнь в её семье сохранился подарок Сергея Ивановича – привезённое из Испании сувенирное яичко.

    Её двоюродным братом был известный лётчик-разведчик Герой Советского Союза А.А. Баршт, совершивший в годы войны более 360 боевых вылетов на разведку, корректировку артиллерийского огня и сопровождение фоторазведчиков, сбившего в дальних рейдах 6 самолётов противника.

    Майя Константиновна была в курсе командировки Евгения Георгиевича в Китай-Корею. Письма они писали друг другу часто – где-то два раза в неделю. Однажды она похолодела, когда в Кубинке, где они тогда жили, она получила письмо «оттуда» не со знакомым почерком Евгения на конверте, а с машинописным адресом и фамилией. Зная, что похожими бывают похоронки, она попросила прочитать письмо подругу:

    «Уважаемая Майя Константиновна!

    Поздравляю вас с присвоением вашему мужу – Е.Г. Пепеляеву воинского звания полковника.

    Командир дивизии И.Н. Кожедуб».


    Майя Константиновна была открытым приветливым человеком. Добрые отношения связывали её с Марией Кузьминичной Покрышкиной, Вероникой Николаевной Кожедуб и с другими вдовами известных лётчиков. Каждая из них была кладезем мудрости, любви, верности…

    Вспоминаются классические строки из стихотворения «Воспоминание» В.А. Жуковского:

    О милых спутниках, которые наш свет
    Своим сопутствием для нас животворили,
    Не говори с тоской: их нет,
    Но с благодарностию: были.


    Николай Бодрихин
    По материалам: stoletie.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 22 декабря 2018, 08:10
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019