Об одной попытке угона воздушного такси в Турцию
Люди и судьбы

    Сейчас мало кто помнит, что в СССР, при довольно умеренной цене на билеты, существовали воздушные маршрутные такси. В 60-х годах это были, в основном, самолеты «Як-12А» с четырехместной кабиной, и они использовались для перевозки трех пассажиров, почты и грузов на коротких местных воздушных линиях.

    После окончания Краснокутского летного училища, молодой летчик Эдик Бахшинян был направлен в малую авиацию и три с половиной года пролетал на «Як-12» различных модификаций над Арменией, распыляя удобрения, перевозя пассажиров, почту, продукты, медикаменты. И мечтая о штурвале настоящего большого лайнера и настоящей, большой авиации.

    Ну совсем как Мимино в одноименном фильме Георгия Данелия.

    «Як-12» на взлёте

    И вот 57 лет назад, 10 сентября 1961 года, 25-летний Эдик Бахшинян рано утром вылетел в свой очередной рейс «Ереван–Ехегнадзор» с тремя пассажирами на борту: ровесником пилота Генрихом Секояном, 18-летним студентом-первокурсником Ереванского университета Сержем Туманяном и 27-летним фарцовщиком Гарегином Мовсесяном.

    Эти люди не были диссидентами, им просто надоел Советский Союз, и они решили захватить воздушное такси и угнать его в Турцию – благо расстояние от Еревана до турецкой границы составляет всего около 15-ти километров.

    План захвата самолета был прост. По сигналу Секояна (он должен был снять солнцезащитные очки) Туманян и Мовсесян нападают на пилота, а Секоян, прошедший до этого курсы пилотирования при ДОСААФ, перерезает провода радиосвязи и садится за штурвал.

    «Як-12» в полете

    Самолет взлетел в сторону границы, набрал высоту и должен был сделать разворот, чтобы пойти по маршруту, когда пассажира подскочили, перерезали провода радиосвязи, схватили пилота за руки и скомандовали: «Не разворачивай. Давай прямо!». Эдик Бахшинян штурвала с рук не выпустил, и тогда ему нанесли несколько ножевых ударов, и стащили с кресла пилота.

    Секоян сел за штурвал, но в спешке не заметил вытянутого рычажка руля высоты, и не смог выровнять самолет, который то забирал вверх, то нырял вниз. «Сука! Не умеешь!» – закричал один из террористов. Тогда Бахшинян сказал: «Он нас всех сейчас угробит. Давайте я поведу». Те посадили его в сиденье пилота и приставили ножи со словами: «Будешь дурить, убьем!».

    Летчик сел, выровнял самолет, и когда угонщики немного успокоились, резко крутанул штурвал вбок. Самолет рвануло вправо, бандитов отбросило влево, и в то же мгновение пилот кинул самолет в пике, и бандитов бросило на пол. Перед самой землей Бахшинян рванул штурвал на себя, немного выровнял самолет, и смягчил удар.

    «Як-12А» в винограднике, сентябрь 1961 года

    Разваливаясь на части, «Як-12А» пропахал виноградники, встал на нос и перевернулся. К упавшему самолету поспешили колхозники-виноградари, и Бахшинян им заорал: «Это угон! Это бандиты!». По официальной версии один из угонщиков – Гарегин Мовсесян, погиб при ударе о землю. По неофициальной версии, при падении самолета он пострадал меньше всех, пытался бежать, и перепуганные колхозники его забили насмерть лопатами.

    Но выжившие Секоян и Туманян пережили своего «подельника» всего на полтора года – Верховным судом Армянской ССР они были приговорены к смертной казни. И близкие Эдика Бахшиняна, еще долго потом сопровождали его в прогулках по Еревану, опасались мести со стороны родственников казненных.

    Слева: о героическом поступке летчика написали тогда все советские газеты. Справа: Эдик Бахшинян в госпитале, октябрь 1961 года

    Наземные станции засекли время падения время, когда с самолётом оборвалась связь – 8:05, и время падения самолета – 8:11. Таким образом это ЧП в воздухе продолжалось всего 6 минут. Но эти шесть минут перевернули всю жизнь Эдика Бахшиняна, чьи раны оказались не очень глубокими (ножи у террористов были перочинными).

    В ноябре 1961 года, месяца Бахшиняна вызвали в Москву на XII Пленум ЦК ВЛКСМ, где вручили орден Боевого Красного Знамени. В ответном слове Эдик сказал: «Меня готовили к подвигу всю жизнь, и прежде всего это делал комсомол. Ему я и обязан своей наградой», и это были «правильные» слова.

    В том же году Бахшиняна был переведен в большую магистральную авиацию. По официальной версии, рейс «Ереван–Ехегнадзор» 10 сентября 1961 года, должен был стать последним его полетом на «Яках» – буквально со следующего дня его, якобы, собирались перевести на дальние маршруты «Ил-14». По неофициальной версии, фиг бы Эдик в ближайшее время сел за штурвал большого лайнера, если бы не тот случай.

    Впрочем, летчиком Бахшинян, действительно, оказался отличным. Через 13 лет, в августе 1974 года, он сумеет в аварийном режиме посадить в киевском аэропорту Борисполь пассажирский «Ил-18» без выпущенного правого шасси, не повредив при этом ни пассажиров, ни особо самолет.

    Аварийная посадка Бахшиняном «Ил-18» рейса Ереван-Киев в августе 1974 года

    В начале 80-х, Эдуард Мисакович Бахшинян был назначен начальником лётно-штурманского отдела Армянского управления гражданской авиации. Закончил Академию гражданской авиации. В 1983 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.

    В 1984 году Бахшинян был списан с лётной работы по состоянию здоровья, и назначен начальникам лётно-методологического центра. После распада СССР он будет долго работать на руководящих постах в авиации Армении, почти до самой своей смерти в 2002 году.

    Эдик Бахшинян и Валико Мизандари по прозвищу «Мимино»

    По большому счету, история Бахшиняна из жизни очень похожа на историю Мимино из данелевского фильма – им обоим волею случая удалось вырваться из малой авиации в большую. Но если киношный герой Вахтанга Кикабидзе не воспользовался предоставленным ему шансом, то реальный герой Эдик Бахшинян сумел использовать свой шанс, в виде попытки угона его самолета, сполна.

    Мне иногда кажется, что кто-то там, наверху, не лишен чувства юмора…
    Источник: oadam.livejournal.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018