135 лет назад родился основатель знаменитого ансамбля песни и пляски Советской Армии
Люди и судьбы

    Есть в мире творческие коллективы, своим рождением обязанные таланту и энергии одного человека. Но затем они успешно развиваются благодаря дарованиям многих других людей, единомышленников руководителя.

    Академический дважды Краснознаменный, ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова – это воинское подразделение, где проходят службу профессиональные музыканты. Сразу стоит отметить особенность художественного коллектива: в распорядок жизни артистов входят не только репетиции и выступления – александровцы приносят присягу, проходят строевую подготовку, умеют обращаться с оружием. В ансамбле служат и срочники, и контрактники, есть и гражданские артисты.

    Организатором и первым музыкальным руководителем ансамбля был профессор Московской консерватории им. П.И.Чайковского, народный артист СССР, композитор, генерал-майор Александр Васильевич Александров (1883-1946), возглавлявший ансамбль на протяжении 18 лет.

    «Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента! – однажды сказал Александр Васильевич. – Жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли плоды дорогой Отчизне и народу. И в этом – большое счастье».

    * * *


    Он родился в селе Плахино Рязанской губернии в крестьянской семье, в которой любили и умели петь не только русские народные песни, но и духовные песнопения. У маленького Саши оказался абсолютный слух и звучный альт, поэтому его часто приглашали петь в церковном хоре и на народных гуляниях.

    Судьба мальчика резко изменилась, когда один из земляков, солист Петербургского церковного хора, услышав его пение, уговорил родителей отпустить ребёнка в столицу для обучения музыке.

    Так в 1892 году Александр Александров сначала стал певчим в Казанском Соборе, а с 1897 году – учеником Придворной певческой капеллы, по окончании которой в 1900 году получил звание регента. В том же году он успешно выдержал приёмные экзамены в Петербургскую консерваторию, причём его экзаменаторами, а затем и педагогами были прославленные русские композиторы Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов. Однако в 1902 году вследствие болезни и тяжёлого материального положения Александров был вынужден прервать учёбу и уехать в Бологое, где стал работать регентом соборного хора, а также педагогом по хоровому искусству в железнодорожном и техническом училищах.

    Здесь он обзавёлся семьёй, в 1905 году родился первенец – сын Борис, в будущем наследник и продолжатель славного дела отца.

    В том же году Александр Васильевич возобновляет занятия в консерватории, но революционные события вновь вынуждают его их прервать.

    В 1906 году Александрова пригласили в Тверь, где он работает регентом архиерейского хора, ведёт хоры в семинарии, в женском коммерческом училище, в гимназии и реальном училище, на земских курсах и в педагогическом институте, а впоследствии организует музыкальное училище, где трудится в качестве директора, педагога и хорового дирижера.

    С 1908 года начинаются его занятия в Московской консерватории, которую он успешно оканчивает по двум специальностям: композиции (по классу известного композитора профессора С.Н. Василенко) и пению (по классу знаменитого педагога У. Мазетти), получив большую серебряную медаль (1913).

    В 1918 году Александра Васильевича пригласили преподавать в Московскую консерваторию, а уже в 1922 году художественный совет утвердил его в звании профессора.

    С первых лет практической деятельности Александров неутомим в работе, проявляет незаурядные организаторские способности. В консерватории он преподает специальное сольфеджио, полифонию, дирижерское мастерство и ведёт созданный по его инициативе в 1923 году хормейстерский класс, заведует хоровой кафедрой педагогического факультета. Одновременно в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина Александров ведёт классы сольфеджио, полифонии, хорового пения и композиции.

    С 1922 года он работает хормейстером в Камерном театре выдающегося режиссера А.Я. Таирова, руководит Московской государственной академической капеллой (1926-1930), консультирует работу хора в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (1928-1930).

    Параллельно с педагогической деятельностью А.В. Александров активно занимается творческой работой. Будучи регентом хора в Храме Христа Спасителя (1918-1922), он написал поэму «Христос воскрес» для хора, оркестра, органа и солистов, ряд других духовных произведений, начал осуществлять первые обработки русских народных песен.

    * * *


    Однако всё это было лишь подготовкой к яркому расцвету его творческой жизни, когда Александрову предложили стать музыкальным руководителем созданного при Центральном доме Красной Армии Ансамбля красноармейской песни.

    Перед коллективом поставили цель пропагандировать песни о Красной Армии. Александрову поручались подбор и музыкальная обработка соответствующих песен, разучивание их с вокальной группой.

    Первое выступление состоялось 12 октября 1928 года и прошло с большим успехом. 1 декабря ансамбль в составе из восьми певцов, двух танцоров, баяниста и чтеца был зачислен в штат ЦДКА.

    За короткий срок были выпущены несколько литературно-музыкальных композиций. С 1929 года Александр Васильевич начинает публиковать свои обработки песен времён гражданской войны, ставшие ценнейшим вкладом в историю русской революционной песни. Это и «Гулял по Уралу Чапаев-герой», и «Гей по дороге», «Слушай, рабочий», «Наш паровоз», «Там, вдали за рекой» и, конечно, знаменитая «По долинам и по взгорьям», которая в исполнении Ансамбля покорила не только нашу страну, но и весь мир.

    За первые 5 лет своей работы Ансамбль дважды побывал и на Дальнем Востоке, выступил в Средней Азии, на Балтийском флоте, Урале, Украине, в Приволжском, Северокавказском и Закавказском военных округах. Он преодолел в поездках 100 тысяч километров, концерты посетили 2,5 млн. зрителей.

    В 1933 году состоялось первое выступление Ансамбля перед руководством страны, а вскоре музыкальному руководителю коллектива А.В. Александрову и начальнику П.И. Ильину было присвоено почетное звание «заслуженный артист РСФСР».

    В эти годы происходит не только количественный рост ансамбля (к концу 1935 г. в его составе было уже 135 певцов, музыкантов и танцоров), но и качественные творческие перемены.

    * * *


    Александр Васильевич понимал, что литературно-музыкальные композиции во многом исчерпали себя, и пошёл по пути создания концертного коллектива нового типа с практически неограниченными возможностями. Репертуар пополняется большим количеством народных песен в обработке Александрова.

    Возросшие исполнительские возможности Ансамбля позволили включить в репертуар и многочисленные оперные хоры.

    Таким образом, в исполнительском искусстве коллектива произошёл своеобразный синтез традиций народного исполнительства, советской массовой песни и классического пения.

    26 ноября 1935 года Постановлением ЦИК СССР за исключительные заслуги в культурной деятельности Ансамбль красноармейской песни и пляски награждён Почётным Революционным Красным Знаменем с орденом «Красная Звезда» на нём и ему присвоено звание «Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски Союза ССР».

    А.В. Александров награждён орденом «Красная Звезда» и назначен художественным руководителем коллектива.

    В марте 1937 года общественность отметила тридцатилетие музыкально-педагогической деятельности А.В. Александрова. Правительство высоко оценило заслуги Александрова как композитора и дирижёра, присвоив ему звание народного артиста СССР.

    * * *


    Год 1937-й положил начало всемирному признанию высочайшего исполнительского мастерства прославленного коллектива.

    В сентябре Ансамбль в составе 185 человек под руководством Александрова совершил свою первую зарубежную поездку во Францию на Международную выставку техники и искусства в Париже, где ему был присуждён «Гран-при».

    Музыкальные критики, искусствоведы и рецензенты газет всех направлений чрезвычайно высоко оценили выступление коллектива. Вот некоторые из их высказываний.

    «…СССР прислал нам великолепный хор. Удивительная живость, гибкость хора и мастерство его почтенного руководителя – это подлинный триумф» («Се Суар»).

    «…Как прекрасен отрывок «Тише, тише» из «Риголетто». Зал, встав, устроил долгую овацию этим мастерам народной песни и пляски. Эта овация была прекраснее всех, потому что она шла от души» («Пари Суар»).

    Последующие гастроли Ансамбля в Чехословакии произвели не меньший эффект.

    «В хоре из оперы Верди «Риголетто» мастерство профессора Александрова можно сравнить только с мастерством знаменитейшего в мире борца-антифашиста Тосканини» («Руде Право»).

    Видный музыкальный учёный и общественный деятель профессор Зденек Неедлы писал:

    «Трудно сказать, чем прежде всего восхищаться – голосами ли, единственными в своем роде… или же искусством хорового пения. Всякая Опера могла бы гордиться солистами этого хора. Хор в целом стоит выше любого самого лучшего оперного хора. Пианиссимо его просто поразительно. Затем ритм: в этом отношении наши гости стоят на недосягаемой высоте… И наконец, весь стиль пения и экспрессия исполнения просто изумительны. Играющие на музыкальных инструментах, как и певцы, безукоризненны. А танцоры! Какие виртуозы! У нас никто никогда еще не видел чего-либо подобного».

    * * *


    В 1938 году коллектив осуществил почти полугодовую командировку на Дальний Восток, выступал перед участниками боёв у озера Хасан, посетил Монголию.

    В январе 1939 года было торжественно отмечено 10-летие ансамбля, в связи с чем А.В. Александров награждён орденом Трудового Красного Знамени.

    В том же году Александров создает «Гимн партии большевиков», ставший прообразом Гимна СССР.

    В 1940 году профессору А.В. Александрову присваивают ученую степень доктора искусствоведения, он вновь становится деканом хорового факультета Московской консерватории.

    * * *


    В первые дни Великой Отечественной войны Александров на слова В.И. Лебедева-Кумача создаёт произведение, выразившее истинность масштабов бедствия и грандиозность предстоящих испытаний, вызвавшее высокий душевный порыв народа на борьбу с врагом, – гениальную «Священную войну».

    «Я не был никогда военным специалистом, – писал Александр Васильевич, – но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие».

    Сам Александров выезжал с коллективом в действующую армию в 1941 году (Северо-Западный фронт) и в 1944 году (Карельский фронт).

    О весомом вкладе в нашу Победу свидетельствуют 1400 концертов ансамбля перед фронтовиками и тружениками тыла и около 200 песен, разученных краснознаменцами за годы войны.

    В апреле 1942 года А.В. Александрову за песенное творчество присуждается Сталинская премия 1-й степени, которую он передаёт в фонд обороны страны.

    * * *


    Александр Васильевич продолжает вести напряжённую творческую жизнь. Он создаёт одно из лучших своих произведений – «Поэму об Украине», а к 25-летию Красной Армии – не менее известную «Песню о Советской Армии», осенью упорно работает над созданием Гимна Советского Союза, музыка которого впервые прозвучала в ночь на 1 января 1944 года.

    В июле 1943 года был торжественно отмечен 60-летний юбилей и 40-летие творческой деятельности А.В. Александрова, в связи с чем он был награждён Орденом Ленина и ему было присвоено воинское звание генерал-майора.

    В начале 1945 года Ансамбль выступал в Финляндии. Вновь небывалый успех и восторженные отзывы прессы.

    «Душой ансамбля является его замечательный руководитель – композитор Александров. Интересно отметить сочетание качеств руководителя, композитора и военного начальника у профессора Александрова. Он с большим мастерством обработал народные песни. Программа разнообразна: воспитывающая, развлекающая. Она построена на высоком уровне, включает в себя народные песни и оперные хоры…» («Финляндская социал-демократия», 28.01.1945).

    «Хор поет мастерски. Он когда-нибудь прославится на весь мир» («Афтонпокстен», 03.02.1945).

    Вскоре после возвращения из Финляндии у Александра Васильевича обострилась болезнь сердца, и ему пришлось на несколько месяцев прервать работу.

    Последняя гастрольная поездка Ансамбля во главе с Александровым состоялась в 1946 году в Чехословакию и Польшу. В знак признания больших заслуг А.В. Александрова в укреплении дружбы народов двух стран Правительство Чехословакии наградило его орденом Белого Льва.

    28 июня 1946 г. за концертную деятельность А.В. Александрову во второй раз была присуждена Сталинская премия 1-й степени.

    Увы, 8 июля Александр Васильевич скоропостижно скончался от разрыва сердца.

    * * *


    В память выдающегося композитора и музыкального деятеля были учреждены стипендии его имени на хоровых факультетах консерваторий Москвы и Ленинграда, имя А.В. Александрова присуждено Краснознаменному ансамблю, который благодаря талантливому руководству его основателя стал одним из лучших художественных коллективов страны.

    Александр Васильевич Александров своим творчеством оставил яркий след в истории национальной и мировой музыкальной культуры. Его музыка любима и востребована, она продолжает звучать по всей стране.

    В 1971 году была учреждена золотая медаль имени А.В. Александрова, ежегодно присуждавшаяся композиторам за успехи в создании военно-патриотической музыки.

    В 2005 году Министерством Обороны Российской Федерации учреждена медаль «Генерал-майор А.В. Александров».

    …С 1946 по 1987 годы (41 год) Ансамблем руководил сын А.В. Александрова — Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, генерал-майор Б.А. Александров, успешно продолживший дело жизни отца.

    * * *


    Сегодня хор Ансамбля признан одним из лучших мужских хоров мира. Он соединяет стройность и чистоту звучания академической капеллы с яркой эмоциональностью и непосредственностью, присущими народному исполнительству, демонстрирует высокое вокальное мастерство. Танцевальная группа творческого коллектива с честью удерживает завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцевальной группы во многом зависит от гибкого и стройного в своем звучании оркестра, который уникален по своему составу. В нём удачно сочетаются русские народные инструменты — домры, балалайки, баяны с деревянными и медными духовыми инструментами.

    В репертуаре ансамбля более двух тысяч произведений. Это песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой поп-музыки.

    Деятельность Ансамбля положила начало созданию и развитию коллективов нового типа — ансамблей песни и пляски. По его образцу возникли многие ансамбли песни и пляски военных округов, флотов и групп войск, причём не только у нас в стране, но и за рубежом.

    Одна из традиций Ансамбля Александрова — давать новогодние концерты в отдалённых гарнизонах страны и горячих точках. В каждом гастрольном городе артисты навещают ветеранов и дают небольшие импровизированные концерты прямо дома для тех, кто не может прийти на концерт.

    Так, 2016 год музыканты встречали с семьями военнослужащих в Нальчике и во Владикавказе.

    * * *


    Как известно, 25 декабря 2016 года произошла страшная трагедия. Во время крушения самолета Ту-154 погибло 68 музыкантов Ансамбля, которые направлялись в Сирию, чтобы выступить перед российскими военными с новогодней программой. Это ужасное событие поистине потрясло весь мир!

    Но жизнь не стоит на месте, а наша страна издревле славилась талантами. Руководство Министерства обороны России заявило, что Ансамбль будет жить и дальше, оставаться творческим символом армии и страны.

    Менее чем за два месяца академический ансамбль, можно сказать, возродился. На смену погибшим пришло пополнение — лучшие артисты со всей России после того, как дирекция Ансамбля объявила о начале конкурса на замещение вакантных должностей солистов, артистов хора и балета.

    — Сначала мы принимали заявки по электронной почте — видео- и аудиоматериалы, резюме, — и таких заявок набралось более двух тысяч, — рассказывал в интервью ИТАР-ТАСС художественный руководитель легендарного коллектива, заслуженный работник культуры РФ, народный артист Республики Северная Осетия — Алания, полковник Геннадий Саченюк. — Например, на должности баритонов в хор было подано более 360 заявок при необходимости в шесть человек. Получается 60 человек на место. Мы изучили все кандидатуры и на очный этап конкурса пригласили около 140 человек из разных регионов России. Живые прослушивания всех конкурсантов-вокалистов длились неделю. Была собрана серьёзная комиссия, куда вошли художественные руководители солидных хоровых коллективов. Ежедневно мы слушали человек по 20, кому-то уделяли 10 минут, кому-то, может, и 30. Естественно, нас интересовало не только их вокальное мастерство, но и их опыт, и внешний вид — был комплексный подход к каждому.

    * * *


    Недаром в репертуаре ансамбля есть «Александровская песня», а там такие строки:

    «По профессии — артисты, по призванию — бойцы». Это о них, об александровцах.

    Большие творческие коллективы порой формируются годами, а то и десятилетиями. А тут предельно сжатый отрезок времени, но они смогли справиться с тяжелейшей задачей.

    Потом было участие в правительственном концерте 23 февраля 2017 года в Кремлёвском дворце. А 24 февраля ансамбль Александрова уже открывал Всемирные военные игры в Сочи. То есть со сцены московского концерта артисты сразу отправились на аэродром Чкаловский и через три-четыре часа уже были в знаменитом южном городе.

    Спустя две недели коллектив выступил в Доме музыки. Это была необычная программа. В первом отделении коллектив представил вниманию публики классические произведения, в том числе Александра и Бориса Александровых. Новый участник ансамбля Максим Маклаков спел арию Роберта из оперы «Иоланта» Чайковского. Оркестром Ансамбля и Русским хором имени А. В. Свешникова были исполнены «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина. Во втором отделении впервые в новом составе прозвучала «Священная война».

    Что было главным? По мнению Геннадия Саченюка, это то, что люди увидели: ансамбль жив! Ведь были разные мнения: а сколько времени нужно, чтобы возродить коллектив? Залогом стремительного успеха стал самоотверженный труд артистов. И – помощь Министерства обороны. Материальная в том числе – к примеру, для новых артистов министерство выделило около 70 служебных квартир.

    2 мая 2017 года ансамбль Александрова выступил на сцене Санкт-Петербургской филармонии. 8 мая – на Поклонной горе. Ну, а 9 мая искусством коллектива наслаждались те, кто пришел на концертную площадку ВДНХ.

    … Геннадия Саченюка часто спрашивают: а как Вы относитесь к тому, что Вам предлагают выступать в «горячих точках»?

    На что он просто отвечает:

    «Нам не предлагают – нам отдают приказ. Несмотря на то, что в наших руках народные музыкальные инструменты — баяны и балалайки, мы люди военные, и все приказы Минобороны выполняем беспрекословно. Куда направят — там и исполним свой служебный долг».

    Александр Губанов
    Источник: webkamerton.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 14 апреля 2018, 06:56
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018