Чтобы помнили: Раднэр Муратов
Люди и судьбы

    Раднэр Муратов родился 21 октября 1928 года в Ленинграде.

    Его отцом был Зиннат Муратов, студент Ленинградского политехнического института. В начале 1930-х годов его отца направили на партийную работу в Татарскую АССР, где он впоследствии стал первым секретарем обкома партии. Там и прошли детские годы Радика, как сам себя называл актер. Другого имени он категорически не признавал.

    В то время Радик Муратов мечтал стать летчиком. Его кумирами были Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков. В 15 лет Радик поступил в Казанскую специальную школу ВВС, которую благополучно окончил в самом конце Великой Отечественной войны, и на фронт уже не попал.

    В 1947 году в жизни Раднэра Муратова произошел крутой поворот. Как он сам рассказывал журналистам, приехал в Москву, шел по городу, попался на глаза кому-то из киношников, получил приглашение поступать во ВГИК, понравился комиссии и поступил. Приняли Радика Муратова с первой же попытки, причем даже не из-за его актерских способностей, а из-за национальности. Во всех средствах массовой информации говорилось о Советском Союзе, как о большом многонациональном государстве, а среди абитуриентов в тот год как раз преобладали юноши и девушки славянской национальности. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он черный», — рассказывал потом Муратов в одном из интервью.

    Во ВГИКе Радику Муратову довелось учиться у знаменитых режиссеров и педагогов Михаила Ромма и Сергея Юткевича. Вместе с ним учились Роза Макагонова, Нина Агапова и Иван Косых. В 1951 году Муратов с отличием окончил ВГИК и был принят Государственный театр киноактера. В те годы штат Театра киноактера был переукомплектован, а спектаклей ставилось немного. Молодой актер оказался практически без работы, несколько лет на сцену он выходил лишь в массовке. А в конце 1950-х годов Театр киноактера и вовсе закрыли из-за отсутствия репертуара.

    Не лучше обстояли дела Раднэра Муратова и в кино. Впервые на экране он появился в 1952 году в биографическом фильме «Композитор Глинка». Но тот крохотный эпизод остался для зрителей незамеченным, так же как и последующие роли в приключенческих фильмах «Застава в горах» и «Богатырь идет в Марто».

    Первый всплеск известности актеру принесла небольшая роль скромного солдата Таксирова в знаменитой комедии Анатолия Граника «Максим Перепелица». Особенно зрителям запомнилась его фраза «Никакой ты не командир», которая впоследствии стала крылатой.

    Тем не менее и после этого ситуация для Раднэра Муратова не изменилась. В кино он снимался, по-прежнему – мало, и исключительно в эпизодах. В какой-то степени причиной тому стала его национальность. Та самая национальность, которая в свое время помогла ему поступить во ВГИК, теперь стала для него камнем преткновения. У режиссеров просто не было для актера подходящего материала.

    В 1960-е годы ситуация несколько улучшилась. И хотя в театре, вновь открывшемся в начале 1960-х годов, и кино — ему по-прежнему доставались исключительно эпизоды, но все-таки это была работа. Одной из лучших ролей Муратова в тот период стала роль татарина Загирова, отлынивавшего от работы в оптимистической драме Михаила Швейцера «Время, вперед!».

    После окончания ВГИКа Раднэр Муратов прожил три года с Изольдой Извицкой, но брак они так и не зарегистрировали. Извицкая — восходящая звезда отечественного кинематографа увлеклась актером Эдуардом Бредуном, и с Муратовым рассталась.

    Муратов недолго оставался один. Вскоре он познакомился, а затем и официально оформил свои отношения с актрисой Театра киноактера Еленой. У супругов родился сын Леонид. Но позже Елена и Раднэр развелись.

    Актер впоследствии рассказывал: «Я вам прямо скажу: тут ничего плохого нету. Я женился, и родился сын. Жена так же, как и я, снималась все время. Я в одном городе, она в другом… И однажды она мне говорит: «Не обижайся. Я тебя совсем не вижу, надо что-то делать». Вот так. Ни ссор, ничего не было».

    Больше Раднэр Муратов не связывал себя семейными узами. Причиной тому стало увлечение скачками. Впервые на ипподром Муратов попал в начале 1960-х годов. Скачки настолько увлекли его, что актер стал пропадать там постоянно. Он неплохо разбирался в лошадях и нередко выигрывал. Но актера постоянно подводил его азарт. Выигранные деньги он тут же ставил на очередной заезд и, в конечном итоге, все проигрывал. Раднэр Муратов все прекрасно понимал, но справиться с этим пагубным увлечением он не мог.

    1971 год стал самым удачным в карьере Раднэра Муратова. Именно тогда он сыграл свою звездную роль — Василия Алибабаевича в комедии Александра Серого «Джентльмены удачи».

    Роль комично-серьезного жулика Васи, который попал в тюрьму за то, что разбавлял бензин ослиной мочой, первоначально должен был сыграть знаменитый Фрунзик Мкртчян. Он уже согласился, но в последний момент вынужден был отказаться, из-за занятости в театре. Тем временем Муратову в этой комедии предложили очередной эпизод – начальника тюрьмы. Актеры Театра киноактера, будучи людьми подневольными, обязаны были соглашаться на любые предложения кинорежиссеров. Особенно это касалось нераскрученных, малоизвестных актеров. Какого же было удивление всех, когда Муратов вдруг отказался от этой роли. Когда же его спросили о причинах отказа, он заявил, что не отказался бы от роли Василия Алибабаевича.

    После некоторого раздумья было решено предоставить Муратову шанс. Пробы прошли удачно, и актера утвердили.

    Муратов позже рассказывал: «Никогда не забуду, как нас опускали в цементный раствор. Я понял: актеры такой народ — если роль хорошая, куда хочешь залезут. Вот наступил этот день, когда нас стали туда опускать. Но оказывается, какой-то не такой цемент, а другой. В общем, цемент нас не принял, он нас выкинул… Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской. И еще она была подкрашена зеленой луковой эссенцией, но все равно состав был такой терпкий, липкий… Помните: «Какой цемент хороший! Не отмывается совсем!» Съемки были под Самаркандом, и там была фабрика, а при ней душевая, и вот только минут через сорок-сорок пять еле мы этот состав кое-как от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в человека, оглянулись, а Вицина нету. Как догадались поднять крышку цистерны?! А он там продолжает булькать. Оказывается, за это время он узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость. Но я-то в этом составе был, жалею, что мало».

    «Джентльмены удачи» принесли Раднэру Муратову бешеную популярность. Но, как ни странно, на карьеру актера это нисколько не повлияло. Муратов по-прежнему оставался все тем же эпизодником, что его, собственно говоря, вполне устраивало. Работы хватало, а денег эпизодники зарабатывали по тем временам неплохо.

    За период с 1971 по 1986 год он снялся в двух десятках картин, среди которых: комедии Леонида Гайдая «12 стульев» (шахматист) и «Не может быть!» (милиционер), комедия Вилена Азарова «Неисправимый лгун» (поливальщик), детективный сериал «Совесть» (Рахимов), приключенческая дилогия «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» (Ахметка), комедия Георгия Данелии «Афоня» (Мурат Рахимов), телесериал «Вечный зов» (Магомедов).

    Но деньги в кармане Муратова не задерживались. Он все так же пропадал на ипподроме. Говорят, что к середине 1970-х годов он проиграл столько денег, что на них можно было купить несколько автомобилей. Своим пристрастием актер распугал всех своих друзей.

    В 1986 году Муратову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Это было последнее приятное событие в его карьере. В 1988 году прекратил существование Театр киноактера, а его больше не приглашали сниматься в кино.

    Последние годы жизни Раднэр Муратов жил на скромную пенсию в однокомнатной квартире на Нагатинской набережной. Точнее говоря не жил, а выживал. В последние годы питался в столовой соцпомощи. Иногда давал там концерты за обед. Сын, как мог, пытался помочь отцу, но Муратов от помощи отказывался.

    Соседка Муратова Надежда Ивановна Карпышева рассказывала: «В 70-е мы вместе получали квартиру в Миннефтепроме. Я там в столовой работала, а он за ордером пришел вместе с Вициным и Леоновым. В министерстве рты раскрыли: «Ой, джентльмены удачи идут»… Вообще наш Алибабаич — скромный, интеллигентный. Я сколько раз предлагала: «Давайте у вас уберу, мне нетрудно». А он: «Нет». А жил-то скромно. В квартире ни мебели, ни холодильника, ни телевизора. Газеты на полу. И спал на двери, снятой с петель. Я подушку с одеялом принесла...»

    Единственным другом, с которым у Муратова сохранялись хорошие отношения, был актер Владимир Протасенко. Он играл в «Джентльменах удачи» в эпизоде, где мужчина на улице встречает Крамарова, своего друга детства, и говорит: «Федя, здорово!».

    «Помню, были мы с ним в творческой командировке в Кабуле, — вспоминал Владимир Федорович. — Жили в одном номере. Поздно ночью я его спрашиваю:

    — Радик, ты чего не спишь?

    А он в ответ:

    — Как же так получилось, думаю. Жену проиграл, она — прелестный человек. Сына проиграл. Дома нет даже одеяла, укрываюсь тем пальто, которое не берут в ломбард… А сейчас я успокоился. Все мы умрем — и весь сказ…

    Радик был игроком, и азартным. Часто это выходило ему боком. На съемках одного фильма он всю дорогу в шахматы обыгрывал режиссера. Ему говорят, остановись, мол, режиссер уже на тебя зуб имеет… И точно. Фильм вышел, а его нет ни в одном эпизоде. Только в конце фильма показывают кладбище, могильную плиту и на ней надпись: «Радик». Режиссер отыгрался. А в 1960-х московские таксисты любили рассказывать историю, как Василий Алибабаевич выиграл на бегах безумную по тем временам сумму — 40 тысяч рублей. Две недели на эти деньги гулял весь ипподром в ресторане «Арагви». А он очнулся потом где-то под забором. В шапке было три рубля...»

    В 2000 году Муратов перенес инсульт, после которого у актера стала отказывать память – у него проявилась болезнь Альцгеймера. Он забывал имена, фамилии, даты и даже простые слова. Нередко актер уходил из дома и терялся на улицах. В интервью, которое он давал журналу «Собеседник», актер не смог вспомнить самостоятельно фамилию Михаила Ромма, режиссера, у которого учился во ВГИКе; забывал не только имена и даты, но и самые простые слова: парк для него был — «там, где все ходят и отдыхают», спектакль — «когда люди покупают билеты и смотрят», столовая — «где кушают».

    Муратова очень смущало его состояние, поэтому он отказывался от разговоров с журналистами. В больнице и реабилитационном центре актер пролежал в общей сложности шесть месяцев. Еще раньше у Муратова начались серьезные проблемы с глазами, но по врачам он ходить не любил, и поэтому в последние годы правым глазом актер ничего не видел.

    Гильдия киноактеров пыталась женщину-послушницу из монастыря к нему приставить. Он наотрез от ее услуг отказался. Сын Леонид попытался после первого инсульта устроить отца в Матвеевский дом ветеранов кинематографии. Раднэр наотрез туда ехать отказался и на сына обиделся. Леонид рассказывал: «Отец дружил с Вициным. Тот был для него как ангел-хранитель, часто его выручал, давая деньги взаймы. Люди талантливые, замкнутые, но сердце у них широкое… Отец часто вспоминал эпизод. Однажды у «Метрополя» кто-то его окрикивает: «Радик! Радик!» Через дорогу машет ему рукой Высоцкий. Подошли друг к другу, обнялись...»

    Впоследствии Леонид несколько раз пытался помириться, но Раднэр не шел на примирение. Тогда сын тайком дворничихе заплатил, чтобы она хотя бы дома у отца прибралась. Тот женщину выгнал. Леонид давал соседкам деньги на курицу, чтобы они супом его накормили. Те сумку с продуктами на ручку двери повесили, но Раднэр Зинятович в сердцах бросил ее в соседскую дверь: «Вы меня нищим считаете?!»

    «Радик Зинятович никого в свою жизнь не впускал, — рассказала Елена Петровна, бывшая жена Муратова. — Когда он был в больнице, его все навещали, мы с сыном предлагали ему убраться в квартире. Но он запретил нам туда без него входить. У него давно своя жизнь, он живет своими принципами, своими мыслями, своим внутренним миром. Это вообще судьба всех актеров, которые остались сейчас не у дел».

    Материальное положение в конце жизни Муратова стало совсем невыносимым, — у него не было ни мебели, ни холодильника, ни телевизора, спал он на снятой с петель двери. Помощи от родных он по-прежнему не принимал. В последний год своей жизни он часто уходил из дома и не мог сам найти обратно дорогу. Соседки актера по площадке рассказывала: «Летом совсем плохо стало с его здоровьем. Терял ключи. Мог надеть разные ботинки. Друг его, артист, приезжал, замок вставлял. Столкнулись раз с Алибабаичем на площадке, я ему комплимент: «Вы — великий артист». Он прямо расцвел. А так иногда обида у него проскальзывала: подзабыли его. Вот, мол, по телевизору фильмы его показывают, а его и не представляют».

    В последний год жизни у него обострилась болезнь Альцгеймера до такой степени, что он не мог найти дорогу домой. В октябре 2004 года Раднэр Муратов в очередной раз потерялся. Милиция обнаружила на улице пожилого человека, худого, в плохой одежде, похожего на бомжа. Он не смог назвать ни своего имени, ни адреса. Стражи порядка некогда популярного актера не узнали и отправили в психиатрическую больницу. Его в бессознательном состоянии доставили в больницу, а затем, с помощью его друга Владимира Протасенко, перевели в 68-ю больницу, где врачи долгое время безуспешно пытались вывести Муратова из комы.

    Раднэр Муратов скончался 10 декабря 2004 года от повторного инсульта и был похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

    О Раднэре Муратове была снята передача из цикла «Как уходили кумиры»:


    Фильмография:
    1952 Композитор Глинка
    1953 Застава в горах
    1954 «Богатырь» идет в Марто
    1955 Ляна
    1955 Максим Перепелица
    1956 Хозяйка гостиницы
    1957 Поединок
    1958 Звероловы
    1958 Трудное счастье
    1959 Хмурый Вангур
    1959 Баллада о солдате
    1960 Дама с собачкой
    1960 Хлеб и розы
    1961 Будни и праздники
    1961 Командировка
    1961 Любушка
    1961 Чертова дюжина
    1963 Непридуманная история
    1963 Закон Антарктиды
    1964 Отец солдата
    1965 Время, вперед!
    1965 Над нами Южный Крест
    1966 Айболит-66
    1966 Дикий мед
    1966 Земля отцов
    1966 Маленький беглец
    1967 Возмездие
    1968 Далеко на западе
    1968 Золотой теленок
    1968 По Руси
    1968 Щит и меч
    1969 Тройная проверка
    1970 Миссия в Кабуле
    1971 12 стульев
    1971 Джентльмены удачи
    1973 Будни уголовного розыска
    1973 Неисправимый лгун
    1973 Нейлон 100%
    1974 Совесть
    1975 Афоня
    1975 Не может быть!
    1975 Пропавшая экспедиция
    1976 Золотая речка
    1977 Садись рядом, Мишка!
    1979 Возвращение чувств
    1979 Маленькие трагедии
    1980 Вечерний лабиринт
    1980 Гражданин Лешка
    1981 Брелок с секретом
    1981 Ришад — внук Зифы
    1981 Смотри в оба!
    1983 Вечный зов
    1985 Законный брак
    1986 Люби меня, как я тебя
    1986 Семь криков в океане
    Источник: chtoby-pomnili.net



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 21 февраля 2018, 09:34
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018