Под звуки нестареющего вальса: Евгения Никандровна Ханаева
Люди и судьбы

    Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в Московской области в городе Богородске (Ногинске).

    Отцом Евгении Ханаевой был известный оперный певец, солист Большого театра Никандр Ханаев, чей талант ценил Сталин, часто посещал его спектакли и приглашал артиста на свои банкеты. Однако, при всей своей известности Никандр Ханаев женился на скромной девушке из Ногинска по имени Ираида, и у них родилась дочь, которую они назвали Евгенией.

    В доме Ханаевых часто собирались известные гости, среди которых были композитор Молчанов, певец Лемешев и художник Герасимов. Детство Евгении проходило в творческой атмосфере, она часто бывала с отцом в Большом театре. Видела все спектакли с участием отца, и сама мечтала о выступлениях на сцене. Но родители были против актерских увлечений дочери, отдавая предпочтение музыке. С Евгенией регулярно занимался учитель-пианист, и она с удовольствием играла и пела.

    По окончанию школы, чтобы не огорчать родителей, Евгения Ханаева поступила на юридический факультет в МГУ, при этом тайно подала документы и в Щепкинское училище при Малом театре. Хитрость дочери быстро раскрылась после того, как коллега из «Щепки» поздравил Никандра Сергеевича с поступлением дочери. В результате Ханаева усердно училась одновременно в двух учебных заведениях — в Щепкинском училище, и в МГУ. «Давно бы тебя отчислил, – говорил ей Константин Александрович Зубов, – если бы не твой талант, в который ты сама не веришь...»

    Начало Великой Отечественной войны прервало учебу Ханаевой. Но в 1943 году Евгения узнала, что открылась Школа-студия МХАТа, который она боготворила. И она начала учиться сначала, с первого курса, несмотря на три предыдущих года учебы в Щепкинском училище. Вместе с Евгенией Ханаевой в студию были приняты молодые, полные надежд и энтузиазма Владимир Трошин, Игорь Дмитриев, Ирина Скобцева, Михаил Пуговкин и Маргарита Юрьева.

    В Школе — студии МХАТа Егения Ханаева влюбилась в Константина Градополова, сына известного спортсмена и киноартиста. Молодой человек ответил ей взаимностью, и все годы учебы они не расставались. Друзья считали их супругами, но они расстались, и в жизни Ханаевой появился экономист Анатолий Успенский, сын главного бухгалтера МХАТа. Они встретились на одном из мхатовских вечеров отдыха, танцевали, встречались, дело дошло до предложения руки и сердца, но родители обеих сторон их брак не одобрили. Родители одной из сторон заявляли: «Он не нашего круга. Это все несерьезно». Другие не оставались в долгу: «Бог мой! Неужели не мог найти, кого покрасивее?». Тем не менее, свадьба состоялась, и в 1953 году у Евгении Ханаевой родился сын Владимир.

    Семейная жизнь нисколько не мешала актерской карьере Ханаевой. Первых студийцев МХАТа не учили — их воспитывали. Каждую неделю приходили известные мхатовские актеры, беседовали с молодыми актерами, рассказывали о жизни и театре, выслушивали мысли молодого поколения, приглашали участвовать в розыгрышах сцен и эпизодов. За прилежное обучение Евгения Ханаева на третьем курсе была удостоена персональной стипендии имени Чехова. Несмотря на это ее педагоги говорили: «Женя, помни одно: с твоей внешностью на героинь можешь не рассчитывать». Действительно, внешние данные Ханаевой совершенно не соответствовали ее актерским качествам. Тем не менее, окончив студию в 1947 году, Евгения Ханаева стала актрисой МХАТа.

    Ханаева была всесторонне образованной и талантливой актрисой, прекрасно пела и танцевала. Она была занята в спектаклях «Домби и сын» В 1949 году, «Мещане» в 1949 году, «Плоды просвещения» в 1951 году, «Золотая карета» в 1957 году, «Зимняя сказка» и «Юпитер смеется» в 1958 году, «Кукольный дом» в 1960 году, «Мария Стюарт» в 1962 году и «Чайка» в 1968 году.

    Но большие роли актрисе предлагали редко, в основном она играла в эпизодах. В театре постоянно появлялась молодежь, и ровесникам Ханаевой, послевоенному мхатовскому поколению нечасто доставались роли. Ситуация изменилась с приходом в МХАТ нового руководителя — Олега Ефремова, который ранее неоднократно приглашал актрису в «Современник», предлагая работать вместе. Но Ханаева отвечала: «Извините, но я не верю в эти самодеятельные начинания. Я предана только МХАТу!»

    Ефремов дал Евгении Ханаевой ощутить полную свободу и раскрепощение. Ее ожидание окупилось сторицей – она начала играть классику, современную драму, комедию и гротеск.

    В кино Евгения Ханаева впервые появилась в 1966 году в фильме «Человек без паспорта» режиссера Анатолия Бобровского. Роль почтовой работницы Клавочки была эпизодической, и фамилия исполнительницы в титрах отсутствовала. А в 1972 году состоялся официальный дебют Евгении Ханаевой на киноэкране. Она сыграла роль экономки Эльзы Ивановны в фильме «Монолог» Ильи Авербаха. Авербах снимал кино «по-театральному» – с репетициями, но начинающей киноактрисе все равно многое казалось трудным и непонятным. Ее выручил Михаил Глузский, игравший профессора Сретенского. Он посоветовал: «Женечка, представь, что ты давно и тайно в меня влюблена и мечтаешь уйти на край света, потому что я твоих чувств не замечаю». И роль в «Монологе» у Ханаевой удалась.

    После съемок в «Монологе» актрису пригласили на роль Августы Яковлевны в лирическую драму Аян Шахмалиевой «Странные взрослые». Позже Ханаева сыграла Зинаиду Петровну в служебной драме «… И другие официальные лица» и Гизеллу в политическом памфлете «Жизнь и смерть Фердинанда Люса».

    Но самой известной ролью Ханаевой стала роль учительницы Марии Васильевны Девятовой в картине Владимира Меньшова «Розыгрыш». Поначалу актриса отказывалась от съемок в фильме — она думала, что не готова к такой большой работе. «Походите по театрам, посмотрите других актрис», – предложила она Владимиру Меньшову при встрече. Но тот настоял на своем, и Ханаева согласилась на съемки. Вышедший на экраны фильм имел большой успех, собрав в прокате 1977 года почти 34 миллиона зрителей, а в 2008 году был снят ремейк картины.

    Большой вклад в успех фильма внесла Евгения Ханаева. Ее Мария Васильевна Девятова была настолько достоверна и понятна зрителям, что зрители воспринимали актрису так же, как и ее героиню. После выхода фильма на киностудию и в театр приходило огромное количество писем – ей писали учителя, ученики и их родители. «Но я же не педагог! Я актриса!» – пыталась возражать Ханаева. Но все было бесполезно. «Учительская газета» приглашала актрису принять участие в дискуссии о системе народного образования, съезд учителей попросил актрису занять место в президиуме, у нее брали интервью и просили писать статьи. Позже Владимир Меньшов сказал: «Кино много потеряло, что не открыло ее раньше. Я счастлив, что эта честь принадлежит именно мне».

    С 1977-го по 1987-й годы Евгения Ханаева активно снималась. У актрисы сложилось в кино амплуа резкой, эксцентричной особы, твердо верящей в свою правоту и не терпящей пререканий. Ханаева сыграла мать оператора Рачкова из фильма «Москва слезам не верит», которая убеждена, что прекрасно знает жизнь и может давать советы даже тем, кто ее об этом не просит. Ее Анна Романовна из комедии «Старый Новый год» называла себя «старым работником культуры». Евгения Ханаева успешно создавала и другие образы. Ее Изольда Тихоновна, героиня фильма «По семейным обстоятельствам», опекала своего престарелого сына, но вскоре сама становилась невесткой и превращалась в хрупкую, нерешительную женщину. Вызывала смех зрителей бывшая школьная учительница Татьяна Васильевна из комедии «Блондинка за углом». Актриса так же запомнилась зрителям по фильмам «Волшебный голос Джельсомино» (тетушка Кукуруза), «Берегите мужчин!» (представитель фирмы «Ты-мне, я-тебе», производящей электронные приборы и ткань «фуфлон»), «4:0 в пользу Танечки» (Зоя Александровна), «Мать Мария» (мадам Ланже). Всего актриса снялась в 27 фильмах за 10 лет.

    Владимир Меньшов рассказывал: «Она была скромнейшим, тишайшим человеком, чем все бессовестно злоупотребляли. Актеры приходили на площадку и сразу начинали ставить свои условия — кого снимать первым, сколько времени они вообще сегодня могут уделить и т.д. На том же «Розыгрыше» Ханаева уже сидела загримированной в 9 утра, а работать начинала только к обеду. И лишь однажды она не на шутку взвилась. Устроила такой разнос, что мне стало очень стыдно. Я ведь думал — ну сидит человек, никуда не торопится, и даже не сообразил, что передо мной просто очень интеллигентная, хорошо воспитанная женщина...»

    В театре Евгения Ханаева влюбилась в актера Льва Иванова, который был партнером Евгении Никандровны в нескольких спектаклях. Они много работали вместе и влюбились друг в друга. Евгения Никандровна оформила развод с Анатолием Успенским, и оставила ему сына, с которым бывший муж попросил жену не встречаться. Ханаева рассталась с семьей, несмотря на то, что Иванов не мог быть рядом с ней, так как был не в состоянии бросить больную жену. В результате, уйдя из семьи, Евгения Никандровна жила одна. Актриса снималась в трех-четырех фильмах за год, достаточно зарабатывала, в ее квартире появились картины Шишкина, Поленова и Жуковского. Она стала коллекционировать фарфор и старинные часы. Ее часто приглашали на творческие встречи.

    В отсутствие съемок или репетиций она с удовольствием занималась хозяйством, делая все безупречно — шила, вязала, великолепно готовила, следила за чистотой и порядком в квартире. Любила бывать на даче. Настоящей страстью Ханаевой было вождение автомобиля. Однажды ее отец подарил ей «Жигули» и она прекрасно их водила. К сожалению, любовь к вождению автомобиля стала для актрисы роковой. Однажды во время резкого торможения автомобиля голова актрисы слишком резко откинулась назад, острая боль пронзила все тело – и актриса получила травму позвоночника. Через несколько дней боль прошла, но спустя полтора года возобновилась, и больше не утихала — не помогали ни мази, ни массаж, ни какое-либо иное лечение. Несмотря на проблемы со здоровьем, Евгения Ханаева продолжала работать. Выходя на сцену, и приезжая на съемки, она превозмогала сильные боли. Евгения Никандровна пробовала обращаться к экстрасенсам, но и они не могли ей помочь, и в последний год своей жизни актриса даже не могла выспаться из-за преследовавшей ее боли. Она обратилась к хирургу Канделю, который вынес вердикт: «Операция будет сложная и, к сожалению, небезопасная, только пятьдесят процентов за успех. Или – или».

    Во время болезни Евгения Ханаева связалась с сыном. Владимир приходил на ее спектакли. Отец одобрял его встречи с матерью, интересовался ухудшающимся здоровьем Евгении Никандровны.

    Операция была проведена в октябре 1987 года. В это же время вышел указ правительства о присвоении Ханаевой звания народной артистки СССР. Эту новость в больницу после операции принесли ее коллеги из театра. Доктор сообщил актрисе: «Евгения Никандровна, вы получили звание народной артистки Советского Союза. Если вы меня слышите, пожмите мне руку...» Немного постоял у кровати, держа ее ладонь в своей, а потом повернулся к актерам: «Она слышит...». Но друзьям показалось, что доктор их только успокаивает.

    8 ноября 1987 года Евгения Ханаева, не приходя в сознание, скончалась.

    Евгения Ханаева похоронена на Введенском кладбище рядом с отцом.

    О Евгении Ханаевой был снят документальный фильм «Под звуки нестареющего вальса»:

    Источник: chtoby-pomnili.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 17 ноября 2017, 09:10
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017