Чтобы помнили: Юрий Каморный
Люди и судьбы

    Юрий Каморный родился 8 августа 1944 года в городе Алапаевске в Свердловской области.

    Он хорошо учился в школе, был очень веселым и заводным молодым человеком, благодаря своей маме – учительнице английского языка, хорошо знавшим английский. После окончания средней школы Каморный успел попробовать свои силы в большом количестве профессий — он работал монтажником, почтальоном, высоковольтником и даже успел поплавать в качестве моториста на каботажных судах по Баренцеву морю. Но хотел стать именно актером.

    В 1962 году Юрий зашел на экзамены за компанию с приятелем в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. «С таким лицом – и быть просто «болельщиком»?! – возмутился Зиновий Корогодский, режиссёр ленинградского ТЮЗа, сидевший в приёмной комиссии. – Вы должны учиться на моём курсе!» Каморный воспользовался предложением и поступил в ЛГИТМиК, где оказался одним из самых талантливых и дисциплинированных студентов. Его общительный характер позволял ему стать душой любой компании, он был очень музыкален, играл на разных инструментах, начиная от гитары и заканчивая гармошкой. И благодаря своим способностям Каморный, еще будучи студентом, обратил на себя внимание разных режиссеров.

    В 1965 году режиссер Юлиан Панич пригласил молодого актера на главную роль в картину «Проводы белых ночей», в которой Каморный сыграл журналиста Валерия. Но из-за отъезда на Запад режиссера фильм положили на полку и показали лишь двадцать лет спустя. Но спустя короткий промежуток времени способности Каморного вновь оказались востребованы. В 1966 году режиссер Михаил Богин пригласил Каморного на одну из главных ролей в советско-польскую картину «Зося».

    Во время съемок сцены переправы один из фугасов, закреплённых под водой, взорвался под плотом, на котором «лейтенант» Каморный переправлялся через реку со своими бойцами, и актёр попал в госпиталь.

    В прокате фильм имел большой успех у зрителей, а исполнительница главной роли польская актриса Пола Ракса, по опросу читателей журнала «Советский экран», будет названа лучшей иностранной актрисой 1967 года.

    Во время съемок «Зоси» между Каморным и Раксой завязались отношения, которые едва не закончился браком. Это неудивительно, так как Каморный имел огромный успех у женщин. Вскоре он женился на молодой актрисе Ирине Петровской, а в 1967 году у них родилась дочь Полина.

    Окончив институт в том же 1967 году, Каморный попал в труппу Ленинградского ТЮЗа, которым руководил Корогодский, относившийся к Юрию с большой симпатией. Позже 3иновий Корогодский рассказывал: «Это актеры, которых можно бросать вплавь в любом направлении: и в психологический театр, и в фарсовый, и в площадной – куда угодно. И они выстоят. Антонина Шуранова, Георгий Тараторкин, Ирина Соколова… Покойные Александр Хочинский, Юрий Каморный – талантливейшие люди. Это все дети. Они разные, и трудные тоже бывают любимыми. Многие еще со мною, но многих я потерял – жизнь унесла. Николай Лавров, Юрий Каморный, Саша Хочинский, Кирилл Филинов, Яков Степанов, Михаил Фокин… Я вспоминаю о них с благодарностью, что они были».

    Каморный активно совмещал работу в театре со съемками в кино. Он снялся в картине «Освобождение» с 1968-го по 1971-й годы, «Карантин» в 1969 году и «Кремлевские куранты» в 1970 году. Но в 1970-е годы творческая судьба Каморного в театре начала складываться более успешно, чем в кино. Он играл роли в спектаклях «Хозяин», «Наш цирк» и «Глоток свободы». Лучшей его работой в ТЮЗе стала роль Ризположенского в спектакле Льва Додина «Свои люди – сочтемся».

    Масштабных ролей в кино Каморному практически не предлагали. В основном его приглашали играть красивых, удачливых молодых людей — покорителей женских сердец и суперменов. Но фильмов, в которых он снимался в закрепившемся амплуа, было много — «Рудобельская республика», «Люди на Ниле», «Дверь без замка», «Будни уголовного розыска», телевизионный фильм «Быть человеком», «Стрелы Робин Гуда».

    В начале 1970-х годов распался первый брак артиста, и он какое-то время жил в тесной гримуборной ТЮЗа, оставив квартиру бывшей жене и дочери. В 1972 году он познакомился на съемках фильма «Дверь без замка» с Адой Ставиской — студенткой юридического факультета ЛГУ. Эта девушка в течение нескольких лет сопровождала Юрия во всех его киноэкспедициях, оказывала моральную поддержку и заботилась о его здоровье. Актер к тому моменту перенес две операции — у него было ущемление грыжи и спаечная болезнь.

    В 1976 году Каморный ушел из ТЮЗа и устроился в штат Театра-студии киноактера при «Ленфильме» где ему вскоре выделили 12-метровую комнату в коммуналке в доме на улице Салтыкова-Щедрина. У актера также была дача в Соснове, собственный катер, который он купил у Товстоногова, и богатая коллекция холодного оружия. Собирать которую он начал, будучи студентом, подрабатывая в милиции оружейным мастером. Коллекция насчитывала порядка тридцати экземпляров разных видов оружия, которым сам актер прекрасно владел — шпаги, сабли, кинжалы и ножи. Был даже наган, который Каморный любил чистить, собирать и разбирать. Но не стрелять. При всей своей любви к оружию, сам Юрий применять оружие на практике не любил. В жизни он был очень жалостливым человеком. Однажды привёз домой собаку после очередных съёмок, для которых купили шесть ездовых лаек, и после того, как собаки «отработали» своё, их решили сдать в лечебницу для медицинских экспериментов. Одну из них Каморный и спас от верной смерти, привезя домой. Он называл собаку Гаврилой или Гошкой, и пес прожил у него четыре года.

    Каморный продолжал активно сниматься в кино, и на экраны страны ежегодно выходили фильмы с его участием. Среди них были картины «Птицы наших надежд» в 1977 году, «Посейдон» спешит на помощь» в 1978 году, «Голубые молнии» и телефильм «Звон уходящего лета» в 1979 году. Каморный работал над ролями самоотверженно, часто рискуя во время съемок. Ассистент режиссера Борис Урецкий вспоминал: «Юра все делал в кадре сам. Принципиально! Утверждают его на роль танкиста в «Освобождении». Он ставит условие: «Я должен наездить сто часов в танке за рычагами управления». Ему говорят: «Вы же не механик-водитель в кадре». Он: «Я должен почувствовать машину, слиться с ней». Хорошо — наездил триста. Но, зато, каков он в эпизоде битвы под Прохоровкой! Красавец лейтенант смотрит в триплекс, слитый с башней. Танк прыгает как живой с холма, и командир – «вылитый танкист». Зрелище! Восторг!»

    Каморный сам прыгал с парашютом и занимался верховой ездой. Перед съемками в фильме «Голубые молнии» актер месяц жил в казарме воздушно-десантных войск, вживаясь в роль. Ломал ребром ладони кирпичи, делал сальто и кидал ножи. В фильме «Карантин» он исполнил песню Владимира Высоцкого «Давно смолкли залпы орудий»:

    Давно смолкли залпы орудий,
    Над нами лишь солнечный свет, —
    На чём проверяются люди,
    Если войны уже нет?
    Не ухнет уже бронебойный,
    Не быть похоронной под дверь,
    И кажется — всё так спокойно,
    Негде раскрыться теперь...


    Потом судьба его не раз сталкивала с Высоцким — пробуясь в «Опасные гастроли», Каморный нарочно плохо сыграл, чтобы роль досталась Высоцкому, которого не хотели утверждать на съёмки. Хотя в «Стрелах Робин Гуда» именно Каморный, а не Высоцкий, как планировалось, сыграл Шута.

    В 1979 году прекратились отношения Каморного с Адой Ставиской. Ада рассказывала: «Мы прожили около десяти лет… ребёнок без Юры был мне не нужен, ребёнок с Юрой – другая проблема… К тому же Юра не совсем здоровый человек, и я отдавала себе в этом отчёт… трудное детство, две операции. Потом он пил – и довольно много… Он хотел, чтобы я занималась только его жизнью. Я ездила с Юрой в экспедиции, работала, где могла устроиться: администратором, замдиректора картины. Бесконечные съёмки, города, концерты, гостиницы…».

    Ада продолжала оставаться его другом, помогала в трудных ситуациях, выручала материально, устраивала в больницы. Она рассказывала: «Юра был предрасположен к алкоголю, болен этой болезнью, а лечиться не хотел. Хотя у него имелось достаточно силы воли, чтобы сказать: «Я не пью с этого дня!» И отодвинуть рюмку. И действительно, месяца три вообще не пить, не брать в рот ни капли. А потом начинался запой… И всё это отражалось на психике… Здоровье кончилось».

    В 1980 году Каморному было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Количество режиссеров, желающих снимать его, не уменьшалось. В 1980-1981 годах он снялся сразу в двух главных ролях — в художественном фильме «Правда лейтенанта Климова» и телефильме «Игра без козырей». В одной из картин он прекрасно сыграл морского офицера, в другой — главаря банды. Последняя роль ему особенно удалась — он выглядел настоящим суперменом со всем набором необходимых атрибутов: владел карате, покорял женщин и мастерски играл в карты. Во время работы в этой картине, съемки которой проходили в Литве, Каморный познакомился с молодой гримершей местной киностудии и привез ее с собой в Ленинград.

    15 ноября 1981 года Каморному была выделена отдельная квартира, но переехать туда он не успел. 27 ноября 1981 года Юрий Каморный был застрелен сотрудником милиции в собственной коммунальной квартире. Озвученные впоследствии версии гибели, а точнее – убийства Каморного, странны, противоречат друг другу, и не вызывают ни малейшего доверия.

    По версии автора Федора Раззакова, в полдень 27 ноября 1981 года соседи Каморного по коммунальной квартире внезапно услышали женские крики, доносившиеся из его комнаты. Они заглянули к Каморному, увидели девушку в углу и Каморного на тахте, который держал в каждой руке по кинжалу. Решив, что актер впал в белую горячку, соседи вызвали врача-нарколога. Тот взял нескольких милиционеров из Дзержинского РОВД. Когда они прибыли к месту происшествия, Каморный размахивал кинжалами и никого к себе не подпускал. Милиционеры сделали два предупредительных выстрела вверх. Одна из пуль срикошетила и попала девушке в руку. Третий выстрел был произведен в актера и попал в бедренную артерию. Буквально через несколько секунд Каморный скончался. Позже экспертиза установила, что в крови у погибшего актера алкоголя не было.

    Другой автор — Михаил Веллер в книге «Легенды Невского проспекта» пишет, что актер, наоборот – находился в состоянии алкогольного опьянения, и соседи пригласили проходившего мимо милиционера, который, увидев Каморного, приставившего к горлу женщины нож, произвел выстрел, ранивший ее в бедро. Второй выстрел попал актеру в лоб. После этого милиционер произвел третий выстрел в потолок. Позже милиционера спасли на суде показания соседей Юрия, которые были рады избавлению от шумного соседа.

    Есть и еще одна версия произошедшего, прозвучавшая в комментариях к одному из постов о Каморном в сообществе «Чтобы помнили». Согласно этой версии Каморный встретил нового участкового с ножом в руке. Участковый не знал ничего о дружбе актера с коллегами и испугался, выстрелил в воздух, а потом в Каморного, попав в бедренную артерию. Дело замяли как несчастный случай.

    Ясно одно – в крохотной комнате коммунальной квартиры актер был убит сотрудником правоохранительных органов, материалы следствия не были преданы огласке, а виновные не понесли никакого наказания. Более того — власти не захотели портить имидж советской милиции, прессе было запрещено сообщать любую информацию об убийстве Каморного, вплоть до некрологов. Многие друзья и коллеги актера долгое время не знали, что Юрий Каморный погиб.

    В морг Боткинской больницы, где лежало тело артиста, проститься с ним пришли всего несколько человек, среди которых была мать актера Галина Федоровна Сухорукова. Она увезла тело сына на родину — в Старую Руссу, где похоронила его на городском кладбище. Долгое время о том, что под заросшим травой холмиком покоится известный в стране артист, знали только ближайшие родственники. Мать Юрия хранила тайну захоронения 12 лет, боясь сплетен вокруг имени сына, и запретила близким обозначить его имя на могиле. О месте захоронения говорили только цветы, которые родные и близкие актера приносили к земляному холмику. Когда мама Каморного умерла, ее похоронили рядом с сыном, а дядя Юрия — Николай Алексеевич Сухоруков, поставил на могиле актера и его матери небольшой памятник. К странным фактам можно отнести дату смерти актера, указанную на установленном спустя 12 лет памятнике. На нем указан в качестве года смерти 1982 год.

    «Он был молод, красив и безмерно талантлив. Как же могло все быть у него хорошо. Как должно было быть хорошо! Ах, судьба...» — так сказал о своем трагически погибшем товарище актер Александр Хочинский. Именно с его воспоминаний о Юрии Каморном начинается прекраснейшая авторская программа Леонида Филатова «Чтобы помнили». Посмотрите ее обязательно, так как прочитанный в этом посте текст – лишь сухое предисловие к этой замечательной передаче.


    Фильмография:
    * Зося (Польша, СССР) (1966) главная роль: Михаил, старший лейтенант, начальник штаба
    * Карантин (1968) роль: Игорь Лозицкий
    * Освобождение (1968, 1970, 1971) роль: лейтенант Васильев, танкист
    * Проводы белых ночей (1969) главная роль: журналист Валерий
    * Кремлевские куранты (1970) роль: Александр Михайлович Рыбаков
    * И был вечер, и было утро… (1970) роль: мичман
    * Люди на Ниле | Those People of the Nile (Египет, СССР) (1971) главная роль: Кузьмин, советский инженер
    * Рудобельская республика (1971) роль: Рогович
    * Петерс (1972) роль: Лиманов, белогвардейский агент
    * Люди на Ниле | Those People of the Nile | Al-nass wal Nil (Египет, СССР) (1972) главная роль: Кузьмин, советский инженер
    * Вера, Надежда, Любовь (1972) роль: Василий Королев
    * Дверь без замка (1973) главная роль: Пётр, муж, молодой капитан теплохода «Касимов»
    * Быть человеком (1973) роль: Борис Королев
    * Будни уголовного розыска (1973) главная роль: Олег Александрович Таранцев
    * Веселый калейдоскоп (киноальманах) (1973) новелла «Качкин едет в санаторий»
    * Странные взрослые (1974) роль: Юра, жених Риты, моряк
    * Сергеев ищет Сергеева (1974) главная роль: Илья Петрович Сергеев, старший лейтенант милиции, новый участковый
    * Верный друг Санчо (1974) роль: отец Риты
    * Стрелы Робин Гуда (1975) роль: Клем, шут шерифа сэра Ральфа Ноттингемского, сын Безмозглого
    * Родимый край (1975)
    * Призвание (1975) главная роль: Игорь Борисович Мельников, известный велогонщик-тренер
    * Птицы наших надежд (1977) роль: Амир
    * Гармония (1977) главная роль: Герман Алексеевич Бакланов, молодой дизайнер
    * «Посейдон» спешит на помощь (1977) роль: Щербань Игорь Сергеевич, капитан «Кайры»
    * Супруги Орловы (1978) роль: Илья Кисляков, гармонист, подмастерье иконописной мастерской
    * Лес, в который ты никогда не войдешь (1978) роль: Пётр Николаевич
    * Голубые молнии (1978) роль: Копылов, командир десантной роты
    * Я буду ждать… (1979) роль: Петрович, тренер по дзюдо
    * Поэма о крыльях (1979) роль: Громов Михаил Михайлович, летчик
    * Инженер Графтио (1979) роль: Аксентьев, инженер
    * Звон уходящего лета (1979) роль: Александр Лихота
    * От Буга до Вислы (1980) роль: Дубинин
    * Клоун (1980) роль: Михаил Раскатов, воздушный акробат
    * 20-е декабря (1981) роль: Антон Железняк
    * Правда лейтенанта Климова (1981) главная роль: Евгений Васильевич Степанов,
    * капитан 2-го ранга, командир подводной лодки
    * Игра без козырей (1981) главная роль: Томас Визбарас, «Маэстро», главарь банды

    Андрей Гончаров
    Источник: chtoby-pomnili.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 09 сентября 2017, 09:39
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018