Солдаты Победы: Антонина Васильевна Лебедева
Люди и судьбы

    Кто не знает в Москве старейший металлургический завод «Серп и Молот», отметивший в 2003 году, своё 120 летие? Но не все знают, что ещё в Марте 1922 года при заводе была создана школа фабрично — заводского ученичества ( ФЗУ ). Сегодня это СГПТУ № 53 имени Героя Советского Союза П. М. Вострухина. Есть там комната боевой славы 1-го Гвардейского Минского истребительного авиационного корпуса. Среди прочих экспонатов — стенд «Полёт в бессмертие», посвящённый воспитаннице Осоавиахима Антонине Лебедевой.

    До войны она училась в Московском университете и была инструктором одного из столичных аэроклубов. С первых дней Великой Отечественной войны настойчиво добивалась и, наконец — то, добилась направления в действующую авиационную часть, стала умелым и мужественным воздушным бойцом. Свою боевую деятельность начала в составе 586-го женского истребительного авиаполка, защищая от налётов небо Саратова.

    Затем, в составе звена девушек — лётчиц, добилась перевода в 434-й авиаполк, защищавший небо Сталинграда. Вспоминает один из пилотов этого полка, Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Баклан:

    «Иногда моей ведомой во фронтовой обстановке была Тоня Лебедева. На земле на неё посмотреть — маленькая, хрупкая девчушка. А в воздухе никогда бы не подумал, что рядом — »слабый пол", чаще же всего попросту забывал об этом. Пилотировала Тоня уверенно, мои указания выполняла чётко и своевременно. И лишь тогда вспоминалось, кто твой ведомый, когда услышишь, бывало, по радио тонкий взволнованный голосок, предупреждающий об опасности.

    После выполнения боевого задания подойдёт ко мне Тоня в лётном комбинизоне и шлемофоне, что не мешает ей снова превратиться в девушку — подростка, козырнёт миниатюрной своей ручкой и спросит с затаенной тревогой: «Разрешите получить замечания ?»

    А какие могут быть замечания? Отвечаю ей с полной искренностью, без всякой натяжки: «Отлично! Так держать!..»

    В воздушных боях отважная девушка сбила, лично и в группе с товарищами, 3 вражеских самолёта. Так, в Декабре 1942 года в воздушном бою в районе Великих Лук, Тоня Лебедева оторвалась от своего ведущего. Вскоре к ней пристроился лётчик другого полка. Тоня, выполняя функции ведущего, решительно атаковала противника. В этом бою Лебедева со своим незнакомым ведомым сбили вражеский самолёт.

    10 Января 1943 года в воздушном бою в том же районе Тоня Лебедева оказалась одна против двух истребителей противника. Девушка смело вступила с ними в бой и уничтожила один Ме-109. Самолёт Лебедевой тоже получил серьёзные повреждения. Отважная девушка на подбитой машине искусным маневром ушла из — под атаки и произвела вынужденную посадку на фюзеляж вне аэродрома на своей территории.

    С лета 1943 года Антонина Лебедева воевала в составе 65-го Гвардейского истребительного авиаполка. В ожесточённых воздушных боях на Орловском направлении вместе со своей подругой Клавой Блиновой, она принимала самое активное участие, делая по 2 — 3 боевых вылета в день. 17 Июля 1943 года в неравном бою четвёрки наших лётчиков с 30 вражескими самолётами, парторг эскадрильи Антонина Лебедева была сбита и её судьба долгое время оставалась неизвестной. Клавдия Блинова также была сбита над территорией противника, попала в плен, но через дырку в полу вагона бежала, возглавив группу пленных лётчиков.

    В архиве сохранилось фронтовое письмо адьютанта эскадрильи отцу Антонины Лебедевой:

    «Здравствуйте, Василий Павлович! Получил Ваше письмо с просьбой рассказать о судьбе Тони. На Вашу просьбу я сейчас ничего точного ответить не могу, а что было раньше известно о Тоне, то напишу.

    После освобождения города Орла мне стало известно, что Тоня находилась в госпитале и после эвакуации её увезли немцы. Работники этого госпиталя рассказывали, что, когда её допрашивали немецкие офицеры, она вела себя как большевик и патриот Родины. И когда они ей сказали: „Мы всё равно победим“, — она им плюнула в лицо. После этого нам ничего о ней неизвестно. Все наши боевые товарищи не забыли о Тоне и никогда не забудут — ведь она была исключительно смелая, храбрая и инициативная в бою лётчица, имела на своём счету 3 сбитых самолёта противника. Память о Тоне мы чтим в своих сердцах. До свидания.

    Пестряков Евгений Иванович, п / п. 35428»


    Однако, уже после войны, история получила неожиданное продолжение. В 1982 году группо орловских следопытов, в составе которой был и Вадим Анатольевич Бухвостов, участвовала в раскопках самолёта, упавшего летом 1943 года возле села Бетово Болховского района Орловской области. По некоторым сведениям, этот самолёт мог принадлежать лётчику авиаполка «Нормандия» Андриену Бернавону. В ходе раскопок были извлечены останки лётчика, его парашют, пистолет, нож и документы. Среди прочих, в документах были полётная и медицинская книжки, где чётко было прописано имя обладателя: Лебедева Антонина Васильевна. Больше того — в останках пилота следопыты нашли шлемофон, с фрагментами черепа и двумя девичьими косичками. Кроме того, были найдены пулемёт с отлично сохранившимся номером и некоторые специфические части деталей самолёта с заводскими номерами и клеймами.

    В УВД города Орла, куда передали документы для проверки, подтвердили, что документы принадлежат именно А. В. Лебедевой. Ещё были найдена записная книжка, в которой обнаружены тезисы, приготовленные, по-видимому, к комсомольскому собранию. Тоня ведь была секретарём парторганизации эскадрильи и готовилась выступить перед молодыми лётчиками. Графическая экспертиза подтвердила, что эти записи принадлежат именно Антонине Лебедевой.

    На перезахоронении лётчицы присутствовал бывший командир 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса Генерал — лейтенант Е. М. Белецкий, который привёз подтверждение из архивных источников о том, что именно здесь был последний вылет Антонины на боевое задание, из которого она 17 июля 1943 года не вернулась.

    В том же бою погибли и её товарищи по звену, возглавлял которое Герой Советского Союза Г. Г. Гуськов (его самолёт тоже достали в ходе предыдущих раскопок).

    Могила А. В. Лебедевой находится сейчас в бывшем совхозе «Вязовский» Болховского района Орловской области. Там установлен обелиск, выполненный из бронеспинки её же самолёта. На церемонии перезахоронения присутствовали сам Белецкий и её однополчане по 65-му Гвардейскому авиаполку. А также родные — сестра Мария Васильевна Жулева из Москвы.

    Откуда же взялась версия о её пленении? Почему в 1943 году адъютант комэска Е. И. Пестряков написал отцу Тони, что ему стало известно о пленении его дочери, о её мужественном поведении в госпитале и так далее? Зачем этот человек оболгал Тоню?.. Непонятно! Члены поисковой группы дважды пытались с ним встретиться, но Пестряков отмолчался. Были найдены люди из персонала госпиталя, работавшего в оккупированном Орле, но никто не подтвердил нахождения в госпитале никакой девушки — лётчицы. А информация Пестрякова, между тем, стала официальной и тем самым самым вычеркнула имя Тони из списков павших героев. Сегодня всем известно, КАК относились в то время к пленным. Поэтому сестра Антонины, Мария Васильевна, в своей речи на перезахоронении, подчеркнула, что сейчас, наконец-то, ВОССТАНОВЛЕНО доброе ИМЯ этого человека.

    В городе Орле, в местном музее (ул. Фомина, д.8.) находятся личные вещи А. В. Лебедевой, найденные при раскопках: пистолет ТТ, парашют, документы. Подробности этих раскопок и судьба Антонины Лебедевой описаны в небольшой книжке — повести Г. Майорова, тогда корреспондента газеты «Орловский комсомолец», который тоже был на раскопках. Повесть называется «Без вести пропавшим не считать». Там есть и фотографии с раскопок. Книга выпущена в 1985 году Приокским книжным изданием (город Тула) в количестве всего 8000 экземпляров.

    На мемориальной доске биологического факультета нет имени Антонины Васильевны Лебедевой. И на стендах с фотографиями военных лет вы не увидите улыбчивого девичьего лица в шлеме летчика… Антонина Лебедева училась на втором курсе, когда решила заниматься в Московском аэроклубе. Было это в 1936 году.

    Когда началась война, двадцатипятилетняя Тоня Лебедева была уже опытным пилотом. Одной из первых пришла она в 586-й женский истребительный полк Марины Расковой. Из полка ее с подругой, как лучших летчиц перевели в 65-й гвардейский истребительный полк. 17 июля 1943 года она не вернулась с боевого задания.

    39 лет о судьбе Антонины Лебедевой ничего не было известно. Ее считали пропавшей без вести. Но ее родные не теряли надежды. Поиски продолжала ее сестра Мария, тоже летчица. В военных архивах узнать ничего не удалось. Тогда на помощь пришли комсомольцы города Орла, где при станции юных туристов была организована поисковая группа «Дорогой отцов». Организовала ее работник станции Г. В. Малюченко. В поисках активное участие приняли секретарь горкома комсомола города Орла Ю. Кондрашев, комсомолец Н. Минашкин. И вот что они узнали.

    Местные жители рассказали о случае, который произошел летом 1943 года. Над деревней Бетово был сбит наш самолет. Низко промчавшись над землей, он упал в болото за околицей. Предполагалось, что пилотом его был французский летчик из эскадрильи «Нормандия-Неман», сражавшейся в этих местах. Когда в начале 1982 года состоялся запуск космического корабля с французским космонавтом на борту, орловские комсомольцы решили поднять останки погибшего самолета. Пилотом оказалась женщина.

    По обломкам самолета, по личному оружию, по чудом сохранившимся документам было установлено, что над деревней Бетово разбился истребитель ЯК-9, самолет Антонины Лебедевой. Это случилось в дни Орловско-Курской операции, в июле 1943 года. Группе под командованием Героя Советского Союза гвардии лейтенанта Гуськова, в которую входили летчики Пономарев, Альбинович и Лебедева, было приказано прикрывать наземные войска. Четверка наших истребителей встретилась с тридцатью вражескими самолетами. Из этого боя никто не вернулся.

    17 августа 1982 года на территории совхоза «Вязовский» Волховского района Орловской области неподалеку от братской могилы была похоронена летчица Антонина Лебедева.

    Побывали в деревне Бетово ветераны авиационного корпуса — однополчане Лебедевой. И среди них — генерал-лейтенант авиации в отставке Евгений Михайлович Белецкий, бывший командир корпуса. Он помнит веселую, общительную девушку, какой была Тоня Лебедева. В своей эскадрилье она была парторгом, в ее планшете нашли тезисы: после воздушного боя она должна была выступать перед комсомольцами. Бой оказался последним.

    В Челябинске, в школе имени 586-го истребительного полка есть класс, который носит имя Антонины Лебедевой. Орловские комсомольцы продолжают поисковую работу, и может быть, в Орле скоро зашумит листвой улица, названная именем летчицы. А в Москве есть профессионально-техническое училище, которое борется за право носить имя Антонины Лебедевой.
    Источник: airaces.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 07 декабря 2016, 10:17
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018