Художница и медиум
Люди и судьбы

    Одни на полном серьезе считают Элен Смит колдуньей, волшебницей и медиумом. Другие полагают, что она была обычной мошенницей. Так или иначе, но в обществе столетней давности, охваченном верой в сверхъестественные явления, «видевшая» будущее и прошлое девушка пришлась ко двору.

    На рубеже XIX-XX веков мир как будто сошел с ума. Представители образованных слоев европейского общества сели за столики для спиритизма и начали интенсивное общение с духами умерших людей. Художница и медиум Элен Смит была одной из первых в плеяде «неземных» людей, которых пытались исследовать ученые. Изучение ее феномена легло в основу теории психоанализа. По большому счету, благодаря именно этому она и вошла в историю.

    Элен Смит на самом деле звали Катериной-Элизой Мюллер. Она родилась в 1861 году в швейцарском городке Мартиньи, в семье обычного торговца. И детство ее никакими примечательными подробностями не отличалось. Родители пытались и дочь приобщить к торговле. Однако у Катерины был явно не коммерческий склад натуры. Девочка отличалась мечтательностью и производила впечатление человека не от мира сего. Короче говоря, ни о какой «земной» деятельности не могло идти и речи.

    Но фрейлейн Мюллер несказанно повезло. Повезло с эпохой, в которой ей довелось жить. Как уже было сказано, Европа дружно помешалась на почве всего мистического и потустороннего. Причем мистикой и суевериями увлекались далеко не только представители малообразованных слоев. Повышенный интерес ко всему таинственному и «волшебному» активно проявляли образованные люди, представители высшей аристократии. Именно в то время в России, к примеру, одним из самых близких к царской семье людей стал «старец» Григорий Распутин.

    Увлечение мистикой, как ни странно, принесло большую пользу науке. Ученые активно занимались исследованием разнообразных новоявленных феноменов и предпринимали попытки найти им рациональное объяснение. Многие из этих опытов легли в основу психологии как полноценной науки, а также метода психоанализа.

    В те годы основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд уже активно работал над своей теорией толкования сновидений. Как раз в эту эпоху он стал находить вполне рациональные объяснения самым, на первый взгляд, мистическим проявлениям человеческого поведения.

    Итак, фрейлейн Мюллер в возрасте примерно 30 лет вышла, так сказать, на спиритическую сцену. И она нашла, чем удивить европейскую публику, повидавшую уже немало интересного в потустороннем мире. Дело в том, что девушка пошла дальше обычной коммуникации с духами умерших предков. Она открытым текстом заявила, что уверена в трех своих воплощениях. «Экскурсоводом» по прошлым реинкарнациям для нее стал некто Леопольд — дух знаменитого мага графа Калиостро.

    * * *


    В одной из жизней Катерина якобы была индийской принцессой Синандини, арабкой по происхождению, вышедшей замуж за индийского раджу и жившей в XV веке. Другим воплощением фрейлейн Мюллер оказалась не кто-нибудь, а сама несчастная казненная французская королева Мария-Антуанетта. Но самой интересной реинкарнацией стал образ межпланетной странницы с планеты Марс. Дело в том, что во время, когда жила Катерина Мюллер, попытки выхода на связь с инопланетными цивилизациями были почти таким же модным «развлечением», что и спиритические сеансы. Правда, технические средства для этого были тогда, мягко говоря, негодными. Но это не умаляло масштаба мечтаний.

    Стоит вспомнить хотя бы роман Герберта Уэллса «Война миров», написанный в 1897 году, в котором рассказывается, как Землю попытались захватить пришельцы с Марса. Да, именно Красная планета стала предметом чаяний землян, мечтавших то ли побрататься, то ли повоевать с представителями инопланетных цивилизаций. Так что Катерина точно почувствовала «конъюнктуру рынка».

    В своем «марсианском цикле» медиум зашла особенно далеко, поняв, что почтеннейшая публика жаждет развития именно этого сюжета, а не индийского и не набившего оскомину французского. Тут пришлось потрудиться. Следуя за своими «воспоминаниями», Катерина создала марсианский шрифт и принялась за рисование акварелью пейзажей Красной планеты.

    Дальше — больше. Девушка утверждала, что обитатели Марса передвигаются на бесколесных экипажах, которые выбрасывают снопы искр. Живут же марсиане в странных строениях, похожих на ванночки для птиц. По словам медиума, небо на планете желто-зеленое. А еще, как ни удивительно, на Марсе много озер. Современные исследования показали: небо над Красной планетой розовое, и водоемы там отсутствуют. Но тогда до эры освоения космоса было еще далеко.

    Впадая в транс, Мюллер начинала говорить на языке, который она сама именовала марсианским. Правда, потом выяснилось, что это несколько исковерканный французский. Некоторые фразы были позаимствованы у знакомого Катерины, изучавшего арабский язык. А исторические детали, которыми она пыталась подтвердить подлинность своих воспоминаний, были взяты из одной малоизвестной книги…

    Слух об одаренном медиуме дошел до ученых. Феномен Катерины взялся изучать швейцарский физиолог и психолог Теодор Флурнуа. В 1900 году вышла его книга «От Индии до планеты Марс», в которой он описал процесс этого изучения. Флурнуа был буквально в одном шаге от изобретения психоанализа. Он не смог свести полученные данные в стройную теорию, но вполне научно оспорил возможность проявления у кого-либо реальных способностей медиума.

    Флурнуа считал, что в подсознании практически любого человека существуют целые «романы», сходные с теми рассказами, которые поведала миру фрейлейн Мюллер, впадая в состояние транса. Просто не каждый умеет извлекать их из себя на всеобщее «обозрение».

    «От Индии до планеты Марс» пользовалась успехом. Особенно, если учитывать тот факт, что она вышла практически одновременно с уэллсовской «Войной миров». В своем труде Флурнуа назвал Катерину Мюллер другим именем, чтобы избежать возможных претензий. Имя выбрал простое и запоминающееся — Элен Смит. Это имя как-то невзначай закрепилось за девушкой и стало более известным, чем данное ей при рождении.

    * * *


    Став известной благодаря психологу и получив новое имя, бывшая Катерина Мюллер поняла: не стоит останавливаться на достигнутом. В моду как раз вошла религиозная философия. И новоявленная Элен Смит немного сменила тематику своих художественных произведений.

    В 1903 году она заявила, что ей стал по ночам являться сам Иисус Христос с настоятельным требованием его срочно нарисовать. Вот как она сама рассказывала об общении с Сыном Божьим: «В дни, когда я должна рисовать, меня будят (духи) рано утром, между 5 и б часами громко стуча трижды о мою кровать. Я встаю и иду к полотну. За два шага до него меня охватывают странные ощущения, и я испытываю такое состояние, как будто засыпаю. Позднее я знаю, что и в самом деле спала, так как замечаю на своих пальцах краску разных цветов и при этом не могу вспомнить, чтобы ею пользовалась».

    Смит создала дюжину изображений Христа и Богородицы на досках. Рисовала она пальцами, макая их в масляные краски. Сегодня эти картины относят к категории так называемого «ар брют» (Art Brut, в переводе — «грубое искусство»), cюда же обычно попадают произведения, выполненные сумасшедшими, инвалидами, преступниками и прочими людьми, которые с общественной точки зрения являются маргиналами.

    Несмотря на активные попытки Элен Смит оставаться на плаву, карьера ее неуклонно шла к завершению. Мир потрясали войны и революции. Да, накануне таких событий люди нередко пытаются найти опору в сверхъестественном. Но во время глобальных потрясений всем резко становится не до мистики.

    Тем более что психоаналитик Карл Юнг, ученик самого Фрейда, общался с Элен Смит и не узрел в ней никакого мистического дара. Он полагал, что все ее «трюки» — всего лишь попытки привлечь к себе внимание, вызванные ощущением скуки и пустоты жизни.

    Элен Смит тихо скончалась в 1929 году в Женеве. В историю вошла скорее не она, а ее картины, на которых женщина изображала свои видения.

    Мария Конюкова
    По материалам: zagadki-istorii.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 30 августа 2016, 10:05
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020