Солдаты Победы: Лидия Литвяк
Люди и судьбы

    Так уж получилось, что среди советских истребителей-асов, отличившихся в Великую Отечественную войну, всенародно известны лишь пилоты-мужчины: Кожедуб, Покрышкин, Маресьев. А между тем в Красной армии воевала лучшая женщина-ас в истории авиации — Лидия Литвяк…

    Родилась Лидия Литвяк в Москве в 1921 году. Как и многие молодые люди 1930-х годов, увлеклась авиацией. В 14 лет она начала посещать авиаклуб, в 15 — совершила свой первый самостоятельный полет.

    Когда началась Великая Отечественная война, советское командование приняло решение сформировать из добровольцев три женских авиаполка. Руководить данной работой поручили легендарной летчице Марине Расковой. В числе женщин-авиаторов оказалась и юная Лидия Литвяк.

    Вот что вспоминали ее сослуживцы:

    — Когда мы еще тренировались на учебной базе, во время построения Лиде приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для летного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью...» Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьет мех обратно на унты. Ее к тому же еще и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха. Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке…

    В начале 1942 года Лидия Литвяк подала прошение зачислить ее на фронт — в истребительную авиацию, приписав себе недостающие 100 летных часов. Девушку зачислили в 586-й истребительный авиаполк.

    А 10 сентября 1942 года полк Лидии Литвяк прибыл под Сталинград. 13 сентября, во время своего второго боевого вылета, юная летчица открыла боевой счет. Сначала сбила бомбардировщик Ju-88, затем, выручая подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, подбила Ме-109. Летчиком Ме-109, кстати, оказался немецкий барон, кавалер Рыцарского креста, одержавший 30 воздушных побед.

    * * *


    Лидия Литвяк была еще совсем юной девушкой — ей едва исполнился 21 год.

    По воспоминаниям однополчан, Лидия носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шелка, и всегда держала в кабине истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала белую лилию. Поэтому в полку ей и дали позывной — «Лилия». На фронте к Лидии пришла и большая любовь: ее супругом стал однополчанин Алексей Саломатин.

    В одном из боев Як-1 Лидии был подбит, и летчица совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе… И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнем, он заставил их упасть на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолета, летчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолет пошел на взлет, и вскоре Лидия была в полку.

    23 февраля 1943 года Литвяк вручили боевую награду — орден Красной Звезды. К тому времени на ее боевом счету уже числились 8 сбитых вражеских самолетов.

    В марте обстановка в воздухе еще более осложнилась. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Литвяк участвовала в перехвате группы Ju-88. Во время долгого и трудного боя ей удалось сбить один «юнкерс». В это время подошедшая на помощь «юнкерсам» шестерка Ме-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом раненая летчица привела искалеченный истребитель домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание…

    После лечения в госпитале она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк. 5 мая, еще не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался воздушный бой, и Лидия сбила истребитель противника. Через два дня она сбила еще один «мессер».

    А в конце мая Литвяк в блестящей манере, молниеносной атакой со стороны солнца, сбила немецкий аэростат-корректировщик, который до того никак не могли сбить другие наши истребители. За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была удостоена ордена Красного Знамени.

    * * *


    Однако успехи в боях омрачались потерей близких людей. 21 мая 1943 года погиб муж Лидии — капитан Алексей Саломатин. А 19 июля не вернулась из боя лучшая подруга — Катя Буданова, которая на тот момент была лучшей женщиной-асом (11 побед).

    16 июля 1943 года Лидия вылетела в составе шестерки на сопровождение штурмовиков. В районе линии фронта наши истребители вступили в бой с 30 бомбардировщиками, сопровождаемыми 6 «мессершмиттами», пытавшимися нанести удар по нашим наземным войскам. В этом бою Литвяк лично сбила «юнкере», но и сама была ранена. На требование ехать лечиться ответила категорическим отказом. Не раз доводилось ей сопровождать наши штурмовики и бомбардировщики. В одном из вылетов она сбила Ме-109, через пару дней — снова бой.

    И вот 1 августа 1943 года случилась трагедия — Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания. Были срочно организованы ее поиски. Однако ни самолета, ни летчицы найти не удалось.

    За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру Лидия Литвяк провела 69 воздушных боев и одержала 12 подтвержденных побед. Характеризуя ее, бывший командир 273-го истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б.Н. Еремин вспоминал: «Это была прирожденная летчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух...»

    Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Однако вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее летчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Летчиком оказалась девушка — белокурая, небольшого роста.

    К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними… Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование дивизии, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

    В 1968 году газета «Комсомольская правда» предприняла попытку восстановить честное имя летчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненным в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области в братской могиле. Это была Лидия Литвяк, что подтвердилось ходом дальнейших расследований. В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была, наконец, заменена на «погибла, выполняя боевое задание». Ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза.

    Указом Президента СССР Горбачева от 5 мая 1990 года «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидии Владимировне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Денис Орлов
    Источник: zagadki-istorii.ru

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 20 мая 2016, 09:06
    • verhov

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017