Космонавт №12
Люди и судьбы

    В день, когда мы все с радостью отмечаем красивую дату, 55 лет нашей космонавтике, много добрых слов будет сказано в адрес тех, кто стоял у истоков всего. Все они наши герои, но мне хочется сказать несколько слов об уникальном человеке, который их заслуживает, несмотря на то, что даже не попал в первую десятку первопроходцев. И, тем не менее, он того заслуживает.

    Георгий Тимофеевич Береговой — летчик-космонавт СССР, Дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант ВВС. Единственный в истории отряда советских и российских космонавтов, кто пришел в отряд, уже имея звание Героя Советского Союза.

    Георгий Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины), в семье служащего. Отец Берегового был бухгалтером.

    А в Енакиево был аэроклуб… И как все парни того времени, Береговой страстно хотел летать. Но небо упорно не пускало в свои объятия Георгия. Сперва по возрасту, потом — по социальному положению. Было такое положение, что в первую очередь принимали детей из рабочих семей.

    Чтобы все-таки быть зачисленным в аэроклуб, Георгий пошел работать на Енакиевкий металлургический завод учеником слесаря. Приняли. И уже в 1941 году он успешно закончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

    В начале войны попал в разведывательный авиаполк. И снова пришлось доказывать, что он может больше и лучше. Так Береговой оказался в 1942 году в составе 90-го Гвардейского штурмового авиаполка.

    186 боевых вылетов на Ил-2. Это вообще говорит об очень многом. Сто. Восемьдесят. Шесть. И не просто вылетов, а штурмовых. Когда в твой самолет, пусть и очень хорошо защищенный, лупит все, что может стрелять вверх. От ручного стрелкового оружия и пулеметов до зенитных автоматов 20, 30, 37 и 50 мм.

    Трижды горел. Трижды его сбивали. 26 октября 1944 г. Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

    Свой последний боевой вылет в Великой Отечественной войне командир авиаэскадрильи 90-го Гвардейского штурмового Староконстантиновского авиационного полка 4-й Гвардейской штурмовой авиационной Киевской дивизии Герой Советского Союза Гвардии капитан Георгий Тимофеевич Береговой произвёл в мае 1945 года с аэродрома Копчани, что под Брно.

    После войны Береговой стал лётчиком — испытателем. Любой испытательный полёт — это то же боевое задание, только в мирное время. Через его руки прошло немало новых боевых машин — Як-17, Як-25, МиГ-15 МиГ-17ПФ, МиГ-19Г1, Су-9, Ту-28.

    В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Техника вывода из штопора на реактивных самолетах отличалась от того, с чем сталкивались летчики, пилотируя винтовые машины. Береговой фактически стал основателем школы реактивного пилотажа в том, что касалось штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора и заслужил в летной среде почетнейшее звание «Товарищ Штопор».

    В 1961 году Береговому было присвоено звание «Заслуженный лётчик — испытатель СССР». с вручением Почетной Грамоты Президиума Верховного Совета.

    Тем временем Георгий Тимофеевич наметил для себя следующий рубеж. Он решил стать космонавтом.

    Дорога в космос тоже была не простой. По нормативам того времени космонавт должен был быть не выше 170 см. Рост Берегового — 181 см. Космонавт не должен весить более 80 кг. Вес Берегового — 90 кг. Но… В 1964 году Георгий Тимофеевич добился зачисления в отряд космонавтов и прошёл полный курс подготовки.

    Его учителем был Алексей Леонов. Он вспоминал, что у Берегового были очень большие сложности с пилотированием космического корабля. «Он был слишком летчик». Но Береговой смог осилить все сложности, и стать полноценным космонавтом.

    Время, когда пришла пора ему лететь, было очень сложным. Именно тогда происходил переход на новую технику: корабли «Союз». «Союз» лететь не хотел категорически.

    Тогда существовала практика, что человека запускали на корабле, если тот трижды успешно слетал без пилота, в автоматическом режиме.

    Первый «Союз» был дистанционно ликвидирован, так как перестал выполнять команды ЦУПа.
    Второй взорвался на старте.
    Третий слетал нормально, но был выведен с орбиты раньше расчетного времени из-за отказа некоторых систем. Во время посадки нарушилась герметичность кабины спускаемого аппарата и системы выпуска парашюта.

    Впоследствии это стоило жизни космонавту Владимиру Комарову, пилоту корабля «Союз-1».

    А 26 октября 1968-го полковник Береговой вывел на орбиту «Союз-3». Беспилотный «Союз-2» уже ждал на орбите. Береговой должен был впервые осуществить стыковку двух кораблей нового поколения.

    Стыковка, которую по программе наметили уже на первом витке, не удалась. Не успев привыкнуть к состоянию невесомости, Береговой начал стыковать аппараты, находясь в перевернутом на 180 градусов по отношению к «Союзу-2». А второй заход горючего уже не было. Стыковка не удалась.

    За мужество, проявленное в орбитальном испытательном полёте, Береговой был награждён второй «Золотой Звездой» Героя Советского Союза.

    22 января 1969 года, во время торжественной встречи космонавтов в Кремле, офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой. Ильин принял Берегового за Брежнева. Многие отмечали определенное внешнее сходство космонавта и генсека. Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен. Сам Береговой был легко задет осколками лобового стекла, но смог перехватить управление и предотвратить аварию.

    Несмотря на относительную неудачу в своем первом и последнем космическом полете, а Береговому на тот момент было 47 (Сорок семь!!!) лет, Георгий Тимофеевич не нашел в себе ни сил, ни желания расстаться с космосом. И то, что сегодня «Союз» считается самым надежным и безопасным кораблем, немалая его заслуга.

    Многие сотрудники космической отрасли отмечали недюжинные знания Берегового и возможность не просто объяснить технический недостаток какого-либо новшества, но и дать совет по его усовершенствованию.
    Например, именно Береговой добился того, что в современных кораблях управление во многом сходно с управлением самолета. По расположению и функциональности.

    С 1972 по 1987 годы Береговой занимал пост начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.

    Депутат Верховного Совета СССР 8—10-го созывов (1974—1989). Вёл большую общественную работу. Именно Береговой был консультантом советских детских фильмов «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной».

    Георгий Тимофеевич Береговой скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    «Космический корабль, как автомобиль или самолет, обкатать невозможно. Стереотипов тут нет, а дубли исключены. И, по справедливости, каждый космонавт пока у нас первый». © Георгий Береговой.

    Роман Скоморохов
    Источник: topwar.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 12 апреля 2016, 07:43
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018