Секрет молодости Веры Васильевой
Люди и судьбы


    В ее годы возраст не скрывают — им гордятся. Потому что в свои 85 актриса Вера Васильева имеет тот же моложаво-звонкий голос, прямую спину, каблучки и ямочки на щечках. Ох уж эти ямочки — они сводили с ума многих. Помните песенку из старого фильма: «На крылечке твоем каждый вечер вдвоем…»

    Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 г. в деревне Сухой Ручей Калининской области в обыкновенной русской семье, куда ее родители — Кузьма Васильевич и Александра Андреевна, переехали после свадьбы.

    Ее родители были абсолютно разными людьми. Александра Андреевна, окончившая коммерческое училище, мечтала о другой жизни. Однако ей приходилось смотреть реально и быть прилежной хозяйкой и матерью четырех детей. У Кузьмы Васильевича, был мягкий, тихий, покорный характер, а Александра Андреевна презирала окружающую обстановку, всегда стремилась ее изменить. Характер мамы передался и Вере Васильевой.


    Именно с деревней связаны самые теплые воспоминания самой Веры Кузьминичны. Деревня для нее – это удивительные и прекрасные луговые запахи, неповторимые звуки и тишина, запах коровы и парного молока, лягушачьи концерты на маленьком заросшем пруду и народные песни, неповторимые по своему рисунку окна с наличниками в каждой избе, простодушные, добрые люди – честные и бесхитростные, как дети…


    Через некоторое время после рождения Веры, их семья переехала в Москву, поселившись в коммунальной квартире.
    Родители работали на заводе, старшие сестры были заняты своими девичьими интересами, и Вера часто оставалась одна и была предоставлена самой себе. Она много читала, особенно любила дореволюционную детскую писательницу Лидию Чарскую, автора романов «Княжна Джаваха» и «Записки институтки».


    Каждое лето они с мамой и двумя сестренками проводили на родине отца, – в деревне Сухой Ручей в Тверской области, что на берегу маленькой и быстрой речки Тьмака, впадающей в Волгу. Собственного дома у них не было. Родители отца умерли, и семья снимала жилье у кого-нибудь из соседей: все жители деревни были почти родней, да к тому же все любили отца и иногда даже говорили: «Кузьма у нас святой человек».

    Однажды Вера впервые попала в театр на спектакль «Царская невеста» и была покорена, унеслась мечтами в сказочный мир. Сраженная музыкой, красотой, волшебством, самим театром, придя домой, села под стол, подняла, как в шатре, скатерть и запела нечто похожее на оперу. И с тех пор, как только оставалась одна (а это было почти каждый день), наряжалась в диковинные самодельные костюмы и пела вымышленные арии.


    В 12 лет девочка готовила обед для всей семьи. Жили Васильевы на первом этаже, и всегда, когда Вера чистила картошку, она пела свои арии, отчего во дворе ее прозвали «Шаляпиным». Вскоре она записалась в хоровой кружок во Дворце пионеров и однажды даже выступала на сцене Большого театра.

    В школе Вера училась неплохо, но старалась в основном только для того, чтобы на нее меньше обращали внимания. Вся ее настоящая, реальная жизнь была сосредоточена на книгах, на театре, на несбыточных и странных мечтах. После занятий она пропадала в театральной библиотеке, где перечитала почти все имевшиеся тогда мемуары великих артистов, подшивки журналов «Рампа и жизнь» и «Театр и искусство», знала всех актеров и антрепренеров по именам и фамилиям, разыскивала старые рецензии, театральные фельетоны и т. п.


    В предвоенные годы Вера Васильева подружилась с Катей Розовской, ныне известным театроведом. Вместе они бегали в театр, в библиотеку, и обе мечтали как будут артистками. Тогда особенно полюбился подругам МХАТ с его старыми спектаклями, поставленными еще К.С. Станиславским, – «Синяя птица», «Мертвые души». Восхищали их блистательные А.К. Тарасова, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, В.П. Марецкая, М.И. Бабанова, А.П. Кторов, А.А. Остужев.

    В июле 1941 года, когда начались первые бомбежки Москвы, Вера вместе с другими дежурила на крыше своего семиэтажного дома, гасила зажигательные бомбы в ящиках с песком, подолгу сидела на чердаке с дежурными. Война разбросала семью: мама с двухгодовалым братишкой Васей была эвакуирована в башкирскую деревню, старшая сестра Валентина, окончив медицинский институт, уехала в Киргизию, другая сестра – Антонина – работала в одном из учреждений Министерства обороны и в октябре 1941-го тоже уехала в эвакуацию. Вера с отцом остались одни. Окончив школу, она поступила на завод, где продолжал трудиться шофером ее отец.

    Несмотря на трудности военных лет, мечта об актерской профессии не покидала Веру Васильеву, и в 1943 году она поступила в Московское городское театральное училище, а в 1948 году, окончив его, стала артисткой Московского академического театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь. Театр сатиры без Васильевой представить невозможно.

    Всенародную известность артистке принес кинематограф.

    В кино Вера Васильева дебютировала, будучи студенткой театрального училища, в 1945 году — в эпизодической роли в комедии «Близнецы».

    В 1947 году Вера Васильева сыграла свою первую большую роль — Настю Гусенкову в фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской».

    Ассистентки режиссера Ивана Пырьева отбирали кандидаток на главную роль для фильма «Сказание о земле Сибирской». Приглашена была в числе других претенденток и студентка театрального училища Вера Васильева. Она готовилась к кинопробе всю ночь и явилась вся накрашенная, с завитыми волосами, словом, перестаралась.

    Вот как она сама рассказывает об этой кинопробе: «Пырьев задает два-три вопроса — где живу, где учусь. Меня от страха как бы не существует. Я жалка и внутренне скована, не верю в себя, душевно поникла.

    Вдруг он зовет тех самых ассистенток, и чувствуется, что они ощущают себя виноватыми, а главное — они явно недовольны моим видом. Объясняют, что вчера я была совсем другая. „Милая, скромная девочка, а сейчас она… Совсем не то“. Он отрывисто приказывает: „Подите расчешите ее как следует, заплетите косички, наденьте костюм Настеньки, сфотографируйте, а потом зайдете… “.


    Когда я снова очутилась в его кабинете, он вновь осматривает меня, но уже чуть внимательнее, добрее. Потом вдруг неожиданно приказывает: „Принесите два простых чулка“. Побежали за чулками, не спрашивая зачем. Я снова испугалась — значит, с ногами не все в порядке. Наконец принесли чулки. Иван Александрович скатал чулки в два комка, подошел, сунул мне в декольте, где должна быть пышная грудь, которой у меня не было, и спокойно объяснил: „А то лицо толстое, а фигура — тощая“.

    Так я и снималась с подложенной грудью, а талия была поднята так высоко, что я была похожа на бабу, которой обычно прикрывают чайники».

    На съемках молодая актриса держалась скромно, особняком от уже известных, маститых актеров. Они же над ней снисходительно подшучивали, относились как к маленькой. Лишь знаменитый Борис Андреев подходил к ней и добродушно басил: «Ну что, птаха ты моя, сизокрылая».

    За роль Насти Гусенковой Вера Васильева была награждена Сталинской премией. Но главное, это — то, что актрису заметили и полюбили зрители.

    В 1948 году Вера Васильева окончила театральное училище и стала актрисой московского театра Сатиры. Первой работой в театре стала главная роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин».


    К началу пятидесятых годов она уже стала признанной молодой звездой. Именно в тот момент в театре появился режиссер Борис Иванович Равенских. Энергичный, талантливый, красивый он нравился всем актерам. Не удивительно, что Васильева была очарована и покорена им. Некоторое время он приходил в ее семью, установил замечательные отношения с мамой Веры Васильевой. Однако затем Борис Иванович (который кстати был женат) перешел в Малый театр и они расстались. Теперь Вера Кузьминична понимает, что это спасло ее как актрису. Иначе он бы так и подавлял ее своим авторитетом, а она продолжала бы подчиняться…

    В начале 50-х годов Равенских поставил спектакль «Свадьба с приданным». Этот спектакль стал самой важной вехой в жизни актрисы. Режиссер недаром предрекал ему славу. Так и вышло. Пьесу играли девятьсот раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм.


    За роль Ольги Вера Васильева получила еще одну Сталинскую премию. А роль Максима, ее сценического жениха, обаятельно сыграл актер Владимир Ушаков, только что вернувшийся из Германии и введенный в состав труппы театра. «Он приехал в наш театр роскошным, импозантным, блистательным», — вспоминает Вера Васильева. Нежные чувства актеры с экрана перенесли в реальную жизнь. Три года Ушаков ухаживал за Васильевой, добивался ее руки. Наконец вся страна узнала об их свадьбе. Об этом сообщила даже советская кинохроника, что было совсем не характерно для тех лет. С тех они уже полстолетия живут вместе. Детей у них нет.

    Фильмография Веры Васильевой насчитывает более 30 картин. Среди других фильмов с ее участием можно особо отметить сверхпопулярную «Свадьбу с приданым» (1953), комедию «Звезда экрана» (1974), драму «Несовершеннолетние» (1976), музыкальную комедию Татьяны Лиозновой «Карнавал» (1981), мелодраму Виталия Мельникова «Выйти замуж за капитана» (1985), комедийную ленту Элема Климова «Похождения зубного врача» (1965).

    Своеобразной визитной карточкой Веры Васильевой стала ее улыбка – символ целомудренной, незамутненной русской женской души, полной доброты, жизнелюбия, немного смущенного сознания своего женского достоинства и прелести. Вера Кузьминична выглядит прелестно и в жизни, и на сцене. Она обаятельна, мила, узнаваема: знаменитые ямочки на щеках и смелость, с которой она легко освобождается от одежд, открывая плечи; и сами одежды – всегда безукоризненные, подобранные с ее строгим вкусом; и голос, и молодость…


    При выходе на сцену – в театре или на каких-то праздничных юбилейных торжествах – ей точно в тягость стереть с лица улыбку, и эта улыбка действует всегда наповал, заставляя улыбнуться в ответ. Добрая, открытая, легкая. Легкость сопутствует и ее походке, как будто чуть танцующей (в разных ситуациях это может быть пластика, близкая вальсу или более чопорному менуэту). Танцует же она легко, с изяществом. Замечательная сама по себе, так что публике по-прежнему неважно, скажет ли она просто несколько ободряющих полуофициальных слов или будет играть. Островский это или Жан Кокто. Хотя Островский был бы, наверное, более подходящим. Васильева – русская актриса с бытовой характерностью, мягким русским юмором, теплым и домашним, уютным голосом.

    Лучшие, интереснейшие для себя роли Вера Васильева получала там, где поначалу дорого было само ее участие, сам приезд. Тверской драматический театр пригласил ее сыграть Раневскую в «Вишневом саде» А.П. Чехова (1984), Орловский драматический театр – Кручинину в «Без вины виноватых» А.Н. Островского (1990). В Москве ее энтузиазм заметил Борис Львов-Анохин и предложил роль Пехтеревой в «Ассамблее» П. Гнедича (1996) и Сарытовой в пьесе А.Н. Островского «Блажь» (1997) – спектаклях, поставленных молодым режиссером А. Сергеевым на сцене Нового драматического театра.

    В Театре сатиры одной из лучших сыгранных ею ролей была графиня Альмавива в спектакле В. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1968). Ее изнеженная графиня пленяла своим грациозно женственным простодушием, абсолютной незлобивостью, почти безропотной готовностью оправдать и простить. «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Графиня Васильевой была трогательной потому, что было ясно: все ее радости состоят в этой подкупающей и счастливой способности обманываться.

    В.К. Васильева – очень русская, национальная актриса. Она способна сыграть сильную драму, но никакой душевный слом или надрыв, никакое исступление слез и жалоб не могут погасить живущую в ней душевную «предрасположенность» к счастью, исказить ясный мир ее души. Там, где-то на самом дне всех драм или всех житейских хитростей, как на дне глубокого колодца, голубеет отразившая небо природная, родниковая чистота.

    Васильева как-то с юмором сказала, что с ранней юности тянулась к драматическим ролям. Достоевский был для нее едва ли не самым любимым писателем. В школе она читала рассказ Неточки Незвановой, обливалась слезами, а все неудержимо смеялись. «Очень уж не соответствовали жестокие страдания бедной девочки моим нестерпимо румяным щекам...» Потом она научилась заставлять зрителей и слушателей сочувствовать мукам своих героинь, но душевное здоровье не изменяло ей в самых драматических ролях и ситуациях. А когда она играет лицемерок, пошлячек, хищниц – это всегда рассказ о том, что может сделать жизнь с хорошей женщиной.

    Несмотря на то что В.К. Васильева всю жизнь работает в Театре сатиры, в ее игре нет черт гротеска, сценического сарказма. Ее юмор мягок. Простота, естественность, искренняя лиричность – вечные свойства русской актерской школы, и актриса не изменяет им, даже если спектакль требует предельной броскости красок. Секрет ее обаяния – в простодушии. Именно поэтому в ней нет ничего от эксцентричности и шика «звезды». Она артистка патриархальная, очаровательно «старомодная», полная смирения перед искусством.

    Драматизм Вышневской – Васильевой в «Доходном месте» А.Н. Островского (1967) заключался именно в том, что естественное существо, созданное для самого естественного счастья, оказывалось в противоестественной ситуации. Категорически не умеющая, не способная торговать собой женщина оказывалась купленной жестоко, почти цинично.

    Простодушие, наивность придают своеобразное обаяние и таким вульгарным героиням Васильевой, как городничиха Анна Андреевна в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1972) и маменька Мелипольская в «Тенях» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1987).

    Раневская в «Вишневом саде» А.П. Чехова (1984) у Васильевой не полупарижанка. Она русская барыня, русская женщина, бесконечно привязанная к родной земле, к родному дому и силой обстоятельств трагически оторванная от всего этого. И рассуждения брата о ее порочности кажутся нелепыми. Не порочность, а любовь в извечном русском понятии «любить-жалеть» тянет ее к больному и одинокому человеку, который «камень на ее шее». Спектакль был показан во многих городах России, Греции, Германии, и В.К. Васильева была приглашена на роль Раневской в польский город Щецин.

    Всего на сцене Театра сатиры В.К. Васильева сыграла свыше 40 ролей. Среди них: Лиза – «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди по Д. Ленскому (1948), Ольга – «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова (1950), Сафи – «Женихи» А. Токарева и В. Шкваркина (1951), Таня Сыромятова – «Женитьба Белугина» А. Островского и Н. Соловьева (1951), Ин-Ин – «Пролитая чаша» Ван Ши Фу (1952), Катя – «Личная жизнь» К. Финна (1952), Маша Ракитина – «Подруги» А. Симукова (1952), Галочка – «Где эта улица, где этот дом» В. Дыховичного и М. Слободского (1953), Иларетта – «Судья в ловушке» Г. Филдинга (1954), Магда – «Последняя сенсация» М. Себастьяна (1955), Маша – «Чужой ребенок» В. Шкваркина (1955), Зина – «Поцелуй феи» З. Гердта и М. Львовского (1955), Виви – «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу (1956), Шура – «Дело было в Конске» (Домик) В. Катаева (1956), Аннунциата – «Тень» Е. Шварца (1958), Дочь бензинщика – «Дамоклов меч» Н. Хикмета (1959), Королева – «Волшебные кольца Альманзора» Т. Габбе (1959), Эллочка Щукина – «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова (1960), Лика – «Слепое счастье» А. Кузнецова и Г. Штайна (1960), Джоан – «Четвертый позвонок» М. Ларни (1961), Ганна Николаевна – «Яблоко раздора» М. Бирюкова (1961), Вера Горовая – «24 часа в сутки» О. Стукалова (1962), Клавдия Бояринова – «Ложь для узкого круга» А. Салынского (1964), Вера Эдуардовна – «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского (1964), Надежда Кленова – «Белый телефон» М. Гиндина и Г. Рябкина (1964), Жанна Барбье – «Интервенция» Л. Славина (1967), Поля – «Баня» В. Маяковского (1967), Соня – «У времени в плену» А. Штейна (1970), Придворная дама – «Обыкновенное чудо» Е. Шварца (1971), Лидия Семеновна – «Таблетку под язык» А. Макаенка (1972), Ольга Ильинична – «Пощечина» С. Михалкова (1974), Баба-одноглазка – «Клеменс» К. Сая (1976), Посол Объединенной Державы – «Ее превосходительство» С. Алешина (1979), Агнесса Павловна – «Восемнадцатый верблюд» С. Алешина (1983), «Молчи, грусть, молчи...» А. Ширвиндта (1985), госпожа Соколова – «Последние» М. Горького (1987), Анна Австрийская – «Молодость Людовика XIV» А. Дюма (1992), Эстер – «Священные чудовища» Ж. Кокто (1996). В 2001 году Вера Кузьминична сыграла роль Графини в премьерном спектакле «Орнифль» Ж. Ануя в постановке Сергея Арцибашева.


    «Состав таланта» во многом определяется составом человеческим. Васильеву любят зрители. К ней с нежностью относятся и люди в театре – гримеры, парикмахеры, костюмеры. Она уважительна к людям, проста, горячо благодарна за малейшее внимание и помощь.

    В.К. Васильева – секретарь Союза театральных деятелей (уже 20 лет), председатель Социально-бытовой комиссии. За этими казенными словами стоит очень много добрых дел из рода тех, что в старину назывались «благотворительными». В меру сил Вера Кузьминична помогает нуждающимся, больным, обиженным.

    В 2000 году в издательстве «Белые альвы» вышла книга мемуаров В.К. Васильевой «Продолжение души. Монолог актрисы» (изд. 2-е).


    Признание и награды:

    • Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли Насти Гусенковой в фильме «Сказание о земле Сибирской»)

    • Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Ольги Степановой в пьесе «Свадьба с приданым»)

    • Народная артистка СССР (1986)

    • 1996 — Лауреат премии «Хрустальная Турандот».

    • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000)

    • Орден Трудового Красного Знамени

    • 2010 — Приз «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска».

    • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 сентября 2010 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.

    Роли в кино:
    1945 — Близнецы — монтёр
    1947 — Сказание о земле Сибирской — Анастасия Петровна Гусенкова
    1950 — В мирные дни
    1953 — Чук и Гек — Мама
    1953 — Свадьба с приданым — Ольга
    1957 — Они встретились в пути — Анна Ивановна Лычкова (соседка Макара)
    1960 — Люди моей долины — Парася
    1965 — На завтрашней улице
    1965 — Похождения зубного врача — Ласточкина
    1972 — За всё в ответе
    1972 — Следствие ведут знатоки. Несчастный случай — мать Знаменского
    1972 — Зимородок
    1974 — Жребий — Лида
    1974 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (телеспектакль) — Графиня Розина
    1975 — Это мы не проходили
    1975 — Звезда экрана — Ольга Сергеевна
    1976 — Легенда о Тиле — Калликен
    1976 — Несовершеннолетние — Полина Борисовна, учительница, мать Жени
    1976 — Развлечение для старичков — Галина Сергеевна
    1977 — Подарок судьбы
    1979 — Месяц длинных дней
    1981 — Карнавал — мама Никиты
    1982 — Мы жили по соседству
    1982 — Женатый холостяк — Марья Семёновна
    1982 — Ревизор — Анна Андреевна
    1983 — Как я был вундеркиндом — Бабушка
    1984 — Приказано взять живым — Кузьминична
    1985 — Выйти замуж за капитана — мать Лены
    1986 — Зловредное воскресенье — Берта
    1991 — Номер «люкс» для генерала с девочкой
    1992 — Разыскивается опасный преступник — мать
    1994 — Окно в Париж
    1996 — Лиза и Элиза
    1997 — Вино из одуванчиков
    2000 — Нет смерти для меня
    2000 — Салон красоты — Марья Петровна
    2002 — Знатоки. 10 лет спустя — мать Знаменского
    2002 — Маска и душа
    2006 — Всё смешалось в доме

    Озвучание мультфильмов:
    1958 — Первая скрипка
    1965 — Светлячок № 6
    1970 — Умка ищет друга — Медведица
    1981 — Приключения Васи Куролесова — Мама Васи
    По материалам: tina.gorod.tomsk.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 22 ноября 2010, 11:25
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021