«Маэстро»
Люди и судьбы

    Дважды Герой Советского Союза командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Попков, лето 1945 года. Дважды Героем стал в 23 года. Свой последний самолёт сбил воздушным тараном весной 1945 года. Отличался дерзостью и личным мужеством, но в виду молодости, был горяч и прямолинеен, при этом в быту был тих и скромен. С него Леонид Быков списал Маэстро и Кузнечика для фильма «В бой идут одни старики...»

    Из воспоминаний дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Попкова В.И.:

    «Первый мой сбитый самолёт, это был «Дорнье-217», — целая история. Началось всё с нарушения лётной дисциплины: во время тренировок я с перехлёстом поупражнялся на малой высоте. И меня назначили вечным дежурным по кухне. Я рвусь в бой, а мне: бой лихачей не терпит. Однажды ранним июньским утром над аэродромом внезапно появляются 2 «Дорнье» и 2 Ме-109, которые прикрывали бомбардировщики. Их густые очереди бьют по стоящим на взлётных полосах «ЛаГГам». А если взлететь им навстречу?

    В самолёт вскочил в фартуке, в котором чистил картошку. «Дорнье» сбил с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море восторга. Объясняю, что сбить самолёт для меня — всё равно что плюнуть. Командир полка кричит: «Что же ты тогда ещё и «Мессеров» не прихватил?!»

    В ответ, я возьми да и ляпни: «Так вы, товарищ командир, своим нижним бельём мне всех фрицев распугали!» Рубанул я правду — матку. Утро-то раннее было, и командир на поле выбежал, что называется, не по форме. Комполка чертыхнулся, но дорогу в небо мне открыл…

    … Под Сталинградом 26 августа 1942 года я выиграл воздушный поединок у Германа Графа (9-й ас Люфтваффе, 212 заявленных побед). Порядочный лётчик. После того как его сбил, он провёл несколько лет в наших лагерях. Когда вернулся в Германию, стал убеждённым антифашистом, значительно позже даже баллотировался в Бундестаг от восточных областей ФРГ. Мы с ним неоднократно встречались. Так вот он согласился со мной, что «по честному», в «рыцарских поединках», он не сбил бы и десятой доли того, что есть на его счету…

    Под Харьковом летом 1943 года против нас сражалась знаменитая немецкая 52-я истребительная эскадра. Так вот там особенно нас допекал Вильгельм Батц (6-й ас Люфтваффе, 237 заявленных воздушных побед), охотился на молодых пилотов. Однажды он, ведя «охоту», подкараулил нашего новичка, зашёл ему в хвост и… похоронив его, мы решили отомстить Батцу.
    Он прилетел на третий день. Мы взлетели с Александром Пчёлкиным с разных сторон аэродрома. Немцы на время растерялись, и уже вскоре я заходил в хвост Батцу. Он «на все 100» использовал маневренные возможности Ме-109, пытаясь уйти от преследования. Только я к тому времени уже не мальчик был, знал почём фунт лиха, 24 немецких самолёта грохнул. Вот Батц нырнул к земле, думал уйти. Я — за ним. Вспорол «Мессер», когда до земли оставалось метров 30. Пробил бензопровод. Батца спасло чудо: ему удалось обмануть крестьян деревеньки, где он приземлился, и убежать.

    После войны мы встретились. Напоминая Вилли Батцу о бое возле украинского совхоза «Динамо», а он шарахнулся в сторону, распсиховался и выскочил из здания. Только после того, как немецкие газеты на другой же день сообщили о том, что русский ас напугал аса Люфтваффе, Батц нашёл возможность извиниться перед мной, даже книгу свою подарил. Я прочитал её — поднаврал он там много. Бог ему судья...»

    «… Весной 1945 года я, из-за озорства, завалил таранным ударом «Юнкерс». Горяч был, вот и сбил его просто на спор…

    К таранам в нашем полку относились как к последнему оружию лётчика. Мы считали, что у противника нужно выигрывать чисто. Раз тебе вручили самолёт, так надо его использовать умело — уничтожить на нём несколько машин врага. Был у нас один лётчик, имевший на своём счету сразу два тарана. Я с ним поспорил: чуть искуснее действуй и таран не нужен. Потом взорвался и говорю: «В первом же бою докажу, что для аса таран — дело нехитрое!». А слово я привык держать. На следующий день у всех на глазах я рубанул по хвосту Ju-88. Тот сразу вошёл в штопор и упал. А я еле живой, весь в крови, сумел всё-таки сесть на своём аэродроме.

    Докладываю командиру полка, что, мол, сбил немецкий самолёт тараном. Интересные слова я услышал от дважды Героя Советского Союза полковника Василия Александровича Зайцева…

    Тот самолёт мне в воспитательных целях не засчитали. Так что мой официальный счёт воздушных побед ниже фактического. Но к кому тут предъявишь претензии? Теперь-то я понимаю, что с моей стороны было проявлено настоящее воздушное хулиганство...»

    В перерывах между боями эскадрилья гвардии капитана Попкова действительно играла и пела для себя и соседей.

    Фильм: «Его позывной — «Маэстро»:


    Фильм «Его позывной — Маэстро» рассказывает о событиях, легших в основу картины Быкова. В.Н. Попков в героях фильма узнает своих друзей, рассказывает о том, что просто не смогло уместиться в сценарии. Больше всего в его рассказах удивляет сочетание духовной зрелости ребят, готовности пожертвовать собой и мальчишеской удали. Многие шутки из фильма, ставшие крылатыми, Быков записал со слов Попкова. И у каждой своя история.

    «Его позывной — »Маэстро" посвящен советским летчикам-истребителям. Это рассказ о «Поющей эскадрилье», о Маэстро — В.Н. Попкове и о буднях всех летчиков-истребителей. Фильм отвечает на многие больные вопросы. Например, почему наши летчики были не подготовлены к бою с серьезным противником. Почему было мало «Стариков»? Раскрывается и хитрая арифметика Вермахта: по какому принципу считала немецкая авиация сбитые самолеты противника, что их оказывалось заведомо больше, чем в советских информационных сводках?

    И, конечно, фильм отвечает на самый главный вопрос: откуда было столько мужества у совсем еще молодых и неопытных ребят?

    В фильм включены фрагменты интервью с В.Н. Попковым, эпизоды из фильма Л. Быкова «В бой идут одни старики» и хроники воздушных боев периода Второй Мировой войны.
    Источник: vott.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 10 ноября 2015, 16:30
    • combat

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017