Как лётчик-штурмовик, участник парада Победы стал любимым актером советских людей
Люди и судьбы

    В июне 2009 года исполнилось ровно 40 лет с того дня, как на экраны кинотеатров Советского Союза вышла одна из лучших советских кинокомедий — «Бриллиантовая рука». Гениальное творение легендарного Леонида Гайдая блистало целым созвездием выдающихся актеров. И даже те из них, кому достались лишь эпизодические роли, навсегда остались в нашей памяти. Один из них — заслуженный артист России Владимир Леонидович Гуляев, который в фильме играет симпатичного лейтенанта милиции Володю. Мало кто из зрителей знает, что перед нами действительно лейтенант запаса, а в годы Великой Отечественной войны — старший летчик 826-го Витебского Краснознаменного ордена Кутузова штурмового авиаполка 335-й Витебской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова штурмовой авиадивизии, прославившийся в боях при освобождении Белоруссии и Прибалтики. На «летающем танке» — штурмовике Ил-2 — Гуляев громил врага под Витебском, Полоцком, Бешенковичами, Лепелем, Даугавпилсом, Шяуляем, Кенигсбергом и Пиллау.

    Как известно, среди советских актеров было немало фронтовиков, но только Гуляев участвовал в Параде Победы, только Гуляев был летчиком-штурмовиком, совершившим 60(!) боевых вылетов, только Гуляев награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя Отечественной войны I степени и весьма почитаемой фронтовиками медалью «За взятие Кенигсберга». Кроме этого, он был самым молодым из воевавших летчиков-штурмовиков не только в своей 3-й воздушной армии, но и во всей советской штурмовой авиации в годы войны.

    30 октября нынешнего года этому удивительному человеку — талантливому актеру и отважному летчику — исполнилось бы 86 лет.

    «Я буду соколом отважным, летать воздушною тропой...»


    Эти строки из стихотворения, которое для школьной стенгазеты написал московский семиклассник Володя Гуляев, стали воистину пророческими. Архивные документы, которые удалось найти, сомнений не оставляют — соколом он стал действительно отважным: «В совершенстве овладев самолетом Ил-2, обладая отличной техникой пилотирования, Гуляев всегда отлично выполняет боевые задания. Умело и грамотно маневрируя в разрывах снарядов, быстро находит цель и метко поражает ее. Над целью работает смело, решительно и умело. За каждый вылет расстреливает весь запас боеприпасов, неся смерть немецким захватчикам».

    С воздушной тропой Владимира Гуляева я совершенно неожиданно «пересекся» в 2004 году в Бешенковичах во время экспедиции по реке Западная Двина, посвященной 60-летию разгрома и изгнания немецких захватчиков с белорусской земли. Местные ветераны поведали мне тогда интереснейшую историю, которая произошла на Бешенковичском аэродроме в конце июня 1944 года.

    После того как на этот аэродром сел полк штурмовиков Ил-2, его попытался атаковать многочисленный отряд фашистов, прорывающийся из окружения под Витебском. Наши летчики не растерялись, не сдрейфили и, лихо развернув свои штурмовики, заняли круговую оборону. Подставив под хвостовые части самолетов пустые бочки из-под топлива и таким образом приподняв Ил-2 для настильной стрельбы из бортовых пушек и пулеметов, они встретили врага шквальным огнем в упор. Большинство фрицев были уничтожены, а оставшиеся в живых просто разбежались по окрестным лесам. Но и там они не нашли спасения. Штурмовики поднялись в воздух и начали преследовать фашистов. Унесли ноги очень немногие.

    Этот боевой эпизод показался очень интересным и я, сделав пометку в своей записной книжке, решил уточнить в архиве: кто же эти летчики-герои, заставившие так бесславно сыграть в ящик несколько сотен «истинных арийцев». Как оказалось, это были пилоты 826-го Витебского штурмового авиаполка, в списках 1-й эскадрильи которого и значился младший лейтенант Владимир Гуляев. Легендарный бой с фашистами произошел на Бешенковичском аэродроме 28 июня 1944 года. Наши ребята тогда так «перестарались», что буквально под ноль, до железки, израсходовали все имеющиеся боеприпасы. По этой причине вынуждены были даже «пропустить» один день войны: 29 июня 826-й полк не летал.

    28 июня 1944 года памятно для Владимира Гуляева не только этим боем. Именно в этот день командир 826-го полка Герой Советского Союза подполковник Василий Болотов представил его к первой боевой награде — ордену Красного Знамени. В составе этого полка младший лейтенант Гуляев совершил тогда уже 10 успешных боевых вылетов на штурмовку врага. 5 июля вышел приказ командующего 3-й воздушной армии, и вскоре на груди Владимира засверкала высокая награда. Знал бы кто тогда, как ждали и как гордились этим Мария Алексеевна и Леонид Михайлович Гуляевы!

    Самый молодой курсант


    Это ведь на какой родительский подвиг пришлось им пойти, чтобы добиться отправки сына в армию в семнадцать-то лет! Настоящие коммунисты еще ленинского призыва, они сами были в боевом строю с первых дней войны. Кандидат исторических наук подполковник Леонид Гуляев, воевавший в Красной гвардии еще в 1918 году, будучи заместителем начальника политотдела военной авиационной школы, приложил немало усилий, чтобы Володю 20 апреля 1942 года зачислили курсантом в Молотовскую (Пермскую) военную авиационную школу пилотов. Восемнадцать ему исполнялось лишь через полгода, но Леонид Михайлович, мотивируя тем, что и в аэроклуб Володю приняли в пятнадцать, хоть и с трудом, но уговорил начальника школы все же взять сына в виде исключения. Говоря современным языком — «устроил по блату», устроил с железной перспективой попадания на фронт, где летчики в 1942 году гибли сотнями, совершая всего по 10 — 15 боевых вылетов… Леонид Михайлович это знал лучше других и мог бы и поберечь сына. Но это была семья настоящих патриотов своей Родины, да и Володя буквально рвался на фронт.

    Он стал пилотом бронированного штурмовика Ил-2. Это был самый массовый ударный самолет фронтовой авиации Красной Армии, самолет поля боя, вынесший на своих крыльях основную тяжесть воздушной войны. Настоящий труженик неба, который сгорбился от неимоверных тягот, невзгод и жестоких боев, но выстоял и победил! С грубоватой фронтовой прямотой его так и звали — «горбатый». В боевые части от авиазаводов в годы войны поступило 33 тысячи 83 самолета Ил-2, а утрачено 22 тысячи 503, из них над полем боя — 10 тысяч 762… «Горбатые» под шквальным зенитным огнем буквально висели над вражескими позициями, «выклевывая» фашистов из окопов и блиндажей, уничтожая бронетехнику и артиллерийские батареи. От этого и такие страшные потери. Бывало, что целой дивизии штурмовиков хватало всего лишь на несколько месяцев боев. Храбрые это были ребята — летчики-штурмовики. Не случайно, что среди них воевало больше всех Героев Советского Союза — 860, как и дважды Героев — 27!

    … Самый молодой курсант Молотовской школы летчиков-штурмовиков Володя Гуляев окончил ее с отличием и, получив звание младшего лейтенанта, прибыл с новой партией пополнения в 639-й полк, который базировался тогда около города Велиж.

    В ноябре 1943 года началось формирование 335-й штурмовой авиадивизии, в которую вошел полк Гуляева и соседний, 826-й, из их 211-й дивизии. Зимой летчики новоиспеченной дивизии летали редко, в основном на разведку. Гуляеву удалось совершить всего лишь один боевой вылет. Первый он и есть первый: под крылом, словно в немом кино, стремительно мелькали очертания целей, по которым, преодолевая страх быть сбитым или вывалиться из строя и потерять ведущего, надо было стрелять и бомбить. Предательски дрожащие от напряжения коленки и неприятное ощущение близости смерти все же не помешали ему выполнить свою первую боевую задачу не хуже других. Так в белорусском небе, над Витебщиной, «родился» еще один летчик-штурмовик.

    Весной 1944 года в дивизию Гуляева поступил приказ на перевод 639-го полка на 2-й Украинский фронт. Это событие должно было бы обрадовать Володю, ведь начальником агитации и пропаганды 53-й армии на 2-м Украинском воевал его отец. Но он поступил по-гуляевски: упросил командира дивизии не отправлять его на Украину и перевести в соседний, 826-й, штурмовой полк 335-й дивизии. В 1-й эскадрилье этого полка Владимир Гуляев и пройдет все свои фронтовые университеты до самого победного дня — 9 мая 1945 года.

    В грозовом небе Белоруссии, Прибалтики и Пруссии


    В мае 1944 года 335-я штурмовая дивизия в составе 826-го и 683-го штурмовых авиаполков скрытно перебазировалась на аэродром у Городка на Витебщине. Ей отводилась важнейшая роль в предстоящих боях за Витебск и Полоцк. Витебскую группировку немцы называли громко и помпезно — «Щит Прибалтики». Этот самый щит и предстояло выбить из кровавых рук «сверхчеловеков» нашим войскам.

    Первые вылеты Гуляева были на штурмовку железнодорожных станций Ловша, Оболь, Горяны на дороге Витебск — Полоцк. Особенно досталось фрицам от ударов Владимира в Оболи. На эту станцию он летал 20 мая, 6, 13 и 23 июня. В полковых документах за 13 июня говорится: «Летая на штурмовку ж.д. станции Оболь в группе из шести Ил-2, сделав 3 захода, несмотря на сильный зенитный огонь противника, т. Гуляев сбросил бомбы в эшелон, наблюдались 3 взрыва с черным дымом, огнем пушек и пулеметов расстреливал живую силу противника. Задание выполнил отлично. Результат штурмовки подтверждается фотоснимком и показаниями истребителей прикрытия». К этому следует добавить, что сама станция прикрывалась четырьмя зенитными батареями да еще двумя на подходе к ней. Это целое море зенитного огня! Гуляев, пренебрегая смертельной опасностью, трижды нырял в это море. И не только остался жив, но и повредил немецкий эшелон. Об этой его снайперской атаке даже написала армейская газета «Советский сокол». Вырезку со статьей Гуляев потом долго с гордостью носил в своем летном планшете.

    Во время операции «Багратион» 826-й штурмовой полк наносил удары по живой силе и технике противника, двигающейся по дорогам Добрино — Вербали — Шумилино — Бешенковичи, Ловша — Богушевское — Сенно и Ловша — Климово. В составе шестерки штурмовиков ведомым у командира 1-й эскадрильи капитана Попова поднялся в воздух и младший лейтенант Гуляев со своим воздушным стрелком — сержантом Василием Виниченко. Их целью была немецкая колонна на дороге Ловша — Полоцк. Но с воздуха они вдруг увидели, что на станции Оболь стоят под парами целых 5 эшелонов врага! Сквозь плотный частокол зенитного огня к ним прорвались лишь Попов и Гуляев. Но Попова все же сбили, сбили над самой станцией. Вместе с ним погиб и его стрелок старшина Безживотный. Сбросить бомбы на эшелоны и вернуться на свой аэродром целым и невредимым удалось лишь Гуляеву. На станции Оболь потом еще целых два дня бушевал пожар и рвались боеприпасы. Правда, достойной оценки снайперский удар Владимира Гуляева у начальства не получил. В это просто не поверили. Живых свидетелей не было, а у Гуляева это был всего лишь восьмой боевой вылет. Конечно, сказалось и то, что дивизия в этот день впервые понесла столь большие потери: 7 самолетов и 4 экипажа. Тут уж было не до победных реляций перед вышестоящим командованием.

    Перелетев на аэродром Бешенковичи, 826-й полк после уничтожения врага в районе Лепель — Чашники принял участие в Полоцкой наступательной операции. Владимир Гуляев со своими товарищами штурмует немецкие колонны и позиции в районе Глубокого, Дуниловичей, Боровухи, Дисны, Бигосово. 3 июля громит врага на северо-западной окраине Полоцка, а 4 июля, в день освобождения города, участвует в разгроме немецкой колонны на дороге Дрисса (Верхнедвинск) — Друя. В результате этого сокрушительного удара немцы потеряли 535(!) автомашин и речную баржу. Несмотря на то, что враг нес столь чудовищные потери и отступал, полеты для наших штурмовиков были отнюдь не охотничьей прогулкой. Небо буквально рвали в клочья немецкие зенитки, а в облаках постоянно рыскали «фоккеры» и «мессеры». И всякий раз кому-то из летчиков дивизии не было суждено вернуться на родной аэродром. Сбиты экипажи Акимов — Куркулев, Федоров — Цуканов, Осипов — Кананадзе, Куроедов — Кудрявцев, Маврин — Вдовченко, Матросов — Катков, Шкарпетов — Коргин… Экипажу Гуляев — Виниченко, слава Богу, везло.

    А вот в районе Резекне удача от Гуляева отвернулась. Во время атаки артиллерийских позиций его самолет получил тяжелые повреждения, и «илюху» пришлось сажать с остановившимся мотором прямо на лес. Старенький Ил-2 с металлическими крыльями принял страшный удар о деревья на себя, как мог смягчил его и, погибая, все же спас экипаж от верной смерти. Владимира Гуляева в бессознательном состоянии срочно доставили на попутном Ли-2 в Центральный авиационный госпиталь в Москву. В свой полк он вернулся лишь через три с половиной месяца. О тяжелом ранении напоминали шрамы на переносице и подбородке и неутешительное заключение врачей, которое позволяло надеяться на полеты только в легкомоторной авиации. А это, увы, деревянно-полотняные «кукурузники» По-2. Такие были в 335-й дивизии лишь в штабном звене управления. Здесь скрепя сердце на должности пилота По-2 он и продолжил свою службу. Так и летать бы ему на этой «швейной машинке» до самой победы, но не прошло и месяца, как затосковала его штурмовая душа по ставшей родной кабине «илюхи». Стал писать рапорт за рапортом и в конце концов добился повторной медкомиссии, а в марте 1945 года вновь поднял свой любимый Ил-2 в воздух. И в одном из первых боевых вылетов едва не погиб. Архивный документ повествует об этом лаконично и сухо: «26.3.1945 г. летал на штурмовку автомашин противника в район Бальга. Произведя три захода на цель, он уничтожил три автомашины и создал один очаг пожара. От прямого попадания зенитного снаряда самолет его был поврежден, но благодаря отличной технике пилотирования он привел самолет на свой аэродром и благополучно произвел посадку». Смерть, опалив его своим страшным жарким дыханием, пронеслась совсем рядом. Но и после этого Гуляев неудержимо рвется в бой, совершая по 2 — 3 боевых вылета в день.

    6 апреля целью Гуляева и его товарищей стал город-крепость Кенигсберг (Калининград). Летчикам именно их дивизии была доверена высокая честь сбросить с самолета ультиматум коменданту Кенигсберга генералу Отто Ляшу. Не выдержав мощи ударов атакующих, цитадель прусского милитаризма пала всего через три дня — 9 апреля. Именно в этот день за мужество, отвагу и совершенные 20 успешных боевых вылетов в небе Восточной Пруссии Владимир Гуляев был представлен к ордену Отечественной войны I степени.

    А поставить победную точку в войне лейтенанту Владимиру Гуляеву было суждено на… Красной площади в Москве!

    24 июня 1945 года на Параде Победы в составе сводной роты летчиков 3-й воздушной армии, в которую отобрали всего сто самых заслуженных счастливчиков, он с тремя орденами на груди гордо и торжественно маршировал по легендарной брусчатке у мавзолея Ленина. Впереди колонны — овеянное славой Боевое Знамя 335-й Витебской ордена Ленина Краснознаменной, ордена Суворова штурмовой авиадивизии. В первой шеренге — Герои Советского Союза. Среди них — командир его 1-й эскадрильи Герой Советского Союза капитан Федор Садчиков. Высокий и стройный Гуляев тянет носок не где-нибудь, а правофланговым! О каком счастье еще можно было мечтать, тем более когда тебе всего-то двадцать лет…

    Наступившее мирное время не нашло Гуляеву места в военной авиации. Сказались последствия ранений, контузии и заработанной на лесном белорусском аэродроме малярии. Без неба в армии он себя не мыслил и 30 ноября 1945 года без всяких колебаний надел цивильный костюм. Для Владимира Гуляева начиналась новая, гражданская жизнь.

    «Я — седьмой, докладываю...»


    Когда в очередной раз с экрана в фильме «Бриллиантовая рука» звучат эти слова и лейтенант милиции Володя на месте летчика-штурмана военного вертолета Ми-8Т преследует контрабандистов, мне всегда хочется сделать стоп-кадр. Вот так же, на таких же бреющих высотах, но только в кабине грозного Ил-2 беспощадно громил немецкие колонны летчик-штурмовик Владимир Гуляев. Как хочется, чтобы об этом знали и всегда помнили зрители этого замечательного фильма! Представляете, какие чувства переполняли Владимира Леонидовича, человека с сердцем летчика, во время этого, увы, ставшего для него последним полета. Летать ему в фильмах больше не довелось. Жаль, что и Леонид Быков не пригласил Гуляева в свой фильм «В бой идут одни „старики“. А ведь Владимир Леонидович был на фронте не только боевым летчиком, но и активным участником полковой самодеятельности, где снискал себе славу блестящего исполнителя популярных в те годы песен.

    Съемки эпизода с вертолетом в „Бриллиантовой руке“ происходили 4 и 5 сентября 1968 года в районе Гжатска (ныне город Гагарин). Главком ВВС главный маршал авиации Герой Советского Союза Константин Вершинин пошел навстречу киногруппе и буквально отжалел новейший, официально принятый на вооружение советских ВВС только в том же 1968 году и еще совершенно не знакомый даже военной аудитории десантно-транспортный вертолет Ми-8Т. А может, знал, что сниматься будет Гуляев? Таким образом премьерный показ вертолета случился не на страницах „Красной звезды“, а на киноэкране. И в добрый час, потому как вертолеты Ми-8Т успешно летают до сих пор!

    В „Бриллиантовой руке“ у Гуляева далеко не главная роль, но без него, без его обаятельной игры трудно представить этот фильм. Запоминается каждое появление Владимира в кадре, каждая реплика, буквально каждый жест. Во всем, кстати, чувствуется армейская косточка. Помните, как он вручает Семену Семеновичу Горбункову мечту фронтовиков — итальянский пистолет М-1934 „Беретта“?

    Работа над фильмом началась 29 апреля 1968 года (снимались эпизоды с лейтенантом Володей и его начальником капитаном Михаилом Ивановичем — героем артиста Станислова Чекана), но уже с 9 по 13 мая Леонид Гайдай сделал в них перерыв. Ведь буквально накануне в павильон „Мосфильма“ пришли съехавшиеся со всей страны однополчане Владимира Гуляева, прибывшие на встречу ветеранов 335-й Витебской штурмовой гвардии, которая должна была состояться 9 мая в Центральном Доме авиации и космонавтики. Прямо со съемочной площадки к ним вышел в лихо одетой, по-авиационному набекрень, фуражке таксиста их Володя. Такой же веселый, неунывающий, а если заменить фуражку на летную — все тот же старший летчик 826-го Витебского полка лейтенант Гуляев.

    На счету у выпускника ВГИКа, ученика легендарных М.Ромма и С.Юткевича, актера Театра-студии киноактера, заслуженного артиста России Владимира Гуляева не так уж и много ролей — где-то около сорока. Играл он просто, но за этой простотой скрывалась какая-то необъяснимая магия добра. Даже кратковременное появление его в кадре создавало в фильме удивительную атмосферу искренности и веры. Видимо, поэтому режиссеры так часто приглашали его играть в эпизодических ролях.

    Владимир Леонидович Гуляев всего на три дня пережил свое 73-летие и умер 3 ноября 1997 года. Кто сегодня помнит о нем? А ведь его имя, особенно у нас в Беларуси, не должно быть забыто. И было бы в высшей степени справедливо, если бы к празднику победы над фашизмом в Витебске, Бешенковичах или в Оболи появилась бы мемориальная доска или улица, посвященная этому замечательному артисту, летчику-штурмовику, геройски сражавшемуся за нашу свободу и независимость.
    По материалам: sb.by



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 25 октября 2010, 13:56
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021