Самая мужественная роль Алисы Бруновны Фрейндлих
Люди и судьбы

    Алиса Бруновна Фрейндлих… Актриса, у которой что ни возьми — не как у всех: имя (редкое для своего времени), отчество (не Петровна или Степановна), да и фамилия непонятно про что, но опять же — красиво звучит. А для понимающих по-немецки яснее ясного: freundlich (прилагательное) значит «дружеский». Вчера у Алисы Бруновны Фрейндлих был юбилей, который никоим образом не влияет на эту удивительную актрису — самую талантливую, самую элегантную, самую достойную…

    Алиса Фрейндлих — народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственной премии. Больше 60 ролей в кино и столько же в театре (Театр имени Комиссаржевской, Ленсовета, БДТ). Ее корни из Германии — родня бабушки, Зейтцы, обосновалась в Петербурге еще в екатерининские времена. Прапрапрадед приехал из Мекленбург-Шверина. Один из двоюродных братьев деда был садовником Царского села и двора его императорского величества. Алиса Фрейндлих имеет дочь и двух внуков.

    Самая страшная страница жизни: Блокада 1942–1943 гг. Она из блокадных детей, чудом выживших. Первую тяжкую зиму пережили благодаря бабушке, потому что немка выстроила в семье железный режим, согласно которому все получали хлеб строго по часам. Она категорически не разрешала выкупать хлеб за следующий день: выкупали только то, что полагалось на сегодня. В 2014-м Алиса Фрейндлих «возвращается» к блокаде, снявшись в сериале «Линия Марты».

    Алиса Фрейндлих (цитата): «Мама не хотела уезжать из Ленинграда, сказала: «Если умирать, так умирать здесь».

    Самая первая роль в кино: Гимназистка («Бессмертная песня», 1957 год). Самое интересное, что ее фамилии нет даже в титрах этой идеологически выдержанной картины про 20-й год, красноармейцев, кубанскую станицу и музыкальную школу в ней. Так вот, Алиса Фрейндлих играет… буржуазный элемент, которая в отличие от других энтузиастов отказывается разучивать «Интернационал». В эпизоде у Фрейндлих через плечо перекинута довольно тугая коса — и она презрительно произносит «фи», за что ее изгоняют из школы как классового врага. Играть ей особенно нечего, но фактура запоминается: глаза даже не светлые, а какие-то ясные, чуть удивленные.

    Через четыре года в потрясающей комедии «Полосатый рейс» ей доверят роль буфетчицы в цирке, и в ее ясных глазах поселится мечта, озвученная нежным голосом: «Я тоже обязательно кем-нибудь стану. Вот возьму и поступлю осенью в училище».

    Самая неслучившаяся роль: Шурочка Азарова (комедия «Гусарская баллада», 1961 год). Алиса просто не прошла кастинг: режиссер Эльдар Рязанов не обнаружил в ней и намека на юношеское начало: «В ней было что-то предательски женское». Как показало время, именно этот режиссер на съемочной площадке и дальше будет усиленно бороться с ее непобедимой женственностью и один раз все-таки победит — в «Служебном романе».

    Самая королевская роль: Анна Австрийская, супруга короля Франции Людовика XIII («Д'Артаньян и три мушкетера», 1979);

    Режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу еще до того, как он начал готовиться к съемкам, было ясно, что именно Фрейндлих будет королевой, а Табаков — королем. Почему?

    Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Потому что Алиса Бруновна — олицетворение женственности, редкое сочетание изящной внешности, тонкости и ироничного, острого ума. Это сгусток женского обаяния. Какие бы красавицы ни сидели вокруг, их через пять минут уже не было видно, а от нее невозможно было оторваться.

    Сколько на нее уходило дублей? Дублей, можно сказать, на нее вообще не уходило. Когда я снимал ее на «Кодак», то хватало одного. А с советской пленкой, чтобы получить приличное качество, — десяти. Но как раз тут и начиналось самое интересное. Мне очень сложно было что-то выбрать, так как с Алисой они все были исключительного качества».

    Еще одна самая неслучившаяся роль: Надя (новогодняя комедия «Ирония судьбы», 1976 год). Алиса пробовалась на эту роль с Олегом Басилашвили. И Рязанов не увидел в Алисе на этот раз педагогического начала. Фрейндлих он предпочел Барбару Брыльску, которая тоже не так уж сильно напоминала простую училку из Ленинграда. «Дело не в том, что она учительница, — объяснял режиссер Алисе, — нужна была актриса, которая сразу бы, в одночасье, заставила героя в себя влюбиться. А вас надо узнать, чтобы влюбиться». Встреча Фрейндлих и Рязанова снова оттягивалась на неопределенный срок. Алиса Фрейндлих (цитата): «Много ролей прошло мимо, так что нечего расстраиваться».

    Самый страшный сон: Ей несколько раз снился один и тот же сон с вариациями: со сцены она видит, как зрители уходят — и зал мгновенно пустеет.

    Алиса Фрейндлих (цитата): «Еще многим актерам, в том числе и мне, периодически снится, что я сижу у себя в гримерной совершенно раздетая, а мне говорят: «Алиса Бруновна, ваш выход». И тогда начинается паника, я просыпаюсь в холодном поту».

    Самая мальчишеская роль: Малыш («Малыш и Карлсон, который живет на крыше», Театр имени Ленсовета, 1969 год).

    Если в кино в ней не обнаружили юношеского начала, то в Театре им. Ленсовета все-таки согласились на ее мальчуковую правду. Но после того как актриса буквально выпросила для себя роль Малыша. Ах, это был всем Малышам Малыш, который вел себя соответственно возрасту — бесстрашно скатывался по перилам, бродил с Карлсоном по крышам, дразнил «домомучительницу». А ей, между прочим, было 35, и к тому же она только начала курить. Какой прекрасный и неправильный Малыш!

    Алиса Фрейндлих (цитата): «Очень часто выхожу погулять и тут же беру сигарету. Я много курю, больше пачки в день».

    Самая мужественная роль: Людмила Прокофьевна (комедия «Служебный роман», 1977 год). Людмила Прокофьевна, начальница экономического отдела — воплощение мечты Эльдара Рязанова, как из красавицы сделать чудовище. Удалось, и даже слишком: Фрейндлих полностью соответствовала своему служебному прозвищу — Мымра. Стариковские очки, блондинка «убита» невыразительной шатенкой, походка мужеподобная — на экране не синий, а глухо-лиловый чулок. За такой ухаживать особый «кайф» даже для слепцов. Фрейндлих с азартом искала, как бы получше себя обезобразить — в костюмерной театра нашла костюмчик из кримплена 52-го (!!!) размера, перекрасила волосы, а внутри… Кто ж знает, как она себя ломала, — мы увидели лишь превосходный результат.



    Самая трогательная роль: Оскар («Оскар и Розовая дама», Театр Ленсовета, 2004 год). Ей 70, а она получает роль 10-летнего мальчика, который смертельно болен. Он отражен в воспоминаниях пожилой сиделки, которую играет она же. Весь спектакль зал сидел, что называется, на слезе, а в финале плакал, не стесняясь слез.

    Алиса Фрейндлих (цитата): «Я понимала, что голос его я не возьму, для этого нужен хороший кузнец, который бы щипцами прижег связки. Манера, мне нужна манера: у мальчиков, в отличие от девочек, особые отношения с буквами. Когда мне звонит моя внучка, я слышу, как льется речь, а мальчик рубит, рубит, для него главное — согласные».

    Самая большая страсть: Вторая страсть после театра — это грибы. Собирать, солить, мариновать, суп из них делать и даже квасить — это ее. Да, квасить, и среди театральных людей только одна Алиса Фрейндлих знает этот старинный рецепт.

    Алиса Фрейндлих (цитата): «Я жду их… я даже зимой во сне вижу лес. Раньше грибы искала хорошо, сейчас хуже вижу».

    Самая взрослая роль: Анна Борисовна («На Верхней Масловке», 2005 год). Ей 71 год, а ее героине — за 90. В квартире на Верхней Масловке живут в прошлом известная скульпторша и молодой режиссер. У нее особый грим, но не старческий: никаких накладок — и гримеры ничего не прорисовывали, лишь усугубляли природные особенности лица.

    Алиса Фрейндлих (цитата): «Я жила в других ритмах: пожилому человеку приходится преодолевать дыхание, пластику. Когда молодую душу не пускает старый организм — это я и играла».

    Самое философское высказывание:

    — Что важнее: искусство или жизнь?

    — Для меня? Искусство. Потому что жизнь без искусства была бы скучна. Жизнь — прилагательное.

    — Ваш выбор: любить или наслаждаться?

    — Наслаждаться, любя.

    Самая недавняя Алиса: Алиса (спектакль «Алиса», БДТ им. Товстоногова, 2014 год). Это не Льюис Кэрролл в том виде, к которому привыкли и ждут. Героиня в исполнении Алисы Фрейндлих из одноименного спектакля потеряна и одинока в реальном мире, ее неожиданное путешествие в Страну чудес — попытка вернуться к самой себе.

    Самое честное: Алиса Фрейндлих (цитата): «Хватит, говорю. Играть хватит. Я буду работать, конечно, пока есть силы. Во имя того, чтобы сохранить в себе силы, пока не ослабли мышцы — ни души, ни тела. Только для этого буду работать. Столько — сколько смогу. Но… конечно, хватит. Честно говорю».

    Самое лучшее об Алисе: Написано в книге, посвященной замечательному режиссеру и мужу актрисы Игорю Владимирову.

    Вот одна из его цитат: «Мне часто снится Алиса. …Тонкие, чуть нервные пальцы осторожно касаются моих плеч. Тепло подбородка струится по волосам, приятно щекочет макушку. Это Алиса. Я узнаю ее по рукам. Мое воображение находится в плену дурманящей осязаемости. Мне даже кажется, что я ощущаю подрагивание воздуха на ресницах Алисы… Я просыпаюсь, силюсь — но никак не могу вспомнить, было ли это на самом деле. Наверное, и не раз. А может быть, именно так и не бывало никогда. Возможно, эта мизансцена — предвестие какой-то другой, пока неведомой нам жизни».
    По материалам: mk.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 09 декабря 2014, 07:52
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020