Иоанн Грозный или Иван Великий? (Часть I)
Люди и судьбы

    Иван Грозный и Малюта Скуратов (Седов Г. С.)

    Пожалуй, никакая историческая фигура не вызывает среди российского думающего сообщества больших споров, чем первый русский царь Иван Грозный.

    Бытует даже термин «Иван Великий». Но в старинном фольклоре сохранилась и совсем другая характеристика – «Царь-собака». Историк Владимир Кобрин писал: «Мало найдется в отечественной истории людей с такой стойкой популярностью в массовом сознании, как Иван Грозный.

    Царь Иван Васильевич в памяти народной


    Вероятно, в этом феномене соединилось многое. И неизбывное чувство преклонения перед сильной личностью, и несомненная яркость этого человека, особенно по сравнению с посредственностями, которых так много перебывало после него на русском престоле. И ужас перед садизмом и жестокостью, перед страшными казнями.

    Разнообразен царь Иван в народном фольклоре. В одних песнях он – герой, взявший Казань. Правда, и под стенами вражеской крепости он проявляет необузданный жестокий нрав: стоило чуть-чуть запоздать взрыву подкопа под городские стены по сравнению с царскими расчетами, как уже «государево сердечко рассердитовалось, приказал он пушкарёв казнить-вешать».

    И только нашедшиеся «в полку люди умные, люди умные, люди разумные» сумели уговорить царя не торопиться. И все же здесь он хоть и вспыльчив, но и отходчив. В другой песне народ горько оплакивает Грозного: «Ты восстань, восстань, ты, наш православный царь… царь Иван Васильевич, ты наш батюшка!»

    А как фольклорный царь Иван разговаривает с собственным сыном:

    Тут стемнел царь, как темна ночь,
    Зревел царь, как лев да зверь:
    «Сказывай, собака, про измену великую!
    Ты на братца скажешь, так братца не видать,
    На себя ты скажешь, то свою головку потеряешь».


    В другом же случае Грозный похваляется:

    Первого боярина в котле велю сварить,
    Другого боярина велю на кол посадить,
    Третьего боярина скоро велю сказнить.


    На российском северо-западе появилась самая известная критическая сказка про Грозного-царя – «Почему завелась на Руси измена».

    В сказке рассказывается, что послал Иван Васильевич послов ко всем королям и князьям и потребовал платить ему дань. Короли и князья все собрались и написали грамоту, а в грамоте было сказано, что если царь Иван отгадает загадки, то дадут они ему 12 бочек золота и будут платить ежегодную дань. Если же не отгадает, то должен он с царства сойти. А загадок три: что удалее всех на свете, что милее всех на свете, что слаще всех на свете. Думали-гадали царевы бояре, князья и умные люди и ничего умного не нагадали.

    Пришло срочное время, отправился царь на восток к белому камню для отгадывания загадок. По дороге встретил он мужичка-старичка, строящего церковь. Они разговорились, и попросил царь о помощи. Старичок помочь обещал, но с условием, что когда царь получит 12 бочек с золотом, то одну ему отдаст. Царь обещал и тогда старичок сказал, что удалее всех на свете глаза – куда ни взгляну, тут же все вижу. Милее всех солнце красное, как засветит, все веселятся, а слаще всех вода – без нее жить нельзя. Поехал царь, сказал ответы и получил 12 бочек с золотом. Отправился назад, надо бочку с золотом старику отдавать. Стал царь со свитой советоваться. Много, говорит, у нас войска и все содержать надо, а старичок – зачем ему столько золота? Лучше мы вынем из бочки две части золота и всыплем песку, сверху оставим золото: старичок и не заметит.

    Подъехал Иван Васильевич к старичку. Вот, говорит, тебе бочка золота. Старичок отвечает: «Ну, Царь русский, Иван ты Васильевич и Грозный! Сам ты ввел измену в Русь православную, и никогда ты ее с этого времени не искоренишь, и ни другой кто-либо. Причиною всего этого ты сам, Царь. Я спас тебя и жизнь твою; ты обещал мне за это бочку золота, а вместо золота платишь песком». Царь видит, что человек это не простой, и слезно просит взять любую бочку золота. Старичок отвечает: «В золоте твоем я не нуждаюсь, и жить буду без твоего золота, а нужна была правда. Ты сам изменил правде, и измена эта, опять повторяю, на веки веков останется на Руси, и ни ты, и ни другой кто не может искоренить ее: всему этому злу причин. – И не стало перед царем ни старичка, ни церкви. Понял Иван Васильевич, что говорил с ним Господь Бог.

    Попытаемся немного приоткрыть завесу таинственности над этим выдающимся государственным мужем. Ведь многие факты из его жизни известны только ученым-историкам, а плохая информированность порождает жуткие домыслы и ложные представления. Руслан Скрынников полагал, что Иван Грозный первым в русской истории сделал террор сердцевиной государственного управления, при нем появилась крайне живучая традиция управления огромной и многонациональной страной, в первую очередь, через насилие. Апофеоз такой политики – опричный террор и погром Новгорода в 1570 году.

    Иван Грозный находился у кормила власти с 1533 по 1584 год, более пятидесяти лет, за это время произошло необыкновенно много событий, поэтому неудивительно, что ко времени его правления проявляется особый интерес.

    Отец и дед


    Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи (Лебедев К. В.)

    Существует мнение, что именно Иван Грозный как первый русский царь является основателем единого российского государства.

    Это никак не соответствует историческим реалиям. Единое государство построено усилиями как минимум трех великих князей московских – основательный фундамент заложил дед Грозного и его полный тезка Иван Васильевич (обычно его называют Иван Третий). Именно он первым принял титул «Государя всея Руси». Начиная с 1470-х годов он неуклонно и очень твердо проводил политику, получившую название «собирание русских земель».

    Первоначально он был лишь одним, но самым сильным среди нескольких великих князей (были тверской, рязанский, суздальско-нижегородский и иные, а не только один московский и владимирский). Иван Васильевич присоединил Ростовское княжество и великое княжество Ярославское.

    Наиболее неоднозначным было присоединение (по сути – завоевание) новгородской республики в 1470-1471 году. В пользу завоевания говорит тот факт, что в присоединенном Новгороде была проведена массовая конфискация земель у враждебных Москве новгородских бояр, и именно эти обширнейшие земли стали распределяться как первые поместья – так помещики появились как массовое явление в результате разгрома новгородской республики. Однако отметим, что боярам-новгородцам (тем, кто не был изобличён в открытой измене) после конфискации их вотчин были выделены поместья такого же или большего размера в других уездах государства.

    В 1480 Иван Третий окончательно и бесповоротно сбросил на Руси власть к тому времени сильно ослабевших ханов Золотой Орды. Иван провозгласил себя Самодержцем – то есть независимым ни от кого монархом. Дело, начатое предком его Дмитрием Ивановичем на поле Куликовом, было завершено и, что замечательно, совершенно бескровно – русская и татарская армии стояли два месяца напротив друг друга на берегах реки Угры, но татары так и не осмелились атаковать сильнейшее русское войско. В 1483–85 годах Ивану Васильевичу удалось сломить главного противника его рода среди великих князей – великого князя тверского. Тверь пала. Таким образом, первый русский самодержец и государь всея Руси Иван Васильевич (Иван III) совершил объединение почти всех русских земель под своей властью (исключение: Псковская республика и великое княжество Рязанское).

    Второй российский самодержец – Василий Иванович – был младшим сыном Ивана III и Софии Палеолог, византийской принцессы. Родился он 25 марта 1479 года. После смерти наследника престола – Ивана Молодого, сына Ивана III от первого брака, произошла борьба за престолонаследие, из которой победителем вышел Василий III. Он был назначен сперва великим князем новгородским и псковским, а потом соправителем Ивана III, после смерти которого Василий III беспрепятственно вступил на престол 27 октября 1505 года.

    Василий III продолжал политику отца по отношению к Литве и Польше – «собирание русских земель». Конечной целью ее было присоединение к Москве всех западнорусских областей, а очередными задачами – присоединение отдельных городов и областей и отстаивание интересов православия в Литовском государстве, в частности – защита сестры великого князя, королевы Елены, от посягательств на ее веру, а также признание со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя – «Государь всея Руси». (Что по сути означало крушение прав великого князя литовского на южно-русские земли!)

    После смерти короля польского Александра был избран на литовский престол его брат Сигизмунд. Он предъявил требование о возвращении занятых Москвой городов, но получил отказ. Затем перешел на сторону Москвы видный и богатый литовский вельможа князь Михаил Глинский. Отряды его и других служилых князей начали воевать литовские земли. В 1512 г. Василий III Иванович вновь выступил в поход, осадил Смоленск. Через два года Смоленск сдался, у Орши московские войска потерпели жестокое поражение от гетмана князя Константина Острожского (знаменитого литовского магната и талантливого полководца, интересно то, что князь Острожский был вождем православной партии в Литовском государстве).

    Борьба за Смоленск продолжалась не один год, повторилась «новгородская история» – значительная часть смоленских бояр стремилась отложиться обратно к Литве, за что многие из них лишились голов (не допустил мятеж смоленских бояр наместник смоленский князь В.В.Немой-Шуйский, его имя еще встретиться на страницах русской истории). Москва начала переселять местных землевладельцев вглубь Российского государства и давать им поместья и вотчины на новом месте, а на их место поселяли тверичей, новгородцев, ярославцев, москвичей.

    В 1511 году была окончательно и бесповоротно присоединена Псковская республика и вновь был применен «новгородский опыт» с переселением и обновлением состава псковского дворянства. Василий умело стравливал двух претендентов на последнее удельное великое княжество – Рязанское, приготовляя и его окончательное присоединение к Русскому царству.

    Императорский посол барон фон-Герберштейн был очень наблюдательным человеком и оставил после себя крайне интересные воспоминания, в частности в них он писал о том, что Василий Иванович обладает такой огромной властью, какой нет ни у какого другого монарха в Европе. Государь всея Руси проводил жесткую внутреннюю политику, но его правление обошлось без казней, при всей любви решать государственные вопросы самолично, Василий нисколько не изменял традиции совместного управления государством с Боярской Думой, состоящей из первых аристократов государства.

    От первого брака с Соломонией Сабуровой у Василия не было детей, и в 1526 году он развелся с нею, насильно постриг Соломонию в монахини и женился на княжне Елене, дочери князя Василия Глинского. От этого брака родились сыновья Иван, будущий Иван Грозный и Юрий. Василий III, судя по рассказам современников, был нрава сурового и крутого; он был типичным московским князем. Скончался Василий III от злокачественного нарыва 3 декабря 1533 года.

    Кто такие «княжата»?


    Иван Третий был первым российским самодержцем. Но самодержавие еще очень молодо, а самодержцу требовалась поддержка, сила на которую государю можно было опереться. Только появляющееся поместное дворянство не могло ею стать.

    Опора была возможна лишь на аристократию, после великого князя после присоединения других русских княжеств силу имели «княжата» – дальние родичи Государя всея Руси, так же как он происходившие от великих князей киевских или владимирских: Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого или Александра Невского. В России не было майората – правила наследование только старшему сыну, поэтому потомки великих и удельных князей быстро хирели и беднея превращались в слуг государевых, но не просто слуг – «первых слуг».

    Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса (Пелевин И. А.)

    В старом великом княжестве Московском главной опорой государя были несколько старинных семей, из поколения в поколения занимавшие важнейшие должности – бояре московские (Челяднины, Плещеевы, Шереметевы, Захарьины-Юрьевы – предки Романовых, Морозовы и др.). Княжата их несколько потеснили, но все равно те сохранили сильные позиции при дворе государя.

    Также были «литовские выходцы» – знатнейшие вельможи православного вероисповедания, подданные великого князя литовского, однажды решившие, что выгоднее перейти под московскую власть. Владельцы удельных княжеств, они подчас, пользуясь возможностью, переходили со всеми своими княжествами. Им даже позволялось то, что не разрешалось местным аристократам – собственные удельные княжества (их могли получить кроме них только младшие сыновья и братья самого государя ). Также они занимали первые места и в правительстве, протопипом которого можно считать Боярскую Думу. Главные их литовских князей – Мстиславские, Воротынские, Глинские и Патрикеевы и их потомки – фамилии Голицыных, Куракиных.

    А среди «княжат» были и свои «принцы крови» – князья Шуйские, по праву своего происхождения от великих князей суздальских и нижегородских, требовавшие для себя первых ролей в государстве. Все дело в том, что Шуйские были «владетельными князьями», а не служилыми, как в отличии от других «княжат», они перешли в московскую службы сразу с своего княжества в Шуе и ранее до того никому не служили. Они всегда получали должности воевод, наместников раньше других, в внеочередном порядке, все князья Шуйские получили высший чин боярина (обычно число бояр в ту давнюю эпоху не достигало 12).

    Но больше всего среди бояр было князей Оболенских – Курлятевы-Оболенские, Телепнёвы-Оболенские, Репнины-Оболенские, Кашины-Оболенские, Овчинины-Оболенские, Белые-Оболенские, Серебрянные-Оболенские и прочие). Это объясняется тем, что князья Оболенские были «литовсими выходцами» и перешли в российское подданство со всем Оболенским княжеством, т.е. тоже были владетельными князьями, но в отличии от Шуйских их было очень много, какие-то ветви рода Оболенских захирели, но как клан Оболенские были чрезвычайно сильными.

    Итак сила и могущество «княжат» были одновременно и силой и могуществом государства, даже их борьба за старшинство всегда была направлены против друг друга и никогда не против самого Государства. В разговоре о опричнине (о ней пойдет речь подробно с следующих частях) существует укоренившееся представление, что острие политики Ивана Васильевича было направленно именно против бояр – противников централизации и укрепления государства. И что главным врагом Ивана Грозного было именно боярство.

    Попробуем разобраться в вопросе основательно. Историк Владимир Кобрин пишет: «Мысль о том, что боярство было постоянной аристократической оппозицией центральной власти, возникла в нашей науке во многом под влиянием знакомства с историей Западной Европы, где гордые и самоуправные бароны сопротивлялись королям. Но сопоставление это грешит неточностью. Прежде всего, на Руси не было боярских замков. Функция замка – не защита от вора, а военные действия. Замок осаждали, барон со своими вассалами его оборонял. Это и создавало его независимость».

    На Руси же когда подходил неприятель – иноземный или из соседнего княжества, боярин никогда не принимался за укрепление и оборону своей усадьбы. Русские бояре защищали не каждый свое село, а все вместе – княжеский (позднее – великокняжеский) город и все княжество в целом.

    Как широко известно, высшим правительственным учреждением была Боярская дума; все указы и законы оформляли как «приговоры» или «уложения» царя и великого князя с боярами. Все историки согласны, что воплощенная в этих указах правительственная политика была направлена на централизацию страны.

    Что касается старых княжеских родов, утративших свою независимость и ставших сначала вассалами, а потом и подданными государя всея Руси, конечно, у многих из них сохранились и ностальгическая тоска по «доброму старому времени», и доля неприязни к «кровопийственному» роду московских князей (выражение одного из таких потомков удельных князей – Курбского). Но жизнь брала свое. Бывшие удельные властители входили в Думу, становились воеводами в полках, наместниками в уездах, разбирали судебные дела. Эти поручения носили общерусский характер, требовали разъездов по стране. Князьям становились необходимы вотчины за пределами родового гнезда. Была еще одна побудительная причина для приобретения владений за пределами своего родового гнезда. Княжеские вотчины мельчали в семейных разделах и сохранить их в одних руках стало невозможным. В результате у многих князей вотчины в родовом гнезде составляли лишь часть (да и то не главную) владений.

    Часто можно прочитать, что бояре владели вотчинами – крупными наследственными владениями, а дворяне – мелкими поместьями, которые давались лишь под условием службы и не передавались по наследству. Это расхожее мнение не верно. Как правило, у одного и того же лица были в собственности одновременно и вотчины, и поместья. Поместья с самого начала (с конца XV в.) были фактически наследственными и достигали порой весьма больших размеров».

    Если же внимательней приглядеться к политике опричнины, то мы увидим, что нет оснований считать ее направленной против бояр. «Как? – спросит читатель, хорошо знакомый с литературой. – Ведь все знают, что царь Иван казнил бояр».
    Историк Степан Веселовский специально изучил состав казненных в годы опричнины. Естественно, среди пострадавших много бояр. Прежде всего потому, что они стояли близко к государю и легче навлекали на себя его гнев. По подсчетам Веселовского, на одного боярина приходилось три-четыре рядовых землевладельца, а на одного представителя класса привилегированных служилых землевладельцев приходился десяток лиц из низших слоев населения.

    Таким образом представление, что Иван Грозный казнил бояр мягко говоря не совсем отвечает действительности – большинство жертв опричнины – представители народа, часто вообще никакого отношения к боярам не имевшие, а множество бояр и «княжат» сами служили в опричнине и благополучно уцелели во время казней.

    ЧАСТЬ II...
    По материалам: shkolazhizni.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 07 сентября 2010, 10:25
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020