Умер советский и российский актер Борис Химичев
Люди и судьбы

    Советский и российский актер театра и кино, народный артист России Борис Химичев скончался в воскресенье, 14 сентября, в Москве на 82-м году жизни. Об этом сообщил его друг актер Станислав Садальский.

    «Умер Борис Химичев — прекрасный актер старой школы, ученик старейшины МХАТа Павла Массальского», — написал он в своем ЖЖ. Садальский сообщил, что три года назад у Химичева умерла жена, а затем у актера случился инфаркт.

    О том, когда пройдут похороны, пока неизвестно.

    Борис Химичев родился 12 января 1933 года в селе Баламутовка Хмельницкой области Украины. В 1964 году он закончил школу-студию МХАТ, работал в Театре имени Маяковского, в Театре имени Моссовета. Химичев известен своим участием в таких популярных фильмах, как «ТАСС уполномочен заявить», «Возвращение резидента», «Черный треугольник», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Аты-баты, шли солдаты» и других.

    * * *


    Борис Химичев родился на Украине — в селе Баламутовка, Хмельницкой области. Сейчас глядя на стройного, подтянутого семидесятилетнего актера трудно поверить, что в детстве он был болезненным, хилым ребенком. По его словам, не было ни одной детской болезни, которой он бы не переболел.

    Лет с десяти юный Боря начал заниматься гимнастикой. Гантели помогли окрепнуть мальчику. Потом, уже учась в университете, Борис занялся моржеванием… Как говорил Борис Петрович, он совершенно не знал, что такое болезни. Но об этом позже…

    По окончании школы Борис поступил на математический факультет Киевского университета. Отучившись там несколько лет, Химичев решил круто изменить свою жизнь — попробовать себя в качестве актера.

    Приехав в Москву в 1960-м году, он подал документы сразу в несколько театральных училищ. В итоге поступил в Школу-студию МХАТ на курс Павла Масальского.

    Борис Петрович вспоминал: «Класс Павла Массальского был одним из самых сильных. В год моего поступления его окончил Высоцкий (он часто приходил в училище к своему приятелю Севе Абдулову, нашему сокурснику). А четырьмя годами раньше, в 56-м, из этой мастерской вышла Доронина. Она блистала уже в училище, и Массальский о ней говорил часто — ставил нам, нерадивым, в пример». Возможно, уже тогда у молодого Химичева возник интерес к этой талантливой актрисе…

    Вспоминая о своих студенческих годах, Химичев отмечал: «Я был гораздо старше однокашников, к тому же нелюдимым и сумрачным. Первые десять лет в Москве жил очень скромно: одевался бедно и очень стеснялся своего вида. Только к семидесятому году, начав работать в театре и сниматься в кино, обновил свой гардероб — пошил два роскошных костюма из черного бархата».

    Говоря о личной жизни Бориса Химичева, отмечают многочисленные браки актера. Сам же он говорил, что: «Ловеласом я никогда не был — слишком крепко во мне сидело патриархальное деревенское воспитание: если сблизился с женщиной — женись. Кстати, и все мои многочисленные браки — от серьезного подхода. Для меня вообще познакомиться с женщиной долгое время было проблемой».

    Первым предметом его обожания стала юная, прелестная актриса Татьяна Лаврова. Увидев ее в роли Нины Заречной, он просто потерял голову. Не долго думая, Борис Химичев написал ей письмо с объяснением в любви, под которым даже постеснялся подписаться.

    Вскоре судьба улыбнулась Химичеву — они познакомились. Он вспоминал: «…наши отношения даже обещали перерасти в красивый роман. Она меня сразу вычислила — показала письмо: признавайся, ведь это ты его написал! Куда было деваться — признался, конечно. А вскоре все у нас кончилось. Вышел я на учебную сцену, гляжу в зал, а там — Лаврова: сидит среди преподавателей и с большим любопытством на меня смотрит… Как тогда играл — напрочь не помню, но старался изо всех сил. После показа она почему-то ко мне не подошла. Я полетел к ней домой; дверь долго никто не открывал, наконец вышла мама: «Таня просила передать, что вы для нее больше не существуете...» Много позже, когда я уже стал всамделишным артистом, мы с Лавровой случайно встретились, разговорились. Я не удержался, спросил, почему она тогда меня так стремительно оставила. «Извини, — говорит, — но ты на сцене показался мне таким бездарным...»

    Окончив в 1964 году Школу-студию МХАТ, Борис Химичев поступил в Театр Маяковского.

    Он рассказывал: «Тогда и свой первый „угол“ в Москве появился — подсобка на верхотуре театра: не очень комфортно, зато на работу ходить близко. Это сильно расслабляло, и однажды я чуть не проспал свой выход в „Гамлете“: на ходу натягивая костюм Горацио, влетел на сцену полуодетый — чуть спектакль не сорвал.

    Со временем обжился. Завхоз подарил мне старые театральные кулисы, я обил ими стены, натаскал реквизиторскую мебель, и жилье приобрело вполне богемный вид. В такой интерьер, с огромной „царской“ кроватью, уже и девушку можно было пригласить. Первый же „чердачный“ роман закончился женитьбой. Моя пассия преподавала математику в школе, общих интересов почти не было. Отношения очень скоро стали обоих тяготить и через два-три месяца закончились».

    Как уже говорилось, о Татьяне Дорониной Борис Химичев впервые услышал еще в Школе-студии МХАТ. А познакомился он с ней, когда Доронина уже стала кинозвездой — на ее счету были роли в фильмах «Старшая сестра» и «Три тополя на Плющихе». У Химичева же в театре было всего несколько ролей, а в кино он только-только начинал сниматься.

    Борис Петрович вспоминал: «…и вдруг получаю предложение попробоваться в картину «Еще раз про любовь». На главную роль, которую в итоге сыграл Лазарев. Приезжаю на «Мосфильм», проводят меня в гримерную — пред ясные очи Татьяны Васильевны… И таким взглядом она меня смерила с ног до головы! — снисходительно-небрежно, менторски, оценивающе… Вышел я из гримерной с горящими щеками и говорю помрежу: «Передайте мадам, что я не только играть с ней, но и пробоваться на эту роль не стану...» Хотя уже тогда она мне очень нравилась, да и сниматься в кино сильно хотелось».

    Вновь Химичев и Доронина встретились уже в Театре Маяковского. В 1967 году умер руководитель театра Николай Павлович Охлопков, и труппу возглавил Андрей Гончаров. Он сильно обновил коллектив: пришли Джигарханян, Леонов, Гундарева, Доронина. Химичев в то время ненадолго покидал театр — уходил работать в Театр Советской Армии. Но вскоре по приглашению нового главного режиссера вернулся.

    Борис Химичев: «В Театре Маяковского мы с Дорониной оказались в одинаковом положении. Ее приход никому, кроме режиссера, явно не был нужен, ведь конкурировать с Татьяной Васильевной в репертуаре — дело безнадежное. И моего возвращения никто особо не жаждал. Потому ни в одну из многочисленных внутритеатральных группировок мы не входили, и это непроизвольно сближало. Вдобавок судьба постаралась свести нас, сделав любовниками в спектакле „Да здравствует королева. Виват!“ Правда, по ходу спектакля „постельных“ сцен у нас не было — я только руку целовал королеве, опустившись на одно колено. Но, скажу вам, делал это страстно и с удовольствием. Реальный роман накатывался неизбежно и стремительно: я знал, что Доронина после развода с Радзинским свободна, мне тоже ничего не мешало...»

    В 1973 году Химичев и Доронина оформили супружеские отношения. К тому времени им обоим уже было под сорок, и имелся опыт супружеской жизни. Свадьбу сыграли скромно…

    * * *


    Дебютировал Борис Химичев в кино ролью поручика Артамонова в детективе «Операция „Трест“. И в дальнейшем он не раз снимался в детективных лентах, играя там обычно отрицательные роли — »Сыщик", «Черный треугольник». Но все же чаще режиссеры приглашали актера на «костюмные» роли.

    Операция «Трест»

    Борис Химичев рассказывал: «Из-за природной фактуры мне сразу предрекли „костюмные“ роли: кольчуги, гусарские ментики, онегинские фраки и сталинские френчи сидели на мне как влитые. На лошади я тоже неплохо смотрелся — но это скорее гены: отец служил в кавалерийских войсках.

    »Сыщик"

    Начав сниматься, я хорошо «пошел»: по три фильма в год делал. Другой разговор — качество ролей. Вот у Дорониной всего десяток фильмов, но из них пять — шедевры. А мне из 90 своих ролей такую пятерку назвать трудно. Жалко, что и единственный наш общий с Дорониной фильм «На ясный огонь», снятый в годы совместной жизни, прошел незамеченным. А картина была неплохая, Доронина в ней пела песни Окуджавы..."

    У Химичева и Дорониной были общие интересы — их работа. В театре они играли вместе в трех спектаклях. Нередко дома по утрам за завтраком они обсуждали новую постановку. По пути в театр в машине могли говорить о ролях, которые Татьяне или Борису предлагали в кино. И все же со временем напряжение в их отношениях нарастало. Причиной стало то, что оба они были людьми темпераментными, вспыльчивыми, норовистыми. Все это копилось долго, пока, наконец, они оба не поняли, что пора расходиться. В 1982 году они развелись.

    Позже, рассказывая о своих бывших мужьях, Доронина всех расставила по своим местам: Басилашвили — самый интеллигентный, Радзинский — до сих пор близкий и родной, а Химичев — самый нежный, внимательный и «хозяйственный».

    Борис Химичев о семейной жизни с Татьяной Дорониной: «Несмотря ни на что, я ни о чем не жалею и считаю время, прожитое с ней, замечательным — судьба на целое десятилетие подарила мне общение с неординарным человеком, умной и талантливой женщиной. Мы действительно были очень разными людьми: ее любимый цвет — белый, мой — черный, она — холодная и рассудочная, я — взрывной и горячий. Выходя за меня замуж, она явно шла „от противного“: после Радзинского — рафинированного и жеманного, выбрала меня — грубоватого и резкого».

    В том же, 1982 году, Борис Химичев покинул Театр им. Маяковского и ушел в Театр имени Моссовета. По его словам, уход был трудным и доставил немало переживаний…

    В кино режиссеры с удовольствием использовали фактурную внешность актера. Причем он с одинаковым успехом играл как отрицательные роли (продажный генерал в правоохранительных органах в сериале «Сезон охоты»), так и положительные.

    Сам актер среди своих работ выделяет роли в картинах: «Князь Юрий Долгорукий» (Юрий Долгорукий), «Отцы и дети» (потомственный дворянин Павел Петрович Кирсанов) и «Желание любви» (Сергей Григорьевич).

    Особенно Борис Петрович рад, что в его жизни была роль Юрия Долгорукого. Этой работой он гордится с полным основанием. А слова, которые его герой произносит в фильме: «Идите братья ко мне в Москву думу думать. Довольно заливать кровью землю нашу. Пора строить города по всей Руси для Отчизны нашей» и по сей день можно считать актуальными.
    По материалам: lenta.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 15 сентября 2014, 07:33
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021