История одного полета
Люди и судьбы

    Этот случай — очередное подтверждение тому, как одно верно принятое решение может изменить не только судьбу отдельного человека, но и исход военного сражения. История эта о том, как один из сотен тысяч советских летчиков не только избежал грозившего ему трибунала, но и был представлен к награде за неоценимую помощь в освобождении украинского города.

    История этого полета известна сегодня не только благодаря документам, но и по рассказам главного героя — капитана авиации Василия Васильевича Кузнецова. Он родился 13 марта 1920 года в небольшой деревне под Рязанью. Юноша с детства мечтал подняться в небо, и в 1940 году его мечта сбылась — Василий поступил в Чкаловское Военное Авиационное Училище Летчиков имени К. Е. Ворошилова. Молодой человек учился на летчика-инструктора с тем, чтобы в будущем под его руководством в небо могли подниматься десятки таких же, как он, молодых ребят. Получив 4-х годичное образование и окончив ЧВАУЛ с отличием в 1944 году, Василий Кузнецов сразу попал на фронт.

    19 марта 1944 года молодой человек впервые принял участие в боевых действиях в составе 1-го Украинского фронта, которым в то время командовал будущий маршал Победы Георгий Жуков. Лейтенанта Кузнецова определили на стажировку в 1-ю авиаэскадрилью 525-й Штурмового авиационного Ямпольско-Кременецкого полка 8-го Штурмового авиационного корпуса. А уже через месяц, после того как он попал на фронт, состоялся этот вылет.

    Сам Василий часто рассказывал об этом полете, а несколько лет назад удалось обнаружить документы, дополняющие его рассказ значимыми деталями. В тот день, 14 апреля 1944 года, с аэродрома в районе украинского города Бучач вылетела на задание группа из пяти штурмовиков Ил-2. За штурвалом одного из самолетов сидел Василий Кузнецов. Задачей летчиков была бомбардировка цели на переднем крае обороны противника и возврат на аэродром.

    Как рассказывал сам Василий, во время полета на его штурмовик, летевший в хвосте группы, напал «Мессершмитт». Когда молодому человеку и его напарнику-стрелку удалось отбиться, штурмовики уже уничтожили цель и повернули к аэродрому. Сложность положения Кузнецова, как он рассказывал, заключалась в том, что сбрасывать бомбы куда-нибудь, кроме как на вражеские позиции, запрещено — это грозило трибуналом ему и его напарнику. Сажать самолет с бомбами на аэродром, как утверждал летчик, тоже опасно — боезапас в любой момент может взорваться, и это уничтожит аэродром. Лейтенанту Кузнецову оставалось только присоединиться к группе и направляться назад вместе с остальными четырьмя штурмовиками.

    На обратном пути Василий продолжал лететь рядом с группой, однако, как он рассказывал, немного отклонился от курса. Внимание его внезапно привлекло поле, на котором стояли стога сена. Молодому человеку, выросшему в деревне, оно показалось странным: ближайшая деревня, судя по карте, находилась далеко отсюда. Присмотревшись, Кузнецов понял, что именно насторожило его: стога были расположены строго в шахматном порядке. На них-то лейтенант, недолго думая, и сбросил бомбы, которые оставались в штурмовике.

    Остальные летчики, увидев, что Кузнецов сбросил бомбы в поле, открыли пулеметный огонь по стогам. В тот день группа уничтожила 5 танков, 6 автомашин, 6 точек ЗА и МЗА, 20 вражеских солдат и офицеров. Под стогами сена оказались танки, которые остановились на день с тем, чтобы ночью войти в Бучач. Немецкие танкисты стремились прорваться к гарнизону, попавшему в окружение в районе Тернополя.

    Георгий Константинович Жуков, командовавший в то время Первым Украинским фронтом, пишет в своей книге «Воспоминания и размышления»: «Когда немецкому командованию группы армий „Юг“ стало известно о перехвате советскими войсками путей отхода в южном направлении, оно приказало окруженным войскам пробиваться не на юг, а на запад через Бучач и Подгайцы». Военачальник также указывает на то, что танковая группа, состоявшая из машин 9-ой и 10-ой дивизий СС, смяла советскую оборону еще 4 апреля 1944 года и двинулась к Тернополю.

    Однако прийти на помощь к гарнизону под Тернополем немцам не удалось. Американский историк Сэмюэл Митчем пишет, что всего 53 человека смогли в ночь с 15 на 16 апреля прорваться и достичь линии расположения немецких войск. Тернополь был спасен.

    За уничтожение танков противника Василия Кузнецова не только наградили орденом Красной Звезды и внеочередным званием старшего лейтенанта авиации, но и сделали выговор. Как говорил Василий, он должен был бомбардировать цель вместе со всей группой, а, значит, не выполнил приказ. Если бы по счастливой случайности Василий не заметил на обратном пути немецкие танки, его бы ждал трибунал, а машины 9-ой дивизии СС прорвались бы к Тернополю. Все, вылетевшие на задание 14 апреля 1944 года, были награждены орденами Отечественной войны и Красной Звезды.

    Василий Кузнецов совершил немного боевых вылетов — с осени 1944 года он уже не вылетал на задания сам, а обучал новых летчиков. Он вместе со своим корпусом участвовал в боях за Карпатские перевалы, поддерживал в наступлении на Запад части 38-ой армии. Летчик был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Праги». Инструктором он продолжил работать и после войны, служил до 1960 года и ушел в отставку в звании капитана авиации, имея квалификацию военного летчика 2-го класса. Василий Васильевич скончался 25 августа 1985 года в Москве.
    Источник: pravda.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 14 сентября 2014, 10:44
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018