Скончался народный артист РСФСР Николай Пастухов
Люди и судьбы

    В Москве на 92-м году жизни скончался народный артист РСФСР Николай Пастухов. Об этом сообщили в Центральном академическом театре российской армии.

    Актер работал в Центральном театре Красной армии, в Тамбовском драматическом театре, в «Современнике». С 1958 года и до конца жизни трудился в Центральном академическом театре российской армии (ранее — Центральный академический театр советской армии).

    В фильмографии Пастухова около 40 кинолент, в том числе такие, как «Укрощение строптивой», «Дядя Ваня», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Станционный смотритель», «Раба любви», «Авария — дочь мента», «Затерянный в Сибири» и другие.

    Также он был участником Великой Отечественной войны.

    * * *


    Николай Исаакович Пастухов родился 13 мая 1923 года в городе Сураж Брянской области в семье Исака Никаноровича и Зинаиды Моисеевны Пастуховых. Впервые с миром театра Николай соприкоснулся в семилетнем возрасте, посмотрев постановки «Отелло» и «Горе от ума». Увиденное произвело на мальчика неизгладимое впечатление.

    В 16 лет Николай Пастухов окончательно определился с будущей профессией, поступив в театральную студию Бауманского дворца пионеров. Чуть позже Театр Красной Армии (ЦТКА) объявил набор во вспомогательный состав, и Николай воспользовался представившейся возможностью. Там он познакомился с великим режиссером А.Д. Поповым, ставшим для него учителем и идеалом на протяжении всей жизни.

    Спокойное течение жизни Николая Пастухова, как и миллионов советских граждан, нарушила Великая Отечественная война. В октябре 1941 года Театр Красной Армии был эвакуирован из Москвы, а Пастухова уволили. Молодой человек в течение года работал при Клубе милиции, выезжал на фронтовые концерты самодеятельности.

    В сентябре 1942 года Николай Пастухов успешно сдал экзамены в Театральное училище имени Щепкина. Однако учиться ему там пришлось недолго. В марте 1943 года его призвали в армию. Пройдя полугодовое обучение в Чебоксарском военном училище связи, Пастухов был направлен на фронт рядовым телеграфистом водной из танковых бригад. В бою под Великими Луками он получил легкое ранение.

    После проведенного лечения Николай Пастухов в 1944 году продолжил службу связистом в Латышской дивизии. При освобождении Риги он обеспечивал связь в тяжелейших условиях боя, за что был награжден орденом Красной Звезды.

    После окончания войны Николай Пастухов при содействии А.Д. Попова был вновь принят во вспомогательный состав Театра Красной Армии. Молодой актер участвовал в массовках, и крохотных ролях солдат, курсантов, офицеров. Однако, несмотря на то, что роли ему доставались незначительные, сам актер подходил к ним со всей ответственностью. Он старался создать образ, наделенный прошлым, используя при этом опыт, полученный во время войны. И, надо отметить, военные у него получались необыкновенно убедительными.

    В 1950 году Николай Пастухов женился. Его избранницей стала Алла Гавриловна (1937 года рождения). Тогда же супруги решили уехать из Москвы в Тамбов. Несколько лет Николай Пастухов работал в Тамбовском драматическом театре им. А.В.Луначарского, набираясь опыта, а в 1953 году вновь вернулся в Москву, в Центральный Театр Советской Армии (бывший ЦТКА).

    * * *


    Вернувшись в 1953 году в ЦТСА, Николай Пастухов продолжил играть крошечные роли, а попутно учился у А.Д.Попова: вел записи его репетиций, встреч и бесед с актерами. Сам Пастухов утверждал, что обиды на театр в том, что он долгое время оставался актером массовки, нет: «Более того, я становился актером только в той степени, в какой понимал, что такое «массовщик», что такое человек на сцене… Школа Попова для меня была высокой школой».

    Свою первую большую роль на сцене — летчика Мересьева в спектакле «Настоящий человек» по повести Бориса Полевого — актер сыграл в 1955 году. Критики отмечали, что Мересьев в исполнении Пастухова получился более человечным, нежели в первоисточнике. Актеру удалось создать образ обычного человека, сумевшего преодолеть себя, и это только подчеркивало его героизм. Затем последовала роль Бибичева в «Фабричной девчонке» Володина, после которой о Пастухове заговорили как об актере «отрицательного обаяния».

    Однако удачные работы на сцене в один момент не изменили его положения в театре. Были интересные роли, а были и снятия с ролей. Стремление играть главные роли подвигло его к переходу в 1957 году в «Современник». Однако уже в следующем году Пастухов вновь вернулся в ЦАТСА. На этот раз уже навсегда. И опять ему пришлось исполнять роли второго плана.

    Очередная главная роль досталась Пастухову лишь в 1966 году. Это был офицер-подводник капитана 2 ранга Горбачев в спектакле «У моря свои законы» по пьесе Е. Черткова. А спустя два года состоялась работа, ставшая в карьере Николая Пастухова знаковой. Речь идет о спектакле «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Чехова.

    Исполнив 1969 году роль обедневшего помещика Ильи Ильича Телегина по прозвищу «Вафля» в спектакле Леонида Хейфеца «Дядя Ваня», Николай Пастухов обратил на себя внимание кинорежиссера Андрея Кончаловского. По мнению Кончаловского актер создал совершенный образ, абсолютно в духе Чехова. А поскольку сам режиссер приступал к экранизации этой пьесы, то он без всяких проб утвердил Пастухова на ту же самую роль.

    Фильм вышел в 1970 году и был признан одной из самых удачных экранизаций пьес Чехова. Во многом успеху способствовал блистательный актерский состав. Чего только стоил великолепный актерский дуэт Иннокентия Смоктуновского в роли обманутого в своих желаниях и надеждах дяди Вани и Сергея Бондарчука в роли «лучшего человека» доктора Астрова. Не затерялся среди великих мастеров и Николай Пастухов. После выхода фильма критики восхищались его способностью бессловесно рассказать обо всем.

    Последующие годы стали для Николая Пастухова временем всенародного признания его таланта. В 1972 году актер сыграл в телефильме Сергея Соловьева «Станционный смотритель» (по одноименной повести Пушкина), сыграв главную роль Самсона Вырина. Фильм, сопровождаемый волшебной музыкой Шварца, удивительно воссоздавал дух начала девятнадцатого века. Затем были замечательные роли в фильмах Никиты Михалкова. Это и чекист Степан Липягин в легендарной ленте «Свой среди чужих, чужой среди своих», и сценарист в мелодраме «Раба любви», и Порфирий Семёнович Глагольев в «Неоконченной пьесе для механического пианино», и, наконец, Иван Богданович Штольц в драме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».

    Из картин других режиссеров стоит отметить роль Николая Пастухова в драме Олега Гойды «Накануне премьеры». В этом светлом, трогательном фильме, повествующем о театральной жизни в областном городе, актер сыграл директора ТЮЗа Ивана Максимовича.

    Изменилась ситуация и в театре. Во второй половине 70-х Николай Пастухов сыграл Мартыныча в спектакле «Снеги пали» (по пьесе Р. Феденева) и одну из своих любимых ролей — Кэлина Обабия в спектакле «Святая святых» (по пьесе И. Друцэ). За эти работы актер в 1978 году был отмечен золотой медалью им. А.Д.Попова.

    К началу 1980-х годов Николай Пастухов уже был признанным актером, имеющим за плечами немало серьезных работ, как в кино, так и в театр. Критик М. Кушнерова писала о нем так: «Его темперамент — не темперамент силы голосовых связок, его сердечность далека от слезливой сентиментальности, его размышления о жизни — не праздное философствование, рассчитанное на то, чтобы поразить кого-то неординарностью суждений. Артистические создания Пастухова кажутся такими обыкновенными».

    В 1982 году режиссер Юрий Еремин специально для Николая Исааковича поставил спектакль «Старик» (по одноименной пьесе Максима Горького), который был очень тепло принят зрителями. Успешными были также работы Пастухова в постановках: «Последнее свидание» (Ермолаев), «Нянька» (Федос), «Закон вечности» (Иорам), «Статья» (Савостин).

    В кино актер отметился ролями врача Сергея Борисовича Белавина в фильме «Три года», пенсионера Николая Николаевича Губанова в детективе «Профессия – следователь», председателя колхоза Алексея Степановича Кунцевича в драме «Личный интерес» и рядом других работ. Конечно, эти картины по уровню были несопоставимы с работами Михалкова и Кончаловского и сегодня они благополучно забыты, но в те годы определенной популярностью они пользовались.

    С развалом Советского Союза работы в кино у Николая Пастухова (как и у большинства актеров) заметно поубавилось. Николай Исаакович переключился на театр, сыграв в 90-е годы такие заметные роли, как: Мошкин в спектакле «Холостяк», Отец Франциск в постановке «Много шума из ничего», Костылев в спектакле «На дне». В 2003 году состоялась премьера спектакля «Поздняя любовь», в котором он сыграл Маргаритова, а год спустя исполнил Тихона в «Бесах» Достоевского.

    С конца 90-х Николай Пастухов периодически снимается в кино, исполняя небольшие возрастные роли.
    По материалам: rusactors.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 24 мая 2014, 06:21
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2020