Воспоминания блокадников. Кира Леонидовна Михайлова: не все возвращались на работу, некоторые попадали под обстрел и погибали
Люди и судьбы

В 1940г. окончила среднюю школу и поступила в 1-й Институт иностранных языков на английское отделение. Окончила 1- й курс и началась война. Сразу же с первых дней была направлена на оборонные работы в Полюстрово. Ездили каждый день, с утра до вечера рыли противотанковые рвы.
Вскоре я получила повестку — явиться в «Большой дом» возле Литейного моста, где находилось НКВД. Там существовал отдел, который готовил документы для тех людей, которые на случай оккупации оставались в Ленинграде. Документы готовились по сводкам, которые поступали ежедневно из разных концов Ленинграда. В сведениях содержалась информация о всех домах, предприятиях, учреждениях, разрушенных за сутки бомбами или снарядами. Архивы там были уничтожены вместе с горящими зданиями, оставшиеся сжигались. И мы выписывали новые документы на людей, живших, работавших в этих домах. Иногда и фамилии выдумывали сами. Литейный мост и район вокруг него обстреливался и бомбился очень сильно. Но этот дом был как заколдованный — в него не попало ни одного снаряда.
Оттуда меня перевели на Главпочтамт. Там находился отдел военной цензуры, где проверялись письма с фронта и идущие на фронт. Моя обязанность была внимательно эти письма читать, чтобы не пропустить информации о тяжелой жизни блокадного Ленинграда. Там, где информации не было, эти письма мы откладывали. В других письмах мы закрашивали тушью отдельные строчки. Особого внимания требовали письма с фронта, чтобы не обнаружить местоположение части, не выдать упаднического настроения солдат.
Пришла зима, усилились обстрелы, начался голод. Транспорт остановился. Хорошо, что нам всем — сотрудникам НКВД — были выданы документы, дающие право в любое время суток (и во время тревоги!) беспрепятственно проходить по улицам блокадного города.

А мама — Мария Васильевна Дмитриева — работала в воинской части картографом. Работали для фронта. Восстанавливали старые, помятые, истертые карты местности. Несмотря на то, что карты были секретны, разрешали работу брать на дом (на ночь). Не хватало рабочих рук. Путь до дома был не близок. Плюс — зима, мороз, голод… И тем не менее опаздывать на работу было нельзя. Мама всегда спешила, боялась опоздать, потому что за опоздание — трибунал.
В феврале 1942 г. пришел с работы дядя (зам. начальника Военно-морского пограничного училища) и сказал: «Срочно эвакуируемся с училищем! Я вас беру с собой. 24 часа на сборы, по 6 кг веса на человека с собой, сшить из простыней маскхалаты и ждать моего прихода».
На саночках довезли свою поклажу до училища, которое находилось на Васильевском острове. Оттуда на грузовиках доехали до Ладоги. Ладогу в то время нещадно бомбили. Лед был весь в надолбах, где-то были большие промоины, где лед разошелся. Нас сразу предупредили, что едем на свой страх и риск. И действительно, некоторые наши машины тоже ушли под лед. Но нам повезло. Так мы перебрались на противоположный берег до эвакопункта Кобоны, где первый раз нам выдали пироги с горохом.
Тронулись дальше, светало. Вдруг услышали знакомый звук немецкого самолета. Он спустился низко над нами и выпустил целую серию трассирующих пуль. Машины остановились, и мы бросились в рассыпную. Но самолет быстро улетел.
На этих же машинах мы доехали до Тихвина, там погрузились в теплушки с нарами и буржуйкой посередине. Машины ехали в этом же составе. Мы не знали, куда нас направляют. И так ехали две недели. Привезли нас в Баку. После блокадного Ленинграда — голода, холода, темноты — нас поразил этот город. Нарядный, яркий, красивый, залитый солнцем. Весь в цветах.
Но у нас была своя рабочая жизнь. Устроившись на квартиру, мы с мамой скоро вышли на работу в училище, с которым были эвакуированы.
«900 блокадных дней»
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.