105 лет назад родился академик Бармин — создатель знаменитой «Катюши»
Люди и судьбы

    17 марта 1909 года в Москве родился Владимир Павлович Бармин, будущий создатель многочисленных стартовых комплексов для запуска ракет, начиная от знаменитых «Катюш» и до колоссального стартового сооружения РН «Энергия»; академик АН СССР, Герой Социалистического труда, кавалер шести орденов Ленина, ордена Кутузова I степени и целого ряда других наград, лауреат Ленинской и Государственной премий.

    После окончания школы в 1926 году Владимир Бармин подаёт заявления для поступления сразу в три вуза (и в два из них поступает!), но, в конечном итоге, решает учиться в Московском механико-машиностроительный институт (позднее он станет МВТУ им. Н. Э. Баумана). В 1930-м защищает диплом по теме «Пермский городской холодильник». Первое место работы – конструкторское бюро московского завода «Компрессор», в числе первых успешных проектов возглавляемой им группы компрессоры для тепловозов, морских судов и, между прочим, углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки мавзолея Ленина.

    К началу Великой Отечественной войны при этом же заводе Специальное конструкторское бюро (СКБ), которое занималось разработкой пусковых установок для реактивной артиллерии. Через некоторое время Бармину предлагают возглавить СКБ, а в 1946 году СКБ получает статус самостоятельной организации — Государственного союзного конструкторского бюро Специального машиностроения (ГСКБ Спецмаш, с 1 января 1967-го Конструктоское бюро общего машиностроения, КБОМ), которому была поручена разработка наземных систем и агрегатов для подготовки к пуску и осуществление самого пуска баллистических и зенитных ракет. А потом начнётся самое интересное. Шахные пусковые установки, наземные стартовые комплексы космических ракет и проект обитаемой лунной базы, созаваемые под руководством Владимира Павловича Бармина. Давайте сегодня вспомним, как это было.

    * * *


    21 июня 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о начале серийного производства реактивных снарядов РС-132 (М-13) на базе экспериментальных образцов, разработанных в Реактивном научно-исследовательском институре (РНИИ) под началом А. Г. Костикова. Производственной базой был определён завод «Компрессор», главным конструктором СКБ которого был назначен (по совместительству) Костиков, его заместителем – Бармин. Вскоре между амбициозным Костиковым (он к этому времени уже получил Золотую звезду Героя) и Барминым случился конфликт, «разруливать» который пришлось на уровне ЦК КПСС. Вспоминает В. П. Бармин: «… Он написал письмо в ЦК на имя Маленкова с требованием освободить его от заместителя Бармина, либо он, либо Бармин… Меня даже в ЦК не приглашали. Туда была приглашена комиссия, которая давала технологическое заключение, и было принято решение освободить Костикова от работы по созданию реактивных установок, будущих «Катюш»; назначить меня главным конструктором завода «Компрессор».

    Вспоминает И. А. Дорожкин, бывший директор завода «Компрессор»: «Надо сказать, что вначале у некоторых артиллерийских военачальников замечалось довольно-таки пренебрежительное отношение к реактивным установкам. «Какая это артиллерия! — говорили они. — Ни ствола, ни замка...» Но вот «Компрессор» направил на испытания свою первую реактивную установку. Командование решило посмотреть эту новинку в действии. На испытательном полигоне подготовили искусственные сооружения и пригласили артиллеристов. Присутствовал генерал артиллерии Н. Н. Воронов. Когда раздались залпы «катюши» и все увидели, что осталось от построенных сооружений и как мало на это потребовалось времени, мнение артиллеристов резко изменилось в пользу «катюш». Послышались радостные возгласы, вопросы, просьбы поскорее передать реактивные установки на вооружение армии.

    Наступила осень. С фронта начали поступать сигналы о том, что бездорожье ограничивает радиус действия реактивных установок, смонтированных на грузовых автомашинах. Заработала конструкторская мысль. Появились варианты монтажа установок на тракторах. Мы изготовили несколько штук — получилось хорошо. Но трактор — тихоходная машина. Тогда мы разработали конструкцию нашей установки на танке Т-34. Но и это не вполне удовлетворяло. И вот на выручку пришли «студебеккеры» — автомашины, обладавшие всеми необходимыми свойствами: проходимостью, скоростью движения и высокой грузоподъемностью. Фронт стал получать «катюши», отвечающие всем требованиям войны.

    Когда об этом грозном оружии узнали моряки, завод получил задание — разработать установку, которую можно было бы поставить на катера и использовать при высадке десантов. Конструкторы решили и эту задачу. Правда, снаряды были меньшими по калибру, но зато их количество на каждой установке удвоилось. «Компрессор» выпустил несколько таких установок, и «катюша» стала действовать не только на суше, но и на море. Гитлеровцы никак не могли догадаться, откуда на десантном катере появилась такая мощная артиллерия».

    В 1944 году СКБ «Компрессор» разработало пусковую установку для крупнокалиберного реактивного снаряда М-31 (калибр 300 мм). Цикл разработки и изготовление первого образца занял 12 суток. Выпускались ограниченными сериями пусковые установки для бронепоездов. Всего за период войны под руководством Бармина было создано 78 типов пусковых установок, 36 из них были приняты на вооружение.

    * * *


    Об участии В. П. Бармина в легендарном «Совете главных», созданным в своё время С. П. Королёвым, знают, конечно же, все. По его инициативе СКБ завода «Компрессор», как организацию, имющую большой опыт разработки наземного оборудования для пуска ракет, было назначено головным по созданию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов. СКБ реорганизовали в Государственное союзное конструкторское бюро специального машиностроения (ГСКБ «Спецмаш»).

    Участие ГСКБ «Спецмаш» в проектировании знаменитого стартового комплекса для «семёрки» — ракеты Р-7, ставшей прототипом для РН кораблей «Восток», «Восход» и всех «Союзов», тоже широко освещалось в печати, в кино, везде… Не так известно, что первые в СССР передвижные стартовые комплексы с зенитной ракетой В-300 проектировал коллектив Бармина.

    И совсем нечасто вспоминают о том, что именно Владимир Павлович в своё время выступил с инициативой создания максимально автоматизированных шахтных стартовых комплексов для стратегических ракет. 14 июня 1960 года вышел приказ Государственного комитете оборонной техники (ГКОТ) о создании шахтных пусковых установок для ракет Р-12У, Р-14У и Р-9А в ГСКБ «Спецмаш». В ГСКБ работам присвоили шифры «Двина», «Чусовая» и «Десна».

    Вот как вспоминает посещение одной из первых строящихся шахт Анатолий Абрамов, один из заместителей Королёва: «Приехали на одну из шахт, где основные бетонные работы были закончены и шел монтаж внизу. Устинов (председатель Военно-промышленной комиссии, Ю. Р.) сразу же захотел посмотреть, как идёт монтаж. Спуститься вниз можно было либо забравшись в бадью, которую кран опустит вниз, либо опуститься по скобам, забетонированным в стенку шахты. Болтаться в бадье Дмитрий Федорович признал не солидным и устремился к краю шахты, приглашая последовать за ним желающих генералов и полковников. Последовало замешательство. Командиры, потупив глаза, тоскливо посматривали на свои солидные животики и не слишком мозолистые и мускулистые руки. Но дисциплина и гордость взяли верх, и 2-3 человека начали спускаться. Минут через сорок группа вернулась. Вид у них был, как говорят, не позавидуешь: мокрые, бледные, тяжело дышащие. Если отбросить шутки, то эти немоложавые мужчины проявили большое мужество, ведь глубина соответствовала десятиэтажному дому».

    * * *


    И ещё об одном проекте, в котором самое непосредственное участие принимал В. П. Бармин и его, теперь уже, Конструкторское бюро общего машиностроения (КБОМ) – программа создания долговременного лунного поселения (ДЛП). А «заварили кашу» американцы. В апреле 1960 года в США был сформирован план создания военной базы на Луне, получивший кодовое название «Горизонт» («Horizon»). В документе, направленном президенту Кеннеди, в частности говорилось: «По мере реализации исследований стало очевидным, что разрабатываемая программа не относится к «отдаленному будущему». Если из лунной программы предполагается извлечь максимальные военные преимущества, то работу над проблемами, требующими для своего решения продолжительного времени, необходимо начать немедленно. Окончательное решение относительно типов стратегических систем, которые будут размещены на Луне (например, система бомбардировки Земли), может быть без каких-либо осложнений отсрочено на три-четыре года. Однако планы создания лунной базы не следует откладывать на неопределенное время, а ее первоначальный проект должен отвечать военным требованиям».

    Этапность реализации проекта «Горизонт» авторы видели так:
    1. Первое возвращение на Землю образцов лунного грунта — ноябрь 1964 года.
    2. Первая высадка на Луне и возвращение экипажа на Землю — август 1967 года.
    3. Временная база на лунной поверхности (на 12 человек) — ноябрь 1967 года.
    4. Завершение строительства лунной базы (на 21 человека) — декабрь 1968 года.
    5. Действующая лунная база — июнь 1969 года.
    Ну, а теперь вернёмся в СССР… В 1962 году С. П. Королёв выдал задание Бармину разработать проект обитаемой лунной базы. Работа над этим проектом, получившим название «Звезда» продолжалась десять лет. Слово сыну В. П. Бармина, Игорю Владимировичу, генеральному директору – генеральному конструктору КБОМ:

    «В качестве исходных данных было приняли следующие. ЛП (Лунное Поселение, Ю. Р.) должно быть построено на видимой стороне Луны и рассчитано, при полном развертывании, на экипаж космонавтов численностью 12 человек. Продолжительность активного функционирования ЛП — до 5 лет. Развертывание ЛП происходит поэтапно. Минимальная численность экипажа — 4 человека. Время пребывания каждого члена экипажа на Луне — до одного года. Проект предполагалось реализовать, как уже говорилось выше, с использованием создававшейся в те годы в СССР сверхтяжелой ракеты Н1, способной доставить на поверхность Луны до 6 т полезной нагрузки, а при двухпусковой схеме (со стыковкой на околоземной орбите) — 12 — 15 т или 4 человека экипажа.

    Была принята модульная схема построения: все сооружение собирается из отдельных блоков (модулей), каждый из которых является автономным элементом конструкции. Защиту людей и оборудования от действия космической радиации и метеоритов целесообразно обеспечить засыпкой сооружения лунным грунтом (реголитом). Как показали расчеты, надежную защиту обеспечит уже слой толщиной 30 — 40 см.

    Для удобства транспортировки модулей на Луну была разработана так называемая трансформируемая конструкция, предложенная Институтом электросварки имени Е.О. Патона. Она представляет собой цилиндр, сложенный гармошкой. Трансформация таких конструкций осуществляется за счет подачи в их внутренние полости избыточного давления (достаточно рабочего давления, поддерживаемого в помещениях основного сооружения). В транспортном положении модуль имел длину 4,5 м, а после доставки на место строительства она увеличивалась до 8,6 м. В каютах имеются кресло-кровать, откидной стол, шкаф для личных вещей. Около каждой каюты хранится резервный скафандр на случай аварийной ситуации.

    В модулях 1, 4, 7, имеются туалеты и душевые; здесь же размещены основные блоки системы обеспечения жизнедеятельности.

    Кухня (площадью 7,5 м²), столовая и она же кают-компания (13,5 м²) занимают целиком весь модуль 6. Здесь же хранятся запасы обезвоженных и замороженных продуктов.

    В модуле 5 находится основной командный пункт ЛП. Отсюда осуществляется координация и контроль деятельности членов экипажа ЛП, поддерживается связь с Землей и с другими космическими объектами, функционально связанными с ЛП, контролируется работа многочисленных систем ЛП.

    В модуле 3 располагаются медицинский пункт и помещение для занятия физкультурой. Здесь же размещается резервный командный пункт, используемый в случае выхода из строя основного командного пункта.

    Модули 8 и 9 целиком отведены для научных лабораторий.

    В модуле 1, кроме шлюзовой камеры, имеется мастерская для ремонта техники, научных приборов и скафандров.

    В число транспортных средств ЛП входит тяжелый луноход, имеющий герметичную кабину объемом 35 м³, снабженную теплоизоляцией и противометеорной защитой, внутри которой поддерживаются условия жизни для экипажа из двух человек. В кабине имеются рабочие помещения, санузел и шлюзовая камера. В качестве источника электропитания в луноходе используются батареи аккумуляторов, обеспечивающие автономность до двух суток при запасе хода до 100 км».

    В 1971 году Бармина вызвал к себе на доклад Устинов. Доклад занял семь часов; была показана техническая осуществимость проекта и названа стоимость – примерно 50 млрд. рублей. Это оказалось много. Проект «Звезда» был закрыт.
    По материалам: computerra.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 17 марта 2014, 08:41
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021