Прощание с актером Анатолием Кузнецовым состоится 13 марта
Люди и судьбы

    Почитатели таланта Анатолия Кузнецова смогут проститься с актером 13 марта. Об этом сообщается на сайте Союза кинематографистов РФ. Гражданская панихида состоится в Доме кино СК России.

    Церемония прощания назначена на полдень. Похоронен актер будет на Новодевичьем кладбище.

    Народный артист РСФСР Кузнецов скончался на 84-м году жизни 7 марта. Однако известно об этом стало только двумя днями позже. Причины смерти актера не называются. Известно только, что перед этим он долго и тяжело болел.

    Он носил фамилию, которая, по утверждениям статистиков, является самой распространённой в нашей стране. Она встречается даже чаще, чем «Иванов, Петров и Сидоров». В Голливуде специалисты по имиджу и рекламе начинающим актёрам, имеющим слишком распространённое имя – скажем, Джон Смит, — настойчиво рекомендуют взять какой-нибудь более эффектный псевдоним.

    Анатолий Кузнецов более 50-ти лет жил на экране со своей не очень-то запоминающейся фамилией. Его не смущало, что в нашем кино было немало актёров Кузнецовых как поколением старше его, так и из тех, кто начинал в последние годы.

    За время работы в кино он снялся в десятках ролей, получил звание народного артиста, награждён Серебряной медалью имени Александра Довженко. Было бы неверно каждую сыгранную им роль объявлять творческой победой: такого не было ещё ни у одного актёра в истории экранного искусства. Он знал взлёты, но не знал падений; разумеется, у него случались и менее удачно сыгранные роли, но он всегда держал свой уровень, что редко удаётся и самым большим актёрам.

    * * *


    Анатолий Борисович Кузнецов родился 31 декабря 1930 года в Москве. Его мать, как понимает сегодня Кузнецов, обладала природными актёрскими данными, так и не нашедшими себе профессионального воплощения. Единственного сына ей хотелось непременно поставить на путь творчества. И путь Кузнецова-юноши вёл его вроде бы прямой дорогой по музыкальной стезе: музыкальная школа, вокальное отделение ЦМШ, училище имени Ипполитова-Иванова…

    Но тут у студента-вокалиста произошла одна встреча – впрочем, вполне запланированная и неслучайная. На их факультете, как и положено для будущих певцов, преподавалось сценическое мастерство. Этот предмет вела Нина Осиповна Смирнова, в прошлом участница Музыкальной студии Станиславского. Смирнова обратила внимание на характер способностей своего студента, решила, что она гораздо ближе драматическому, нежели музыкальному театру. Стала советовать бросить музыку и податься в театр.

    Летом 1951 года, забрав документы из «Ипполитовки», Анатолий Кузнецов стал держать экзамены в театральный ВУЗ. Даже в два сразу: так делали многие, для верности, чтобы подстраховаться на случай неудачи. Кузнецов успешно сдал экзамены в оба, и в конечном итоге выбрал МХАТ, который окончил в 1955 году.

    В 1954 году, ещё будучи студентом, Анатолий Борисович дебютировал и в кино – фильм назывался «Опасная тропа». Роль была маленькая, в несколько слов, но дело было сделано – кинематографическая жизнь актёра Анатолия Кузнецова началась. И началась, как выяснится позже, счастливо.

    Молодой, весь какой-то светлый, белозубый, с весёлыми глазами, он приглянулся режиссёрам и сразу стал нарасхват. Его внешность экономила режиссёрские время и энергию: не нужно было доказывать, почему такого парня любят, почему по нему тоскуют и вздыхают, почему за ним идут. Многое из того, что появилось у Кузнецова в 60-е годы, было прямым развитием сделанного в 50-е.

    Сам Анатолий Борисович считает для себя поворотной роль Лёньки Незваного в фильме «Ждите писем». После этой роли даже внешний облик актёра изменился. Он словно раздался в плечах, а с его лица исчезло нейтральное обаяние киногероя. В нём определились собственные неповторимые черты. Найденное актёром в Лёньке и Сергее Руденко из фильма «Друг мой, Колька!», спрессовавшись намного жёстче и определённее, стало характером Павла из фильма «Утренние поезда». Этот фильм завершил первый период, первое десятилетие в творчестве Анатолия Кузнецова. Он доказал, что находится в расцвете своего мастерства, что ему по плечу творческие задачи самой высокой сложности. Говоря иными словами, в жизни крупного художника возникла возможность создать ШЕДЕВР, который войдёт, говоря высоким слогом, в золотой фонд нашего киноискусства. А история шедевров, как известно, непредсказуема. Если напомнить, что было до того, как Кузнецов появился на съёмочной площадке в группе, работающей над «Белым солнцем пустыни», то это станет ярким доказательством справедливости сказанного выше.

    В самом деле, сценарий «Белого солнца…», написанный сначала в расчёте на режиссёра Андрея Кончаловского, долгое время валялся невостребованным на студии. От него отказался не только Кончаловский, но и другие постановщики, в том числе и… сам Владимир Мотыль, который не сразу увлёкся темой, решённой в духе откровенного вестерна.

    На роль Сухова пробовалось, как водится, много разных актёров. В «финал» вышли двое – Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утверждён на эту роль. Юматов был полной противоположностью Кузнецову: решительный, атлетичный и резкий. Уже была назначена дата первой съёмки, все ждали приезда Юматова, как вдруг узнали, что он накануне был на похоронах, с кем-то там повздорил, подрался и, говоря коротко, «остался без лица». На Экспериментальной студии каждый съёмочный день стоил огромных денег, останавливать или переносить работу над фильмом было невозможно. Мотыль набрался храбрости и позвонил Кузнецову. Надо отдать должное его благородству: он отбросил прочь ложное самолюбие, не устроил истерики – встал и приехал. Отложил все другие дела и в течение всего периода съёмок был предан картине без остатка.

    Не будь Кузнецова, картина почти наверняка обрела бы облик лихого вестерна. Возможно, она «сорвала» бы кассу сезона, но никогда не стала бы любимой картиной людей разного возраста и разных социальных слоёв, не вызывала бы желание смотреть её вновь и вновь, не держалась бы в ряду вершинных достижений послевоенного советского кино. Образы этого фильма совершенны, чего почти не бывает в искусстве. Кузнецов постоянно двигался, жил в роли, проникая в неё всё глубже. Он не ограничился одной лишь подлинностью биологического состояния, правдивостью деталей, природным обаянием и т.д. Он пошёл дальше. Мотыль нет-нет да и предлагал актёру посмотреть на своего героя немного со стороны, с усмешливым прищуром глаз. Актёр показал, что он способен играть СТИЛЬ.

    * * *


    За десятилетия, прошедшие после «Белого солнца пустыни» Анатолий Кузнецов сыграл очень много ролей. Трудно сравнивать их с его шедевром: на то он и шедевр, чтобы на всю жизнь оставаться непревзойдённым. Однако в сделанном им за эти годы есть немало интересного. Любопытно, что количественно больше всего лент, в которых Кузнецову довелось сыграть роли военных. Генерал Пётр Петрович в советско-болгарском фильме «Украденный поезд», майор Горнин в фильме «Мой нулевой час» (производство ГДР), генерал Захаров в киноэпопее «Освобождение», Веснин в «Горячем снеге», майор (а затем полковник) Морошкин в дилогии «В зоне особого внимания» и «Ответный ход», генерал-майор Павлов в «Случае в квадрате 36 – 80», член Военного Совета в «Репортаже с линии огня», полковник Корнилов в детективе «Пять минут страха», и так далее, и тому подобное.

    Лишь одна роль из этого военного цикла прямо восходит к кузнецовскому шедевру – это весёлый солдат Алесь Казанок в советско-болгарском фильме «Братушка». Анатолий Борисович, исполнивший главную роль, был награждён за неё Серебряной медалью имени Александра Довженко.

    В одном Анатолий Борисович Кузнецов был счастливее многих своих коллег – ему от природы ниспослан счастливый дар непосредственности, сродни улыбке, так непроизвольно вспыхивающей на его лице. Хорошие внешние данные очень много значат для актёра вообще, для киноактёра – в особенности. Внешность Кузнецова была и хороша для кино, и опасна. Голубоглазый блондин с чуть вздёрнутым носом, с открытой улыбкой, он легко мог пойти по соблазнительной дороге плакатного «героя наших дней» и, как это случалось и случается со многими и до него, и после – обеднить присущий ему творческий потенциал.

    С Кузнецовым этого не произошло, однако сказать только эти слова явно недостаточно. В большинстве случаев он отказывался хоть как-нибудь обыгрывать эффекты своей внешности, полагая, очевидно, что с его стороны это было бы проявлением профессиональной недобросовестности.

    Внешность, с которой мы появляемся на свет, формируется в зависимости от генов родителей. Школа, где мы учимся, тоже в значительной степени случайна. Собственный, субъективный фактор в работе актёра начинается на той стадии, когда он и свою внешность, и полученное во время обучения ремеслу, одухотворяет волей, талантом и мыслью.

    Фильмография:
    1. 1954 — Опасные тропы — Василий Желудев
    2. 1955 — Гость с Кубани — Коля Воробцов
    3. 1955 — За витриной универмага — влюблённый лейтеннт милиции
    4. 1956 — Путешествие в молодость — Петров В.А, инженер
    5. 1957 — Случай на шахте восемь — Володя Батанин
    6. 1957 — К Чёрному морю — Николай Кукушкин
    7. 1958 — На дорогах войны — военный кинооператор Владимир Сушков
    8. 1959 — Повесть о молодожёнах — Володя Солодужин
    9. 1960 — Ждите писем — шофёр Лёнька Незванный
    10. 1960 — Фортуна (Албания, СССР) — майор Андреев
    11. 1960 — Яша Топорков
    12. 1960 — Айна
    13. 1961 — Друг мой, Колька! — пионервожатый Сергей Руденко
    14. 1961 — Музыка Верди
    15. 1962 — Остров Ольховый — Березин Сергей Петрович
    16. 1962 — Как я был самостоятельным — Виктор Журавлёв
    17. 1963 — Утренние поезда — Павел
    18. 1964 — Дайте жалобную книгу — Иван Ильич Кондаков
    19. 1965 — Пакет — комиссар красного отряда Белопольский
    20. 1965 — Совесть — Мартьянов
    21. 1967 — Бабье царство — Жан Петриченков
    22. 1967 — Весна на Одере — майор Лубенцов
    23. 1968 — Встречи на рассвете — прторг Сергей Сергеевич Волков
    24. 1968 — Освобождение — командир авиаполка Георгий Нефёдович Захаров
    25. 1969 — Белое солнце пустыни — красноармеец Фёдор Сухов
    26. 1970 — На пути к Ленину — секретарь укома
    27. 1970 — Мой нулевой час (нем. Meine Stunde Null, СССР, ГДР) — старший лейтенант Горнин
    28. 1971 — Украденный поезд (Болгария) — генерал Пётр Петрович
    29. 1971 — Возвращение катера — Рощин
    30. 1971 — Люди на Ниле (СССР, Египет) — переводчик
    31. 1972 — Горячий снег — дивизионный комиссар Виталий Исаевич Веснин
    32. 1973 — И на Тихом океане… — руководитель подполья, большевик, Илья Герасимович Пеклеванов
    33. 1973 — Как песня (Болгария) — русский офицер
    34. 1973 — Жизнь на грешной земле — Павел Демидов
    35. 1976 — Жить по-своему — Василий Балышев
    36. 1976 — Единственная дорога (СССР, Югославия) — Сергеев
    37. 1976 — По секрету всему свету — лесничий
    38. 1976 — Братушка (СССР, Болгария) — Алесь Казанок
    39. 1976 — Один сребреник (Чехословакия) — Лацо Татар
    40. 1977 — Право первой подписи — зам. министра Савельев
    41. 1977 — Хомут для Маркиза — Игнат Костыря, отец Родиона
    42. 1977 — Инкогнито из Петербурга — Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья
    43. 1977 — В зоне особого внимания — начальник контрразведки «Северных» майор Геннадий Семёнович Морошкин
    44. 1977 — Птицы на снегу — отец
    45. 1978 — Последний шанс — директор ПТУ Кирилл Дмитриевич
    46. 1978 — Голубка — Рябинин
    47. 1978 — Дети как дети — Сергей Андреевич Колобов
    48. 1979 — Вторая весна — Михаил Иванович Нестеров
    49. 1979 — Родное дело — Грачев
    50. 1980 — Гордубал (ЧССР) — Юрай Гордубал
    51. 1980 — Частное лицо — полковник милиции Евгений Александрович Лукьянов
    52. 1981 — Школа — Чубук
    53. 1981 — Полоса везения (киноальманах «Молодость», выпуск 5-й) — зам. директора института
    54. 1981 — Ответный ход — подполковник Морошкин
    55. 1981 — Его отпуск — бригадир наладчиков Александр Макарыч Кораблёв
    56. 1982 — Случай в квадрате 36-80 — генерал-майор авиации Георгий Васильевич Павлов
    57. 1983 — Комета — сторож Василий Петрович Кучкин
    58. 1983 — Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные — Красноармеец Сухов
    59. 1983 — Высокая проба — начальник литейного цеха Сергей Ильин
    60. 1984 — Медный ангел — Иван Петрович Курмаев, советский инженер
    61. 1984 — Песочные часы — Степан Гребенцов
    62. 1984 — Репортаж с линии огня — член Военного совета
    63. 1985 — На том берегу свобода (Болгария, Чехоловакия) — командир партизанкого отряда Алексей Максимович Смирнов
    64. 1985 — Битва за Москву — офицер 172-й стрелковой дивизии (нет в титрах)
    65. 1985 — Пять минут страха — полковник милиции Игорь Васильевич Корнилов
    66. 1985 — Мужские тревоги — лейтенант Андрей Киселёв
    67. 1985 — Берега в тумане (СССР, Болгария) — полковник Сергей Егорьев
    68. 1986 — Была не была — Юрий, дядя Серова
    69. 1987 — Без солнца — Михаил Иванович Костылев, содержатель ночлежки
    70. 1988 — Радости земные — Василий Лемехов в зрелом возрасте
    71. 1989 — Шакалы — депутат
    72. 1990 — Русская рулетка — Фёдор Андреевич
    73. 1990 — Система «Ниппель» — Лазарь Фомич Бамбук
    74. 1990 — Динозавры XX века — следовтель, полковник Крючков
    75. 1991 — Гений — Валентин Смирнов, отец Насти
    76. 1991 — Летучий голландец — директор ресторана Матвей Фомич
    77. 1991 — Портрет мадемуазель Таржи
    78. 1992 — Ключ — следователь Яценко
    79. 1992 — Трактористы 2 — председатель колхоза
    80. 1993 — Раскол — министр Плеве
    81. 1993 — Стамбульский транзит — Николай Терентьевич
    82. 1993 — Уснувший пассажир — Смирнов
    83. 1995 — За что? (польск. Zа со?; Россия, Польша) — комендант
    84. 1995 — На углу, у Патриарших — Беляков
    85. 1998 — Райское яблочко — Игорь Игоревич
    86. 2002 — Раскалённая суббота — Борис Семёнович
    87. 2002 — Кодекс чести — Лазарев
    88. 2003 — Участок — Стасов
    89. 2004 — Кавалеры Морской звезды — адмирал Говорков
    90. 2004 — Евлампия Романова 2 — Олег Рябов, генерал в отставке
    91. 2004 — Богатство — приамурский генерал-губернатор Андреев
    92. 2005 — Турецкий гамбит — генерал Конецкий
    93. 2006 — Никто не знает про секс — дед Егора
    94. 2006 — Заколдованный участок — Стасов
    95. 2006 — Последний приказ генерала — Георгий Платонов, генерал в отставке
    96. 2006 — День Победы — Андрей Николенко в старости
    97. 2008 — Трое с площади Карронад — Игорь Борисович, директор «Винджаммера»
    98. 2009 —… И была война — красноармеец
    99. 2011 — Аферистка
    100. 2011 — Немец — Сергей Сергеевич Тихонов, ветеран спецслужб
    101. 2012 — Мосгаз — Анатолий Тимофеев, генерал в отставке
    102. 2014 — Палач
    Признание и награды:
    • Заслуженный артист РСФСР (28 марта 1973)
    • Народный артист РСФСР (21 декабря 1979)
    • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года (6 июня 1998) — за художественный фильм «Белое солнце пустыни»
    • Орден Почёта (12 июля 1996) — за заслуги в развитии отечественного киноискусства и создание высокохудожественного фильма «Белое солнце пустыни»
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (31 декабря 2000) — за большой вклад в развитие киноискусства
    • Орден Дружбы (30 декабря 2010) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
    Фильм «Белое солнце пустыни»:

    По материалам: rusactors.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 10 марта 2014, 07:35
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019