Чернобыльская АЭС была их Сталинградом
Люди и судьбы

    — Приказа не будет,— потирая то место, где еще вчера были брови, сказал капитан В. И. Придатко.— Нужны добровольцы. Стоп! Не спешите делать шаг вперед,— предупредительно поднял он руку, когда строй качнулся.— Дело предстоит серьезное. Риск немалый.

    — Здесь он везде немалый,— заметил лейтенант О. С. Григораш.

    — Верно, лейтенант. Да и профессия у нас такая — рисковать: все с пожара, а мы на пожар. Короче говоря, дело такое: я нашел машину Виктора Кибенка.

    Строй дрогнул и напрягся.

    — Да, ребята, я нашел боевую машину Кибенка. Мы каждый день называем на поверках имена наших товарищей, которые шагнули в огонь двадцать шестого апреля. Они шагнули не только в огонь, они шагнули в бессмертие! Их уже нет. Но они с нами. Всегда!

    Капитан закашлялся и потер горло. Голос заметно сел и осип. Это характерно для всех, кто работает в Чернобыле.

    — В общем, боевую машину надо вытащить. Это дело нашей чести, чести пожарных! Когда-нибудь машину Кибенка поднимут на пьедестал, как поднимали танки. пушки и «катюши».

    Строй загудел.

    — Правильно, командир! Нам скоро уезжать, а другие машину могут не найти.

    — Все пойдем.

    — А сколько там рентген?

    — То-то и оно, что много. «Урал» стоит почти у самого реактора, к тому же увяз в песке, а передние колеса заклинило между рельсами.

    — Значит, кто-то должен сесть за руль и вывернуть колеса?— уточнил Григораш.

    — Да.

    Наступила пауза.

    — Я тут кое-что прикинул,— продолжал капитан.— Работать надо группами по три-четыре человека. Находиться в зоне не более минуты. Отработала одна группа, ее сменяет вторая, потом третья и так далее. А за минуту можно сделать много. Облучение будет в пределах нормы. Короче говоря, тренироваться надо в чистой зоне, тренироваться до тех пор, пока все операции не доведем до автоматизма. Подумайте… Приказа нам никто не давал, а работы предостаточно и без машины, так что это дело чисто добровольное.

    Когда отряд добровольцев был сформирован, начались тренировки. Загнали один «Урал» в песок, набросали балок, нарыли ям. Водитель и трое бойцов садятся в бронетранспортер. Полный газ, и «бетеэр» несется к «Уралу». Остановка. Бойцы выскакивают наружу. Один разматывает трос, другой набрасывает его на крюк бампера, третий прыгает в кабину. Взревел мотор «бетеэра», и машина вылезает из песка, но… на это ушло десять минут. Много. Недопустимо много.

    Два дня тренировались экипажи, пока не научились укладываться в одну минуту.

    «Уралы» остановились в районе третьего блока.

    — Дальше пойдет «бетеэр»,— сказал В. И. Придатко.— В нем безопаснее. Работаем ровно минуту — и назад. Включаю секундомер.

    Бросок вперед. Люк настежь. Прыжок на землю. Рывок к машине Кибенка. Трос — на буксирный крюк.

    — Все назад! — глухо, через респиратор, говорит командир.

    — В запасе десять секунд. Я успею открыть дверцу,— просит

    Григораш.

    — Действуй.

    Рывок! Не открывается. Еще рывок. Бесполезно.

    — Заклинило?

    — Да.

    — Давай помогу,— подбежал кто-то.

    — Пять секунд!

    Рывок. Рывок. Скрежет. Звон.

    — Порядок! Открыл.

    — К «бетеэру»! Бегом!

    Когда командир нажал кнопку, оказалось, что работали шестьдесят три секунды.

    — Заметил, как вывернуты колеса?

    — Да. Может, попробуем волоком, не трогая руля? В кабине черт-те сколько рентген.

    — Не получится. Машина очень тяжелая. Спокойно, Олег, за минуту ничего не случится. Все зависит от времени пребывания в зоне.

    Ни со второй, ни с третьей попытки вытащить машину не удалось, так глубоко она увязла. К тому же мешали рельсы, да и руль никак не вывернуть в нужную сторону. Но вот в кабину прыгнул сержант Олефир.

    — Попробуй враскачку!— крикнул он водителю «бетеэра».— Вперед-назад, вперед-назад…

    Предельные обороты на пониженной передаче, мотор звенит от натуги. Ура! Машина качнулась. Сержант поймал момент и вывернул руль. «Бетеэр» напрягся. Только бы не лопнул трос. И вот машина пошла, пошла, пошла…

    Ее поставили под чудом уцелевшим деревом. Из самой опасной зоны боевую машину Виктора Кибенка вытащили, но она сама пока является источником радиации, поэтому красный «Урал» с надписью на дверце «Припять» некоторое время побудет на отстое.

    — А потом мы его дезактивируем, отмоем, отчистим, отскоблим и, как задумали, поднимем на пьедестал,— сказал капитан.— Думаю, это будет хороший памятник нашим павшим товарищам.

    Обожженное радиацией дерево. Опаленная боевая машина. И десять бойцов пожарной охраны с обнаженными головами. Пилотки снять можно, респираторы — ни в коем случае. Потом кто-то достал из кармана листовку и прикрепил к лобовому стеклу «Урала». «Кто, если не мы?» Эти слова видны издалека. Они слышны здесь всюду, даже если и не написаны. Но как хочется, чтобы на всю страну прозвучала заключительная строфа этого стихотворения:

    «Перед рассветом развеялся дым
    Смертельно тяжелого боя.
    Давайте встанем и помолчим,
    О подвиге этом помня».


    Давайте помолчим и навсегда запомним, как помним Александра Матросова или Николая Гастелло, имена героев-пожарных, которые шагнули в огонь, зная, что это за огонь, что это их последний бой, что крыша четвертого блока — их Сталинград, Курская дуга, Волоколамское шоссе. Вечная память вам, ВЛАДИМИР ПРАВИК, ВИКТОР КИБЕНОК. ВЛАДИМИР ТИШУРА, ВАСИЛИЙ ИГНАТЕНКО, НИКОЛАЙ ТЫТЕНОК, НИКОЛАЙ ВАЩУК! Вечная память и безмерная благодарность живых!

    Виктор Николаевич Кибенок — советский пожарный, лейтенант внутренней службы, Герой Советского Союза (1986, посмертно). Принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения (более 1000 рентген (смертельная доза 400 рентген, зона ответственности его подразделения, назначенная РТП, реакторный зал), был отправлен на лечение в Москву, где и скончался в 6-й клинической больнице 11 мая 1986 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 25 мая 2013, 08:56
    • tor

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018