Солдаты Победы: Первый раз поднялась в небо в 2,5 года
Люди и судьбы

    Среди имён Героев Советского Союза имя военной лётчицы Валентины Степановны Гризодубовой заслуживает особого упоминания: она первая женщина, получившая Звезду Героя. Боевой путь Валентины Гризодубовой уникален ещё и тем, что она командовала целым полком дальней авиации. Эта хрупкая и одновременно мужественная русская женщина сбрасывала бомбы на головы врагам, эвакуировала детей и участвовала в снабжении партизанских отрядов, действовавших в глубоком вражеском тылу.

    По одним источникам, Валентина Гризодубова появилась на свет в Харькове в новогоднюю ночь 1910 года, по другим – 10 мая 1909 года. Авиационное будущее Гризодубовой было предопределено тем, что её отец, Степан Васильевич Гризодубов, был талантливым авиаконструктором и пилотом. Он был до глубины души увлечён своим делом и посвятил ему всю жизнь. Степана Гризодубова можно по праву считать одним из гениев отечественного авиастроения: он являлся автором нескольких типов летательных аппаратов и двигателей к ним.

    Именно отец поднял свою дочь Валентину в небо не только в переносном, но и в прямом смысле. Гризодубова совершила свой первый полет едва ли не раньше, чем научилась как следует стоять на ногах – в 2,5 года! Отец привязал девочку к себе ремнями, поднял аэроплан в небо и навсегда заразил дочь собственной страстью к полётам и авиации.

    Итогом столь раннего авиационного воспитания стал первый самостоятельный полёт, который состоялся на слёте планеристов в Коктебеле, когда Вале было 14 лет. По окончании средней школы Валентина поступила в Харьковский технологический институт, где получила превосходное инженерное образование, позволившее ей заниматься авиацией уже профессионально. Стоит сказать, что небо было не единственным увлечением девушки – в продолжение учёбы в ВУЗе Гризодубова успешно осваивала рояль в музыкальном училище, после чего будущая гроза фашистских тылов была зачислена в Харьковскую консерваторию.

    В 1928 году, пройдя трёхмесячную месяца летную подготовку в Школе гражданской авиации Осоавиахима, Гризодубова получила долгожданное звание пилота. Позднее юная лётчица окончила также Пензенскую школу летчиков-инструкторов, после чего, в 21 год, уехала в Тулу, где устроилась на работу в аэроклуб. Карьера Гризодубовой продолжала своё стремительное развитие и, наконец, она попадает в подмосковное Тушино, а затем и на Центральный аэродром Москвы, который являлся базой агитэскадрильи им. Максима Горького. Работа в агитэскадрилье позволила Валентине получить уникальный лётчицкий опыт: за время службы в подразделении, летая по городам СССР, ей приходилось управлять самыми различными самолетами того времени.

    Хрупкая юная девушка летала над горами Кавказа и Памира, прокладывала новые воздушные маршруты и устанавливала новые рекорды, давая фору лучшим лётчикам-мужчинам страны и всего мира. Один из таких полетов принёс Валентине Гризодубовой мировую известность. 24-25 сентября 1938 года на самолете АНТ-37 «Родина» женский экипаж Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Мариной Расковой совершил беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, преодолев расстояние в 6450 километров за 26 часов и 29 минут. Именно за этот рекордный перелёт девушкам были присвоены звания Героев Советского Союза.

    Перед началом войны Гризодубова получила должность начальника Управления международных воздушных линий СССР, а с началом освободительной борьбы советского народа стала во главе Антифашистского комитета советских женщин. Однако отважная лётчица прекрасно понимала, что в тыловая работа, при всей её важности, ей не подходит – её огромный опыт пилотирования был нужен фронту, и Гризодубова возглавила 101-й авиаполк Авиации дальнего действия — тот самый, чьи крылья несли оружие и продовольствие партизанским отрядам Ковпака, Сабурова и Федорова.

    В одиночку управляя тяжелым «Ли-2», Валентина совершила около 200 боевых вылетов, около 2/3 из которых были ночными с опаснейшими посадками на партизанских аэродромных площадках. За время вылетов из вражеского тыла Валентина эвакуировала около 4000 детей, что характеризует её заслуги перед Родиной как выдающиеся и неоценимые, ведь стоит ли спорить, что во все времена дети были и будут главным достоянием и главной надеждой России, именно этим спасённым детям предстояло восстанавливать страну после войны, крепить её оборону, создавать самую мощную в мире промышленность.

    «Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду», — именно так ответила Валентина на предложение маршала авиации Новикова возглавить дивизию. Герой Советского Союза, отважная лётчица Гризодубова предпочла военной карьере научную и общественную деятельность. По ее инициативе и при её деятельном участии был создан НИЛИЦ – Научно-исследовательский летно-испытательный центр, задачей которого стала разработка новейшей авиационной электроники. За работу на этом поприще Гризодубова получила свою вторую Звезду — на этот раз Героя Социалистического Труда. Авторитет Гризодубовой в партийной среде, как и среди простого народа, был огромен, она была вхожа в кабинеты верховных руководителей, что позволяло ей выручать людей, попавших в сложную ситуацию и решать нерешаемые вопросы. Именно благодаря хлопотам Гризодубовой удалось спастись с Колымы отцу-основателю русской пилотируемой космонавтики Сергею Королеву.

    Валентина Гризодубова дожила до глубокой старости и скончалась ровно 20 лет тому назад, 28 апреля 1993 года. В родовом гнезде Гризодубовых в Харькове после её смерти был создан музей, во многих населённых пунктах бывшего СССР её именем названы улицы, а в Москве на Кутузовском проспекте ей установлен памятник.
    Источник: topwar.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 29 апреля 2013, 09:07
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018