Умер композитор Оскар Фельцман - автор замечательных песен
Люди и судьбы

    Автор замечательных песен Оскар Фельцман, которые на протяжении более 60 лет составляют цвет советской и российской эстрады, скончался на 92 году жизни.

    В последнее время он «чувствовал себя неважно и находился на лечении в Центральной клинической больнице», — сообщил ИТАР-ТАСС давний друг и коллега Оскара Борисовича Иосиф Кобзон. Причиной смерти композитора стала острая сердечная недостаточность.

    До своего 92-летия Фельцман не дожил всего 14 дней. Этот прекрасный композитор и человек всегда отличался тонкой интеллигентностью, доброжелательностью к людям и позитивным чувством юмора, в чем не раз могли убедиться корреспонденты «Российской газеты», которые обращались к нему с просьбой об интервью. При этом, несмотря на то, что ему нездоровилось, Фельцман продолжал участвовать в творческой жизни. В частности, накануне 90-летия он буквально в последний момент вынужден был отказаться от участия в юбилее: «К сожалению, я не смогу присутствовать сегодня на своем творческом вечере в зале „Россия“, но знаю, что в нем примут участие самые ведущие мастера отечественной эстрады, среди которых Иосиф Кобзон, Ирина Аллегрова и другие. В программу концерта включены песни разных лет, и я уверен, что они достойно выступят перед московской публикой»…

    Песни Фельцмана давно стали народными, их считает любимыми для себя уже ни одно поколение. Среди них: «Ходит песенка по кругу», «Ландыши», «Черное море мое», «Поезда», «Я верю, друзья», «Огромное небо» и многие другие. Творческая деятельность народного артиста РСФСР, лауреата премии Ленинского комсомола и Государственной премии охватывала также и академические жанры: он — автор ораторий, симфонических пьес, кантат, романсов. А также — музыки для оперетт и мюзиклов.

    * * *


    Оскар Борисович Фельцман родился 18 февраля 1921 года в Одессе в семье известного хирурга, одного из лучших ортопедов города Бориса Осиповича Фельцмана, который профессионально играл на фортепиано, получив в молодости хорошее музыкальное образование. Мать — Циля Абрамовна Фельцман.

    С самого раннего детства музыка увлекла будущего композитора, не пропускавшего с родителями ни один из концертов выступавших и гастролировавших в Одессе музыкантов, среди которых было немало вокалистов, пианистов, скрипачей, виолончелистов, имевших мировую славу.

    В 5 лет Оскар начал заниматься игрой на скрипке с известным педагогом Столярским, но уже после двух недель занятий интуитивно почувствовал необходимость совершенствования музыкального мастерства в игре на фортепиано, совершенство которой максимально соответствовало зарождающемуся композиторскому дару.

    Игре на рояле он учился у выдающегося профессора — Берты Михайловны Рейнбальд, у которой занимались Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб и другие превосходные пианисты.

    Уже через год родилась и первая фортепианная пьеса Оскара Фельцмана — «Осень». Способность сочинять уже в 6 лет опиралась на успехи в фортепьянной игре и владении музыкальной грамотой, умением писать клавиры.

    В 1939 году О.Фельцман окончил знаменитую школу имени П.С.Столярского с занесением на Золотую доску почёта и поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс В.Я.Шебалина. На вступительном экзамене была отлично принята его «Сонатина» для фортепиано. Успехи в учёбе были отмечены Сталинской стипендией. Продолжилось и сочинение музыки, большой успех снискала виолончельная соната, впервые исполненная в Малом зале консерватории выдающимся музыкантом профессором Козолуповым (виолончель) и самим автором (рояль).

    С началом войны Фельцман был эвакуирован в Новосибирск, где в свои 20 лет стал ответственным секретарём Сибирского Союза композиторов. В заседаниях Союза участвовали выдающиеся композиторы Георгий Свиридов и Владимир Щербачев. В члены Союза композиторов СССР принимали Кирилла Молчанова. Там же были Мравинский, Соллертинский, оркестр Ленинградской филармонии, джаз Утёсова.

    В Новосибирске Фельцман писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, Еврейского театра Белоруссии. Была и творческая командировка в Сталинск, где находился тогда Московский театр оперетты, для которого молодой композитор написал оперетту по пьесе В.Катаева «Синий платочек», к сожалению, как часто тогда бывало, пьеса была необоснованно разгромлена в газете «Правда» и музыка Фельцмана не встретилась с широкой публикой. Однако знакомство с Московским театром оперетты сыграло важную роль в творческом поиске композитора и существенно повлияло на трудный выбор в пользу «лёгкого жанра».

    В 1941 году в Новосибирске Оскар Фельцман женился на студентке дирижёрско-хорового факультета Московской консерватории Евгении Петровне Кайдановской, сибирячке. В Москву они с женой вернулись в 1945 году. Временно поселились у родственников в Кривоарбатском переулке. По возвращению в Москву продолжилось сочинение серьёзной музыки, состоялось вступление в Союз композиторов, но не была забыта и оперетта на сценах театров страны появились его музыкальные комедии Фельцмана, среди которых наибольший успех выпал на оперетту «Чужая ночь».

    В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера музыкальной комедии «Воздушный замок». В 1952 году состоялись ещё две премьеры — в Театре оперетты — «Суворочка» и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко — «Шумит Средиземное море». Кроме оперетт Фельцман начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям, постановкам для детей театра Натальи Сац.

    В 1952 году Оскар Фельцман в лучших традициях классической музыки сочинил Концерт для скрипки с оркестром в трех частях. Тогда же последовало обращение к песням, первой из которых стала «Теплоход» на стихи В.Драгунского и Л.Давыдович. Исполнил её знаменитый Леонид Утёсов.

    Песни Фельцмана быстро нашли своих благодарных исполнителей и восторженных слушателей. Большую популярность обрели «Ландыши», написанные на стихи Ольги Фадеевой и впервые исполненной Геленой Великановой. Песню напевала вся страна, именно это и не устроило партийных функционеров, которые под надуманными причинами «нарушения норм социалистической чистоты и мудрости» учинили подлинный разгром композитору в центральной прессе и других СМИ. Гонения длились 23 года, а люди продолжали любить и петь эту песню, любят и поют её до сих пор и не только на её родине, но и во многих странах мира.

    Глубокий и разнообразный песенный талант Оскара Борисовича позволил ему пережить несправедливость. Его творчество не могло быть невостребованным и признание в нём лидера отечественной культуры состоялось и среди простых людей, и в руководящих кругах страны. Так, на городской партконференции с восторгом была принята песня «Комсомольцы двадцатого года».
    В период первых успехов страны в освоении космоса появилась песня «Я верю, друзья» ставшая любимой песней не только космонавтов, но и всей страны. Композитор подружился с нашими первыми космонавтами — Юрием Гагариным, Андрианом Николаевым, Павлом Поповичем.

    В 1967 году на радио организовали передачу «С добрым утром!». Фельцман написал для неё песню-заставку, которая каждое воскресенье возвещала, что «воскресенье — день веселья». В дальнейшем многие замечательные песни композитора впервые звучали в этой передаче.

    В своём песенном творчестве Оскар Фельцман сотрудничает с самыми лучшими поэтами страны, среди которых Р.Рождественский, Р.Гамзатов, Л.Ошанин, А.Вознесенский, М.Матусовский, Е.Долматовский, М.Лисянский, В.Харитонов, И.Шаферан, М.Танич, И.Кохановский, В.Орлов, М.Рябинин, Н.Олев и др.
    Песни Фельцмана украсили репертуар Л.Утёсова, М.Бернеса, В.Трошина, И.Кобзона, М.Магомаева, Э.Пьехи, Э.Хиля, В.Толкуновой, Ю.Гуляева, Г.Отса, Л.Лещенко, И.Бржевской, О.Анофриева, М.Пахоменко, Л.Серебренникова и других замечательных исполнителей.

    В 1973 году Оскар Фельцман снова обратился к оперетте, создав музыку к спектаклям «Тётка Чарлея» «Старые дома» и «Пусть гитара играет». В середине 1980-х годов Фельцман организовал для своих авторских концертов инструментальный ансамбль «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой, который после двух лет успешных выступлений передал Давиду Тухманову.

    В 1987 году был написан вокальный цикл «Песни былого». Исполнил этот цикл Иосиф Кобзон.

    В конце 1990-х годов Фельцман написал 12 песен на стихи Юрия Гарина. Тематика этих песен современная. Композитор исполнял их в Одессе на авторском концерте в дни празднования 200-летия города. Они звучали в Нью-Йорке и на эстрадах других городов мира. Некоторые из них замечательно поют Алла Йошпе и Стахан Рахимов, Клара Новикова. Оскар Борисович также написал около часа музыки для скрипки и рояля. Часть этих сочинений прозвучала тоже в Одессе в исполнении знаменитой скрипачки, профессора Венской консерватории Доры Шварцберг.

    В мае 1995 года Оскар Борисович оказался в городе Ноябрьске на праздновании юбилея Победы. Так появились пять песен об этом чудесном городе. С Ноябрьском связано и появление балета «Булочка» (либретто А. Агамирова).

    На этом хореографическая тема в творчестве Оскара Фельцмана не закончилась. В 2000 году для «Русского балета» Вячеслава Гордеева композитором был написан балет по мотивам новеллы Проспера Мериме «Венера Ильская» (либретто В.Гордеева и О.Фельцмана).

    В последние годы композитором создан целый ряд камерных произведений, в том числе «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Х.Бялика».

    18 февраля 2001 года в Центральном концертном зале «Россия» состоялся юбилейный концерт композитора. К своему 80-летию Оскар Борисович написал много новой музыки, и в этот вечер состоялись премьеры многих его произведений.

    О.Б. Фельцман — Народный артист России, кавалер орденов Дружбы народов и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, многократный лауреат международных, всесоюзных и всероссийских песенных фестивалей.

    Больших творческих успехов добился и сын композитора — Владимир Оскарович Фельцман, ставший одним из самых заметных музыкантов современности — пианистом, дирижёром, композитором.

    3 февраля 2013 года Оскар Борисович скончался в ЦКБ имени Семашко.

    Источник: feltzman.narod.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 04 февраля 2013, 09:15
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018