Паулин и Валентин
Люди и судьбы

    Иногда удивляешься, насколько жизненное кредо одного человека может отличаться от моральных устоев другого, хоть и выросшего практически рядом и в одинаковых условиях, с первым. На память сразу приходит судьба Юзефа Пилсудского и Феликса Дзержинского. Первый говорил: «Я мечтал захватить Москву, и на стенах Кремля написать: говорить по-русски запрещается!». Второй, эволюционировав уже из польского националиста в русского патриота, вспоминал не без иронии, как в шестилетнем возрасте, благодаря антирусской пропаганде, мечтал найти шапку-невидимку, пробраться в Кремль и поубивать всех «москалей».

    Пилсудский и Дзержинский – историческая пара. Учились в одной гимназии. Оба – выходцы из аристократических польских семей. Но на этом их сходство и заканчивается.

    Такая же аналогия исторического параллелизма напрашивается при сравнении двух других польских дворян – Свенцицких. Одного из них звали Паулином. Второго – Валентином. Они не были современниками. Паулин Свенцицкий умер буквально за несколько лет до рождения своего однофамильца Валентина Свенцицкого. Да и жили они в разных местах. Первый – в Галиции. Второй – в Великороссии, от Москвы до Иркутска.

    Несмотря на своё польское происхождение, Валентин Свенцицкий вошёл в историю России как настоятель московского храма св. Николая Чудотворца на Ильинке, как энергичный православный проповедник и богослов.

    Родившись в 1881 г. в Казани, Валентин Свенцицкий перебирается в Москву, и знакомится с выдающимися русскими философами и богословами Павлом Флоренским, Сергием Булгаковым, Александром Ельчаниновым. Валентин Свенцицкий и сам был не чужд глубокому философствованию, оказав интеллектуальное влияние на Николая Бердяева и, в особенности, Ивана Ильина. В произведении последнего «О противлении злу силой» воздействие со стороны о. Валентина особенно явно чувствуется.

    О. Валентин проповедовал в периоды лихолетья Гражданской войны. По убеждениям был монархистом, но, главное, отличительной чертой его богословия был тезис о правомочности поднятия меча на идущих с мечём. Он призывал не замещать православную проповедь «сладенькой водицей» и словесами бесхарактерности (непротивление, пассивное ожидание), а проповедовал активное, энергичное христианство. «Я поднимаю меч на насильника, чтобы меч его не опустился на неповинную жертву», — говорил он.

    В 1919 г. в Ростове вышла в свет его публикация «Война и церковь». В ней – подробное христианское обоснование права убить врага, покусившегося на твоё Отечество.

    «В «Катехизисе» Филарета сказано: Всякое ли отнятие жизни есть законопреступное убийство? Не есть беззаконное убийство, когда отнимают жизнь по должности, как то: когда преступника наказывают смертию по правосудию, и когда убивают неприятеля на войне за государя и отечество, — напоминает о. Валентин. — Войну противопоставляют «любви к врагам», упуская из виду, что иногда война может быть неизбежным и единственно возможным проявлением деятельной любви. Да! Надо любить врагов! Но где сказано, что не надо любить мирных, ни в чём не повинных жителей? А если вы будете любить и их – тогда отпадает вопрос о враге. Не потому вы должны защитить беззащитного оружием, что должны «ненавидеть» злодея, а потому, что у вас нет иного способа защитить жертву, которую вы любите по-христиански, от злодея, которого вы тоже любите по-христиански. Вы знаете, что убийство неизбежно – и только потому делаете выбор. Умыть руки и сказать – я люблю и того и другого одинаково – это значит впасть в такой догматизм, который граничит с самым безнадёжным фарисейским лицемерием. Во-первых, такая одинаковая любовь фактически невозможна, но если бы и была возможна – остаётся ещё, кроме любви, чувство справедливости – и оно должно было бы заставить сделать выбор в пользу невинной жертвы».

    Сам о. Валентин не был тыловым святошей. Вместе с Добровольческой армией участвовал в походах, окормляя свою паству, напутствуя её перед битвами и сражениями. Моральным фундаментом России он, православный поляк, признавал только Православную Церковь, а каждый приход видел ячейкой энергичных верующих, сплочённых христианской любовью: «Приходы должны сознать себя не только религиозными, но и общественными единицами. Они должны организоваться для общественных выступлений и взять в свои руки всё, что касается жизни православного человека, начиная с решений продовольственного дела и кончая самыми высшими запросами духа». Из-под пера о. Валентина вышел целый ряд богословских сочинений: «Монастырь в миру», «Диалоги». Последний труд написан в стиле сократовских диалогов, в виде беседы мирянина-интеллигента и священника, дающего ответы на все жизненные запутанные вопросы.

    «Мы умеем жалеть несчастных. Мы готовы «оставлять долги должникам нашим». Мы готовы прощать личные обиды. Мы готовы отдать последнюю рубашку даже тому, кто требует лишнего. Но когда мы видим, как обижают ребенка или оскорбляют женщину; когда злодеи отнимают последнюю рубашку не у нас, а у нашего ближнего, когда насилию подвергаются беззащитные, слабые, несчастные и иного средства нет спасти их, как только подняв меч, — мы подымем его не во имя своё, а во имя той действенной любви, которую заповедал нам Христос…Наш Христос – муж силы», — писал о. Валентин в «Войне и церкви», и сам жил в соответствие со своими духовными принципами. Он скончался в Канске на руках у жены, так и оставшись до конца жизни русским человеком польских кровей. Честным и неподкупным.

    Но был в нашей истории ещё один Свенцицкий, Паулин – полная противоположность о. Валентину. К сожалению, украинский читатель имеет все шансы многократно услышать о Паулине Свенцицком, но ничего не узнать за всю жизнь о Свенцицком Валентине. А, ведь, казалось бы, православным людям Украины, творческое и политическое наследие о. Валентина должно быть ближе фальшивой болтовни католика Паулина.

    Паулин, как и многие поляки того времени, принадлежал к т.н. хлопоманам, то есть, поклонникам украинской литературы и языка. Родившись в селе возле Винницы в семье польского помещика, Паулин Свенцицкий вырос польским патриотом. Но, как это часто бывает, польский патриотизм без русофобии, как машина без колеса. Не поедет. Вот и Паулин принимает участие в польском восстании 1863 г. Тогда поляки стремились завоевать симпатии малороссийского крестьянства. Сразу скажем, им это не удалось. Историки, в т.ч., украинские, говорят, что на стороне мятежников воевало не более 500 белорусов, малороссов и великороссов вместе взятых. Тем не менее, поляки предпринимали попытки сделаться для крестьян своими «в доску».

    По той же дорожке пошёл и Паулин Свенцицкий. Сбежав после разгрома восстания в австрийскую Галицию, он принялся распространять среди крестьянства стихи Т. Шевченко, а позже учредил ежемесячник «Село».

    Другого названия трудно было ожидать от хлопомана. Основоположниками хлопоманства были тоже поляки – Владимир Антонович и Тадей Рыльский, отец украинского писателя Максима Рыльского. Как писал карпато-русский историк Ксенофонт Говорский, «у нас в Киеве только теперь не более пяти упрямых хохломанов из природных малороссов, а то (прочие) все поляки, более всех хлопотавшие о распространении малорусских книжонок. Они сами, переодевшись в свитки, шлялись по деревням и раскидывали эти книжонки; верно пронырливый лях почуял в этом деле для себя поживу, когда решился на такие подвиги».

    Часть польских хлопоманов, действительно, искренне увлекались малороссийской поэзией, не помышляя о сепаратизме. Но другая часть, более прозорливая и политически более проницательная, взяла хлопоманство на вооружение, намереваясь оторвать Малороссию от остальной России. Этим-то и занимался Паулин Свенцицкий. Неспроста же подзаголовком его «Села» была следующая фраза – «Коллективное издание, посвящённое народным украинско-русским делам». Именно Паулину принадлежит авторство искусственного на тот момент термина «украино-русский». Так, разорвав росчерком пера единый русский народ на два разных лагеря, польский помещик Паулин Свенцицкий действовал в духе чаяний польской политической элиты. Ведь украинец, лишённый своей украинскости, был для них политическим русским! Чтобы легче было втереться в доверие малороссам, Паулин Свенцицкий вдруг превратился в украинца, взяв псевдоним Павло Свій. Уж очень хотелось, чтобы его принимали за своего.

    Удивительно, но в современной Украине находятся либо невежды, либо откровенные провокаторы, которые публикуют в СМИ целые панегирики таким «митцям», как Паулин Свенцицкий. Их величают друзьями украинского народа, печальниками украинской культуры, представителями «украинской школы» в польской литературе, а геополитические соображения, которыми они руководствовались, либо упускаются из виду, либо изображаются попыткой вернуть Украине извечно ей присущую европейскость, возвратить её в лоно европейской цивилизации, где она, будто бы, и обреталась до порабощения Москвой. Несомненно, нельзя огульно обвинять всех поголовно польских литераторов «украинской школы» в тайном саботаже. Но нельзя и прятать неудобную информацию о том, что часть этих литераторов только тем и занималась, что пропагандировала украино-русскую рознь.

    Такая благость к фигуре Паулина Свенцицкого и иже с ним объяснима. Ведь он впервые опубликовал гимн «Ще не вмерла Україна», надеясь подтолкнуть этой уловкой малороссов в объятия Польши. Поэтому и не знает ничего наш обыватель о другом Свенцицком, о православном мыслителе о. Валентине, который выше всего на свете ставил духовность. Не раз подвергаясь за свои непреклонные убеждения преследованиям и в царское, и в советское время, о. Валентин желал видеть Церковь не в государстве (как при самодержавии), и не государство в Церкви (как в католичестве), а Церковь над государством. При этом народ, по его убеждению, имеет право знать об отношении Церкви к существующему государственному строю. Это предполагает публичное озвучивание Церковью своей морально-политической позиции.

    Украина – разорванная страна. Она разорвана, прежде всего, ментально.

    Судьба Украины похожа на судьбу не только двух Свенцицких, но и двух братьев Потебня. Один из них, Александр, стал знаменитым филологом (его имя носит Институт языкознания НАН Украины) панрусистских убеждений. Брат же его, Андрей, даром, что российский офицер, словно его тёзка из гоголевского «Тараса Бульбы», переметнулся к полякам в ходе восстания 1863 г. погиб при нападении на отряд русских войск под Краковом. Его прах покоится в братской могиле польских повстанцев неподалёку от места боя. В кругах украинской националистической интеллигенции его фигура пользуется почётом и уважением, как живой пример трагичной борьбы поляков и украинцев за общее европейское будущее.

    Вот так же и Украина: мечется между своим панруссистским прошлым и смутным, мглистым европейским будущим. И корёжат украинские власти украинскую историю в угоду сиюминутным политическим веяниям, засоряя мозги украинской молодёжи неправдивыми россказнями о рыцаре украинской культуры Паулине Свенцицком.

    Кое-кому невыгодны исторические факты о другом Свенцицком – стороннике русского Православия и крепкой имперской идеи. Ради того, чтобы уберечь «українську незалежність», это хилое дитя 1991 г., эти люди готовы сколько угодно рекламировать паписта Паулина и его литературные работёнки. Им невыгодно учение славянофила Алексея Хомякова о соборности, т.е. единстве всего народа и единстве церкви и государства в достижении общеполезных целей, которое развил и дополнил о. Валентин. Ведь соборность, истинная соборность – это не попытки слепить из «жидкого теста» украинства державу под одноимённым названием. Та соборность, которую нам навязывают, как праздник, лишь грубое материалистическое приложение политической истории. Соборность философски понятая куда выше и глубже, чем всякие «злуки» УНР или ЗУНР.

    Уверен – после прочтения этих строк у наших националистов испортится настроение. Прозвучат обвинения в нелюбви к родине. Отвечу цитатой не из Паулина Свенцицкого (увольте!), а из работ отца Валентина: «Больному, все спасение которого в ампутации ноги, вместо «жестокой операции» давать сладенькую водицу – это не любовь!». Так что горькая правда лучше.
    По материалам: segodnia.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 26 ноября 2012, 09:31
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021