Солдаты Победы: Борис Сафонов - первый дважды Герой СССР
Люди и судьбы

    Борис Феоктистович Сафонов (26 августа 1915 — 30 мая 1942) — советский лётчик, герой Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза. Первый дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны, лучший советский летчик-истребитель 1941—1942 годов.

    Борис Сафонов родился 26 Августа 1915 года в селе Синявино, ныне Плавского района Тульской области, в семье крестьянина. После окончания 7-ми классов, обучаясь в конце 20-х годов в железнодорожном ФЗУ в городе Туле, он становится старостой осоавиахимовского кружка. В 1931 году начал заниматься в аэроклубе. Его инструктором была В. С. Гризодубова, впоследствии знаменитая летчица, Герой Советского Союза. Одним из первых Сафонов становится «Ворошиловским стрелком» 2-й ступени, показав лучший результат в группе.

    В 1933 году Борис был призван в ряды Красной Армии. Окончив 1-ю военную авиационную школу летчиков в 1934 году, отправился служить в Белорусский Военный Округ. Был рядовым пилотом, инструктором парашютно — десантной службы, а позднее — помошником военкома эскадрильи по комсомольской работе.

    В 1940 году, по его личной просьбе, Борис был отправлен в распоряжение ВВС Северного флота, командиром звена одного их авиаполков.

    С началом Великой Отечественной войны Сафонов командовал эскадрильей 72-го САП. Ни одно боевое задание не выполнялось без личного участия ее командира. Войну летчики полка начали на устаревших истребителях И-16 (летая на этих машинах Сафонов совершил 109 боевых вылетов и сбил 17 самолетов противника). На левом борту фюзеляжа своего И-16, Сафонов крупными буквами вывел — «За Сталина !», а на правом — «Смерть фашистам !» (один из самолетов, на котором воевал Борис Феоктистович, хранится в Ленинградском Военно — Морском музее ).

    Вечером 24 Июня 1941 года Сафонов вылетел на своем И-16 на перехват разведывательного Ju.88 и после долгой погони сбил его. Это был первый немецкий самолет, сбитый летчиками североморской авиации. 27 Июня 1941 года Сафонов одержал вторую победу — на этот раз его жертвой стал одиночный Hs.126.

    7 Июля 1941 года Сафонов во главе девятки И-16 прикрывал военно — морскую базу Полярное, когда в воздухе появилась группа Ju.87, сопровождаемая истребителями Bf.109. Советские летчики атаковали пикировщики и уничтожили 4 самолета, а затем, перейдя в преследование, сбили еще 3 машины. Все наши летчики вернулись на базу.

    14 Июля 1941 года Борис Сафонов был награжден первым Орденом Красного Знамени. К 28 Августа он совершил 130 боевых вылетов, провел 32 воздушных боя и лично сбил 11 самолетов противника. Только за 5 дней Августа он одержал 5 личных побед. 15 Сентября 1941 года семерка истребителей под командованием Бариса Сафонова, вступив в схватку с превосходящими почти в 8 раз силами противника, уничтожила 13 вражеских самолетов, ни потеряв ни одного своего. Сафонов лично сбил 3 машины.

    16 Сентября 1941 года, за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях, командиру эскадрильи 72-го сводного авиаполка (ВВС Северного флота) Капитану Б. Ф. Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза. К моменту опубликования этого Указа, на счету летчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 — на счету комэска.

    Борис Сафонов быстро стал известен не только на Северном флоте, но при этом всегда оставался удивительно скромным человеком. Никогда не говоря о своих личных победах, он всегда подчеркивал заслуги своих товарищей по оружию. Часто обучение молодых летчиков Сафонов проводил непосредственно в боях. Как правило, самолеты противника он сбивал с первой атаки. Но когда с ним шел неопытный летчик, Сафонов стремился только «подранить» противника, а затем передавал инициативу своему напарнику.

    Так, 31 Декабря 1941 года в районе острова Кильдин пара «Харрикейнов», ведовая Майором Сафоновым и Младшим лейтенантом Реутовым, сбила бомбардировщик «Хейнкель-111» из 1-го отряда 26-й эскадры ( №:4357. Тактический номер 1H + BH ). Экипаж немецкого самолета был взят в плен.

    В тот день Сафонов, взяв себе в напарники Дмитрия Реутова, вылетел на перехват вражеского разведчика Не.111. Они настигли его и атаковали. Первым открыл огонь Дмитрий, но его очереди прошли мимо цели. Тогда Сафонов вырвался вперед и, слегка перемещаясь из стороны в сторону, повис за хвостом «Хейнкеля» в необстреливаемом секторе. Прицелившись по кабине стрелка, дал короткую очередь. Вражеский пулемет сразу же замолчал, его ствол вздернулся вверх и замер. Выпустив по стрелку еще одну очередь, для гарантии, Сафонов ударил по левому мотору разведчика. Тот загорелся.

    Сбить пламя немецкому летчику не удалось — за самолетом потянулся густой черный дым. После этого Сафонов отвалил от «Хейнкеля» и занял место ведомого. Реутов, сблизившись с противником, открыл огонь по правому мотору и зажег его. Разведчик перевернулся и отвесно пошел к земле… После посадки, Сафонов отдал распоряжение начальнику штаба записать сбитый самолет на боевой счет своего ведомого. А сколько их было таких распоряжений? Знают об этом только сафоновцы…

    Осенью 1941 года в трудном поединке Сафонов «завалил» известного немецкого Аса. Тогда нападениям вражеских истребителей подверглись несколько самолетов 72-го авиаполка. Особенно часто обнаруживали «Мессера», которого на аэродроме прозвали «рыжим». На фюзеляже немецкого самолета был нарисован большой рыжий пес с краснозвездным истребителем в зубах. Летчик самолета держался крайне нагло, но открытого боя старался избегать. Когда же это не удавалось, он улучшал момент и удачным маневром отрывался от преследования.

    Сафонов досадовал, что ему не доводилось встретить в воздухе этого наглеца. Но наконец такой случай представился. При возвращении с задания Сафонов заметил «рыжего» и навязал ему бой. По первым же маневрам противника стало ясно — помериться силами придется с очень опытным воздушным волком. Гитлеровец, выбирая выгодные для атаки позиции, выполнял сложные пилотажные фигуры. Но через пару минут ему самому пришлось туго — Сафонов все сильнее и сильнее наседал на него. «Ястребок» наконей зашел «Мессеру» в хвост, однако тот тут же вывернулся и почти вертикально ушел вверх. За ним устремился и наш истребитель. Противник явно пытался оторваться, но это ему не удавалось. Сафонов плотно шел следом и ждал момента для точного удара.

    И этот момент наступил. Когда немецкий летчик, пытаясь снова зайти истребителю Сафонова в хвост, начал делать переворот, прогремели меткие очереди. «Мессер» загорелся и камнем сорвался в отвесное пике, оставляя черный дымный шлейф. Воздушный пират успел оставить пылающую машину и, раскрыв парашют, приземлился на позиции советских зенитчиков. Пленный оказался матерым Асом Вилли Френгером. На его счету было 900 боевых вылетов и 36 сбитых над Ла — Маншем самолетов. При задержании он сорвал с груди свои награды — два Железных Креста и один в золотой оправе…

    В Сентябре 1941 года на аэродроме, где находилась эскадрилья Сафонова, обосновались английские истребители. Это были «Харрикейны» с авианосца, прилетевшие для усиления истребительного прикрытия конвоев. Группа получила кодовое название «Бенедикт». Командовал ею Полковник Шервуд. Английские летчики любезно подарили две свои машины нашим пилотам, в ответ наше командование преподнесло им И-16 и «Чайку». Сафонов первым на Северном флоте облетал английский «Харрикейн», а спустя 10 дней эти машины освоили и другие летчики эскадрильи.

    Английские летчики совместно с североморцами выполняли боевые задачи — патрулировали в воздухе, дрались с противником. Они сбили 15 вражеских самолетов. Особо отличились Капитан Рук и Сержант Г. Хоу, сбившие по 3 самолета. Наше правительство высоко оценило подвига английских летчиков. Пятеро из них были награждены Орденом Ленина (один из них — Чарльстон Хоу, уже вернувшись на Родину, назвал Бориса Сафонова «великим летчиком своего времени»).

    Вскоре в полк поступила новая партия «Харрикейнов». Машины были уже не новые, с сильно изношенными моторами и без воздушных фильтров. Последнее обстоятельство особенно сильно сказалось весной, когда аэродромы очистились от снега и песчанная пыль стала настоящим бедствием для «Харрикейнов» (к концу Мая около 50 машин простаивало в ожидании ремонта).

    По инициативе Сафонова английские самолеты были перевооружены. Сначала на них поставили 4 крупнокалиберных пулемета и 27 Февраля 1942 года Александр Кухаренко (сам Сафонов лежал тогда в госпитале после операции аппендицита), совершил первый вылет на переоборудованном «Харрикейне». Лиха беда — начало. Вскоре Сафонов решил заменить пару пулеметов на пушки ШВАК, затем — установить под плоскости направляющие для реактивных снарядов…

    Не лучше оказались и американские «Киттихауки», также поступившие в полк. Эти машины имели неплохое вооружение и радиостанцию, но оказались совершенно непреспособленными к эксплуатации в зимних условиях. Надежность силовой установки тоже оставляла желать лучшего. Моторы «Киттихауков» часто не выдерживали форсированного режима работы — в такой ситуации обычно заклинивался коленчатый вал. Летчики, шутя, называли свои самолеты «чудом безмоторной авиации».

    С Октября 1941 года Борис Феоктистович принял командованием 78-м истребительным авиационным полком. Показав отличные организаторские способности, умение обучать и воспитывать подчиненных, он получил очередное воинское звание Майор и значительно увеличил счет сбитых вражеских самолетов. 22 Декабря 1942 года Сафонов был награжден вторым Орденом Красного Знамени, а 22 Января 1942 года — третьим. 19 Марта 1942 года, в числе 5-ти Советских летчиков, Борис Сафонов был награжден высшей авиационной наградой Англии — Орденом «Ди — Эф — Си» (Большой серебрянный крест).

    Во второй половине Марта 1942 года Подполковник Сафонов был назначен командиром 2-го Гвардейского истребительного авиаполка и летать стал меньше — много времени отнимало руководство боевой деятельностья подразделения, организационно — хозяйственные дела. В конце Марта он провел один из немногих воздушных боев в районе Туломской ГЭС и одержал очередные победы — лично сбил два истребителя Bf.109.

    11 Апреля 1942 года в 70 км к северу от Мурманска произошел очередной воздушный бой. С советской стороны в бою участвовали 6 МиГ-3, которые атаковали группу немецких Ju.88, сопровождаемых шестеркой Bf.109. В этом бою советские летчики сбили два истребителя, а Сафонов — бомбардировщик Ju.88.

    30 Мая 1942 года Борис Сафонов совершил свой последний — 224-й боевой вылет на прикрытие конвоя союзников, следовавшего в Мурманск. Находясь в воздухе, 3 советских летчика на самолетах Р-40Е «Киттихаук», во главе с Сафоновым, обнаружили на подходе к конвою 6 вражеских бомбардировщиков. Они стремительно атаковали врага. Сафонов сбил 2 самолета, подбил 3-й, но и сам погиб в этом бою. Он был первым из Советских Асов, кто уже в Мае 1942 года имел на боевом счету 30 самолетов противника уничтоженных лично, и еще 3 в групповых боях (во многих изданиях общее число побед приводится разное — от 26 до 41).

    Причина гибели отважного летчика до сих пор остается загадкой. Во многих изданиях приводятся разные версии — внезапная атака вражеского истребителя, огонь воздушного стрелка одного из «Юнкерсов» и отказ двигателя «Киттихаука». Наиболее вероятной считается последняя — о ненадежности моторов этих самолетов уже писалось выше. Однако, при всем этом, хочется обратить внимание на воспоминания Леонида Ивановича Родионова, бывшего мичмана Северного флота, оказавшегося свидетелем гибели Б. Ф. Сафонова (по расписанию во время боевой тревоги Родионов находился на мостике одного из судов):

    — По рации ясно были слышны переговоры наших летчиков с командованием конвоя. Было отчетливо слышно, как Сафонов сообщил: «Сбил одного !», немного погодя: «Сбил второго !». И вдруг: «Подбил третьего. Сам подбит, тяну к кораблям». Хорошо видно было, как его самолет упал в море.
    Командир бригады А. И. Гурин запросил у старшего офицера конвоя, а им всегда назначался англичанин или американец, разрешения послать один корабль на место падения самолета. О том, что упал самолет Сафонова, знали не только наши, но и старший конвоя, у него рация все время была включенной. Однако разрешения на выход корабля из ордера не последовало. Запросили вторично, подчеркнули, что сбит именно Сафонов. И снова отказ…

    По прибытии на базу к нам приехал командующий Северным флотом Адмирал Головко. Антон Иосифович Гурин доложил ему подробности гибели Сафонова и о запрещении старшего конвоя подойти к месту падения самолета. Головко даже прослезился. «Послали бы вы этого американца подальше, — выдавил он. — Пусть бы не спасли, хотя бы прошли по тому месту, где он упал, у меня на душе было бы спокойнее».

    16 Июня 1942 года Сафонов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Он стал первым из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. Вновь к этому высокому званию он был представлен Наркомом ВМФ не посмертно, а при жизни, 27 Мая 1942 года — за три дня до своей гибели. Награжден Орденом Ленина, Красного Знамени (трижды).

    Боевые заслуги Бориса Сафонова воплотились не только в уничтоженные им самолеты противника. Под его руководством в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза. Именем Сафонова назван поселок Мурманской области.

    Последнее фото Б. Ф. Сафонова, Героя Советского Союза, командира 2 ГСАП ВВС СФ. Пилот стоит в кабине своего истребителя P-40E. Май 1942.

    30 мая 1942 года Борис Феоктистович Сафонов погиб в воздушном бою.

    Многие советские лётчики, желая выразить свои лучшие чувства к этому замечательному человеку, писали на бортах своих боевых машин — «За Бориса Сафонова !» (например, Евгений Ступин — двоюродный брат Бориса Феоктистовича — на борту своего бомбардировщика Пе-2). Именем Сафонова назван посёлок Мурманской области. Его имя присвоено тяжёлому перехватчику МиГ-31 из состава 174-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного Печенгского полка имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова.

    На снимке экипаж Пе-2 «За Бориса Сафонова» после боевого вылета на порт Констанца 20 августа 1944 года. Слева направо: стрелок — радист П. Глевацкий, лётчик Е. Ступин, штурман А. Родионов

    В декабре 2005 года Указом Президента РФ единственному в Военно-Морском Флоте России корабельному истребительному авиационному полку военно-воздушных сил Краснознамённого Северного флота, взлётной и посадочной полосой которого является палуба тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», присвоено имя дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова.
    Источник: litacok76.livejournal.com



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 22 октября 2012, 09:41
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017