Ушел из жизни Петр Наумович Фоменко - мастер особого эстетизма и парадоксальных решений
Люди и судьбы

    Ушел из жизни один из самых ярких, загадочных и авторитетных режиссеров страны. Петра Фоменко называли мастером особого эстетизма и парадоксальных решений. В театр он пришел из музыки, окончив Гнесинку по классу скрипки, и стал в каждом спектакле искать свою собственную ноту и интонацию.

    Фоменко из года в год переводил классику на новый, непривычный язык. Его обвиняли в разрушении великой театральной школы, его запрещали и боготворили. Театральный мир воспринял новость о смерти Фоменко как сильнейший удар.

    В театральном мире достаточно произнести это имя, а его заслуги уже совсем необязательно перечислять. И так все знают, что Пётр Фоменко — режиссер с большой буквы. Сам мастер всегда избегал хвальбы и восторгов в свой адрес. Он был не то чтобы скромным, а принципиальным, где главным его принципом было — относиться с иронией к своим постановкам.

    Пётр Фоменко, режиссер: «Провал иногда бывает дороже полезнее и важнее не только как тест на выживание, но просто как ощущение себя в состоянии если не трагедии, то драмы. Страдания обогащают иногда».

    Открыв творческую биографию этого режиссера, незнающий удивится. В самом начале карьеры Пётр Фоменко был выгнан с третьего курса из Школы-студии МХАТ за хулиганство. Под хулиганством консервативные преподаватели подозревали уже тогда проявившуюся принципиальность и бескомпромиссность молодого режиссера, который без достаточного почтения относился к классической русской театральной школе.

    Позже Фоменко все-таки закончил театральный факультет другого высшего учебного заведения — ГИТИСа. Только первые поставленные им серьезные спектакли не выдержали советской театральной критики и были сняты из репертуара.

    Но и это Петра Фоменко, конечно, не остановило. Он стал вначале главным режиссером Ленинградского театра комедии, а потом вернулся в Москву и посвятил себя педагогической работе, стал преподавать в ГИТИСе. В процессе как-то само собой получилось, что Пётр Наумович смастерил собственный театр и приобрел главное дело жизни.

    Курс, который режиссер набрал в 1988 году, по окончанию обучения не выпустился и не разбежался кто куда, а превратился в знаменитую «Мастерскую Петра Фоменко».

    «Мы набирали курс очень долго. Каждая несостоявшаяся судьба — это большой удар. Не разглядел, не сохранил или ошибся. И мне думается, что абитуриент проходит серьезный первый курс, еще не поступив на него», — рассказывал Петр Фоменко.

    Театр с домашней обстановкой, небольшой, очень уютный, как-то сразу стал одним из самых посещаемых в Москве, а никому неизвестные выпускники ГИТИСа стали звездами. Режиссер, который когда-то по советским меркам порочил театральную классику, сам стал классиком, основателем огромной театральной школы, великим режиссером, с уходом которого российский театр будет уже не тот.

    Биография Петра Фоменко


    Театральный режиссер, художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», педагог Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве.

    В 1955 году окончил филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), в 1961 году — режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС) (ныне Российская Академия театрального искусства (РАТИ)).

    Режиссерский дебют Фоменко состоялся в 1958 году на сцене Московского драматического театра. Первый спектакль режиссера – «Беспокойное наследство» по пьесе Константина Финна.

    В 1960-е годы Фоменко ставил спектакли в московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ «Ленинские горы», Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке.

    В 1972-1981 годах Петр Фоменко работал в Ленинградском театре Комедии (ныне — Санкт Петербургский театр Комедии имени Н. П. Акимова).

    В 1977 году Петр Фоменко стал главным режиссером Ленинградского театра Комедии.

    В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Эдуардо де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и «Любовь Яровая» Константина Тренева (1977) в Малом театре.

    Одновременно с работой в театре Фоменко трудился на Центральном телевидении. Режиссером были созданы телеспектакли «Новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Пиковая дама» по Александру Пушкину (1969, 1985); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастье» (1972) по Льву Толстому; «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по Александру Пушкину. Кроме того, режиссер снял полнометражные художественные фильмы «На всю оставшуюся жизнь» (1975), «Почти смешная история» (1977) и «Поездки на старом автомобиле» (1985).

    Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Фоменко возвратился в Москву и начал преподавать на режиссерском факультете ГИТИСа.

    В 1992 году Фоменко получил звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).

    Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжил ставить спектакли в московских театрах. Среди режиссерских работ Фоменко, созданных в 1980–1990 е годы на сценах различных театров, такие спектакли как «Плоды просвещения» Льва Толстого в театре им. В. В. Маяковского (1985); «Без вины виноватые» Александра Островского (1993) и «Пиковая дама» по Александру Пушкину (1996) в театре им. Евгения Вахтангова; «Калигула» Альбера Камю в театре им. Моссовета (1990), «Великолепный рогоносец» Фернана Кроммелинка в театре «Сатирикон» (1994) и другие.

    В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра — Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко», художественным руководителем которого стал Петр Фоменко.

    В 2001 году Петр Фоменко выпустил свой последний курс. В 2003 году он оставил кафедру режиссуры в РАТИ и перестал преподавать.

    Петром Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси (Грузия), Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).

    Созданные им спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии им. Станиславского (1994, 2000), премии «Хрустальная Турандот» (1994, 1996), национальной театральной премии «Золотая Маска» (1995, 2001, 2002, 2006, 2012), премии им. Товстоногова (2001). В 2001 году Фоменко стал лауреатом премии в области культуры и искусства «Триумф».

    За свое творчество Петр Фоменко был удостоен многих наград и званий. Он народный артист России (1993), лауреат Государственной премии РФ (1995, 1998, 2002). Был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007), в 2004 году удостоен премии президента РФ.


    9 августа стало известно, что Петр Фоменко скончался на 81-м году жизни.


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 10 августа 2012, 08:42
    • kuzmin

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018